Какие народы населяют югру. Народ ханты

17.11.2015 Находится в Полезно

Ханты-Мансийский АО, наверное, самое интересное место для тех, кто хочет познакомиться с северной культурой. Несмотря на небольшое количество коренного населения, многие традиции благодаря предприимчивости небольшой группы сохранены до сих пор.

Коренной народ и их традиции

Коренной народ Ханты-Мансийского АО - это Ханты и Манси. В старой литературе известны как Остяки и Вогулы. А в научной есть общий термин - Обские Угры. Первое указывает на основное место проживания, а второе происходит от «Юрга», «Югория» - территория на полярном Урале, описанная в русских летописях XI – XV вв.

Когда-то население кочевало с одного места на другое. Основа животноводства - это олени. Это для них все - и еда, и одежда… Без них в тайге не выжить. Поэтому обращаться с ними Ханты учатся с детства. Животные очень пугливые, но сильные. Рогами могут серьезно ранить. Иногда даже взрослый мужчина не может справиться в одиночку.

Раньше Ханты передвигались только на нартах (узкие, но длинные сани). Сегодня они используются все реже и реже. С открытием нефтяных месторождений у коренного населения появилась возможность стать ближе к цивилизации. Она, можно сказать, наступает. И сопротивляться бесполезно. Поэтому они начали искать компромисс.

За возможность установить нефтяные «качалки» с местным населением заключают договор. За это они получают электричество, бензин, и даже квартиры. При необходимости нефтяники бесплатно доставляют хантов в тайгу.

Те, кто выбирает городскую жизнь не всегда привыкает к ритму и возвращаются обратно - в городе, по их словам, жизнь «искусственная», и неинтересная. К тому же заставляет лениться. На природе такое невозможно.

Самое хорошее время - это весна. Не сильно холодно и можно ходить на «легке», но скоро лето. Очень короткое и хлопотное. Поэтому весной, когда есть немного свободного времени празднуют «День оленивода». Приезжают семьями. Замужних женщин можно распознать по платку, который закрывает практически все лицо. А молодые и незамужние, наоборот, ищут женихов, которые в этот день соревнуются между собой, демонстрируя силу, меткость и выносливость.

Раньше было обычным делом прыгать через нарты, метко бросать арканы и управлять упряжкой. Помогало выжить в суровых условиях тайги. Сегодня эти соревнования больше возможность напомнить, что традиции все еще живы. Но с каждым днем сохранить культуру все сложнее и сложнее.

Раньше ханты передвигались на упряжках, с места на место, в поисках хороших пастбищ, вместо домов были чумы (конические шалаши). С этих времен, наверное, только олени и остались.

Домашний быт

У каждой семьи есть свои угодья - это участок с лесом и рекой. Если спросить о площади, глубине озера или о кол-ве оленей, то ханты никогда не скажут точную цифру - плохая примета. Удачи не будет.

Сегодня ханты больше не кочуют. Есть два стойбища (место, где живут ханты) - летнее и зимнее, где стоят деревянные дома. Дом поделен на несколько зон. Перегородок нет, поэтому его можно сравнить с квартирой-студией. У каждого свое место. Женщины находятся у печи и рядом с мужчиной. Круг обязанностей у них очень широк: и по хозяйству помочь и свои дела сделать. На отдых практически нет времени. А, может быть, это привычка - работать с утра до утра.

Благодаря цивилизации у них есть сотовые телефоны, стиральные машины, отопление, но даже несмотря на это времени не хватает. Ханты очень любят хлеб (нянь). Рецепт очень прост: вода, сахар, соль, мука. И ничего больше.

Когда выдается несколько свободных минут хозяйка вышивает и делает украшения из бисера. Работа очень тяжелая и монотонная, хотя и занятная. Украшают шубу, у которой мех как снаружи, так и внутри. Получается тяжелая, но очень теплая. Никакие морозы не страшны. Для тайги в самый раз. Причем при вышивке орнаментам уделяется больше внимания. Когда-то они имели определенное значение. Большая часть их утеряна. Но жители знают, где и как они должны находиться - на воротнике, манжетах и т.д.

Экскурсия в краеведческий музей

ИСШ № 2

« Коренные народы Югры, их занятия и традиции»

Воспитатель: А. М. Воложанина

Игрим

2009

Коренные народы Югры, их занятия и традиции.

Экскурсия в краеведческий музей школы № 2 п. Игрим

для ознакомления с традиционными занятиями коренных народов Югры, видами жилищ и предметами быта (домашняя утварь), кухней народов Севера.

Цель- формирование у детей представление о социальной среде родного края и месте человека в ней.

Педагогическая задача: дать знание о природных богатствах края, дать детям понятие «коренные народы», быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве; развивать наблюдательность, речь, общий кругозор детей, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.

Ход экскурсии

Вступительная беседа.

Обзор по музею краеведения проводит директор музея

Лидия Алексеевна Волкова.

Тема: «Краткая историческая справка посёлка Игрим».

Тема: «Коренные народы Югры, их занятия и традиции».

Ю.Шесталов

Назови по имени

Вы спросите:

-А кто такие манси?-

Мы-манси.

Нас на свете очень много:

Ведь белка, утка, соболь или стерлядь-

Все это мы-мы скачем и летаем…

Так думали отцы и предки наши,

Себя не отделяя от природы…

Они искали с нею пониманья,

Оправдывая званье Человека.

Кто такие манси, ханты? (коренное население Югры)

Как манси и ханты относятся к природе?

« Русские люди хлебопашцы-мастера. А мы, манси, мастера ловить осетра, муксуна… Мы таежные люди, умелые ловцы зверя и рыбы. Мы - охотники. Мы - рыбаки. Мы – мастера ловцы, мы – следопыты. Мы –мастера пасти оленей». Так пишет о своем народе писатель Юван Шесталов.

Народы манси и ханты имеют древнюю культуру и очень близки к родной природе. Для мансийских, хантыйских поэтов лес – «брат родной», «родимый дом». В лесу, в тайге ханты и манси строят свои жилища, охотятся, добывают пищу и стараются беречь лесные богатства.

Охота

Вся жизнь коренного населения связана с лесом. Основное занятие населения Югры. Охотничий промысел зимой. Собака – друг и верный помощник охотника. Всё своё охотничье снаряжение охотник делает сам.

Слопцы – специальные ловушки из бревен на небольших зверьков и боровую дичь.

Силки – петли, свитые из конского волоса. Ими ловят куропаток.

Самое главное время охоты – зима; промысел на пушных зверей: лис, соболей, песцов, колонков, белок, росомах. Охота на медведя зимой.

Летом стреляют водоплавающую дичь, в основном уток, приманивая их при помощи резиновой надувной или деревянной утки-манка .

Охота – это очень тяжелый труд. Все охотники – как одна большая семья. Без взаимопомощи, взаимовыручки в тайге не обойтись. Охотники в зимних избушках оставляют друг другу припасы.

На каких зверей и птиц охотятся ханты и манси?

Что вы узнали об охотничьем снаряжении?

Кто и как помогает охотнику?

Оленеводство

«Олени – наши друзья», - так говорят ханты. Откуда икак появились домашние олени? В устной традиции народов это объясняется и естественным – приручили диких оленей и сверхъестественным образом – оленей хантам дала женщина-дух.

Олень для народов ханты и манси – жизненная необходимость и главное богатство и ценность семьи.

Охота на диких оленей. Ханты и манси охотятся только по необходимости, никогда не убивают животных просто так, ради развлечения, у убитого животного используют всё. Применение шкур, шерсти, рогов, костей, сухожилий.

Домашний олень – транспортное средство. Олень может идти по труднопроходимым местам: по глубокому снегу, летней тундре, топким болотам, горным речкам. Ему не нужно горючее, пищу находит сам, прекрасно видит в темноте. Самое главное – никогда не бросит хозяина, не оставит замерзать в пургу.

Оленьи нарты делают из ели, поэтому они очень легкие.

Рыбный промысел

Рыба – самая процветающая группа позвоночных животных на нашей планете, появившаяся на Земле 200 млн.лет назад. Рыбы – основа жизнеобеспечения народов Югры, важный источник пищи, «живое серебро» нашего края.

Пойманная рыба использовалась вся без остатка. Чешуя шла на приготовление универсального клея. Из внутренностей вываривали рыбий жир, а осадок использовали как средство, отпугивающих комаров. Сушеную мелкую рыбу толкли вместе с костями и получали порсу – рыбную муку, из которой можно приготовить питательную похлебку. В большом количестве заготавливали несолёную вяленую рыбу. Варили из рыбы уху. А чаще всего ели рыбу в свежем и свежемороженом виде.

Р.Ругин

Молитвы рыбака

На лов отплывает рыбак на рассвете,

Когда ещё спят и хозяйка и дети.

Рыбак потаенные знает места

И первую рыбу целует в уста.

Потом извлекает он рыбу вторую.

И главное лакомство – нельму сырую

Сперва предлагает он Духу Воды:

«Прими за свои вековые труды.

Поклялся быть верным тебе на огне я,

Позволь мне тайменя поймать пожирнее.

Толику запасов своих отряди

И стаю за стаей к сетям подведи…

Пускай твои строгие дочери – волны

Не губят рыбацкие утлые челны.

Пускай уважают нелегкий мой труд

И жизнь рыбака под заклад не берут».

Одежда, обувь

Одежду и обувь раньше ханты шили из рыбьих кож. Она прочна и непромокаема. Сдирали кожу с налима или стерляди и обрабатывали остатками ухи, печенью животных, счищали скребками, мяли руками.

Нитки изготавливали из сухожилий оленя, лося или крапивы. Из крапивных нитей ткали полотно, из шерстяных шили пояса либо делали носки.

Одежда из оленьих шкур

Сахи – это двойная шуба, у которой подкладка всегда из меха, а верх либо из оленьей шкуры ворсом наружу, либо из ткани яркого сукна.

Глухая малица – носят мужчины. Это защитная спереди шуба, а к шейному вырезу пришивается меховая шапка. Обувь из шкур оленя.

Характерные особенности современной национальной одежды и обуви. Покрой одежды, сама одежда и обувь ханты удивительно приспособлены для суровых северных условий. Она легкая, мягкая прилегает к телу, теплая и удобная.

Женская одежда и обувь

Верхняя одежда. Вместо нательного белья женщины носят нижнее платье с длинными рукавами. Шьют из цветной ткани. На груди разрез по середине. Вокруг него нашивали полоски из однотонной ткани либо пуговицы с бисером. Так же обшивали рукава.

Летом носят платья из более легких тканей, чем зимой. Ложась спать, женщины платья не снимают. На платье женщины надевают халат (сак). Он распашной и шьется из ярких однотонных тканей, чаще всего халаты и платья носят без поясов.

Праздничная женская одежда и обувь. Отличается от повседневной большей яркостью, нарядным исполнением. Подол праздничного зимнего халата украшен мехом. На ноги зимой надевают теплую обувь из камуса оленя или других животных (лося). Летом носят красивую праздничную обувь, изготовляемую из тонкой кожи типа замши, украшают краской из лиственничной коры.

На грудь женщины надевают нагрудные украшения из бус, бисера и колец, монет. В праздничные дни женщины надевают множество колец, обычно из белого металла и меди. Голову покрывают большими яркими платками с кистями.

Мансийская обувь. Очень удобная и легкая. Это высокие сапоги или низкие туфли. Зимние сапоги шьют и оленьих камусов мехом наружу, выше колен. Как и одежду, их красиво украшают меховой мозаикой и полосками цветного сукна, вставленного в швы.

Отличаются мужские и женские сапоги покроем, мужские и женские сапоги сшиты из «ровдуги» . Перед тем, как надеть такие сапоги, кладут стельки из сухой травы. Эту траву женщины заготавливают на всю зиму. Летние сапоги разрисовывали соком березы или отваром из коры лиственницы. Узоры все те же геометрические, похожие на оленьи рога или ветви деревьев.

Женские красивые туфли «няры» , сшитые из кожи, украшаются бисером или аппликацией из ткани. Их носят с длинными шерстяными носками из цветной собачей шерсти.

Все это создается руками женщин.

Юван Шесталов пишет:

Сколько б дел имел мужчина,

Сколько трудностей он видел,

Без жены живя на свете,

День и ночь он лил бы слёзы…

Мужская одежда и обувь

Одежда не отличается большой красочностью, нарядностью, как женская. Покрой халата мало отличается от покроя женского. Подол обшивается полоской ткани другой однотонной расцветкой либо совсем не отделывается. Халат обязательно подпоясывается поясом. Зимняя мужская одежда – малица.

Промысловая мужская одежда и обувь. Эта одежда и обувь для охоты, рыболовства несколько отличается от повседневной. Для рыбной ловли шили бродни наподобие сапог, но без каблуков, с длинными кожаными голенищами (эту обувь заимствовали у русских).

Одежда для охоты. Удобная темная обувь, нижний халат-шуба из оленьего меха, пояса, патронташ.

Уход за одеждой и обувью:

Бережное отношение. Одежду носили десятилетиями, передавали из поколения в поколение.

    Верхнюю меховую одежду и обувь не заносят теплое помещение.

    Хранят в мешках, подвешивают в лабазах.

Детскую одежду и обувь изготавливают любовно и красочно.

Кухня народов Югры

Основная пища ханты и манси – рыба и мясо. Главная роль отводится мясу дикого оленя. Его вялили, коптили. Рыбу ели сырой, соленой, вяленой.

Из внутренностей рыбы вытапливали жир, он шел в пищу в чистом виде или смешанный с толчеными ягодами черемухи. На нем жарили лепешки и приготовляли из него «варку», для чего проваривали в нем истолченную сухую рыбу. Такую «варку» всегда брали в дорогу или на охоту. Зимой рыбу ели мороженой. Головки рыбы, иногда и всю мелкую рыбу сушили и толкли в муку, из которой варили болтушку. Вынутые пузыри сушили и делали из них клей.

Р.Ругин

Строганина

Вы изведали хоть раз

Вкус морозной строганины?

Если нет – зову я вас

В наши снежные равнины.

С перцем, с солью, ох и сласть!

Ничего вкусней не надо,

Съел – и в теле разлилась

Молодящая прохлада.

Стружку нельмы чуть вкусишь,

Невозможно оторваться.

Насладился и спешишь

У печи отогреваться.

Если ж вам преподнесут

Жирной стружки осетровой,

Расцветет, ручаюсь, тут

Самый хмурый и суровый.

Боровую и водоплавающую дичь ели в вареном виде или вялили и коптили. Употребляли в пищу также яйца диких птиц.

Из дикорастущих растений ханты и манси потребляли ягоды (чернику, черную смородину, бруснику, черемуху), которые ели сырыми; собирали растения: «медвежью дудку», дикий лук и различные клубни.

Весной собирали и пили березовый сок, кроме этого напитками служили отар чаги и другие растительные отвары. Грибы не ели, считая их нечистым порождением.

Печеный хлеб стали широко употреблять народами ханты и манси лишь в недавнее время, несмотря на то, что он был, видимо, им известен давно. Еще в 18 в. Ханты и манси изредка в обмен на пушнину и рыбу брали у русских печеный хлеб. Мука, особенно ржаная, значительно раньше печеного хлеба вошла в употребление у этих народов. Бедняки из нее делали болтушку, забалтывая муку в кипящей воде. Более зажиточные пекли из нее на золе и камнях лепешки.

Соль употребляли при приготовлении пищи, при заготовке продуктов в прок. Общеупотребительно было жевание древесной смолы, преимущественно лиственничной, которая считалась средством для предупреждения цинги.

Игры, игрушки детей Югры

В более ранние времена игрушками были косточки из головы средней щуки, косточки-бабки из костей птиц, самодельные безликие куклы-акань, выструганные игрушки и др. часто дети играли пойманными зверьками (белки, бурундуки). В играх дети подражали взрослым, их деятельности: охоте, рыболовству. С 9-12 лет уже помогали взрослым.

С раннего возраста родители старались занять своих детей какой-нибудь яркой игрушкой. Для девочек шили из ненужных отрезков разных тканей кукол, и они играли, подражая матери и старшим сестрам: кормили, качали на руках, укладывали в постель и убаюкивали, напевая колыбельную. Из лоскутков материи мастерили для своих кукол постель, одежду.

Кроме кукол, игрушками девочек были разноцветные осколки разбитой посуды, устаревшая и уже не нужная в хозяйстве посуда: деревянные ложки, чашки, блюдца, чайники и др. С таких игр начиналось постепенное становление помощницы матери, приобщение к семейным хозяйственным делам.

У мальчиков игры были связаны с оленями или лошадьми, упряжью. Коробка из- под спичек после того, как к ней прикручивали с обеих сторон оглобли из березового прутика, становились санями. Футляр от спичечной коробки изображали оленя, лошадь. В сани грузили разные игрушки, и обоз отправлялся по полу жилища в далекий путь до неведомого города.

В младшем возрасте к игре в лошадок прибавлялась еще одна игра: бабки .

Собирали косточки ног оленя, сушили – это и были бабки. Затем играли.


Задачи:

  1. познакомить с народностями, проживающими на территории Югры.

  2. развивать речь, мышление.

  3. воспитывать интерес к истории нашего края.

Ход урока:


  1. Организация урока.

  2. Актуализация опорных знаний.
- Как называется край, в котором мы живем?

(Югория или Ханты-Мансийский автономный округ.)

На территории какой области он расположен?

(На территории Тюменской области)

Покажите границы нашего округа на карте.

Чем знаменит наш край?

(Природными богатствами: лес, газ, нефть.)


  1. Изучение нового материала.
Коренные жители нашего края – ханты и манси
Манси- численность 8474 (на 1999г)

Расселение: Тюменская область.

ХМАО, Ямало-Ненецкий автономный округ

На Оби и её левых притоках (с.Сосьва, Конда) живут Манси. Ближайшие родственники хантов и венгров. В 1989 г мансийский язык считали родным 37,1% всех манси. Письменность существует с 1931 г на основе латинского, а с 1937 г – русского алфавита. Язык и традиционная культура в настоящее время сохраняются у северных и восточных манси.

Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но с появлением в тех местах коми и русских в ХI-Х IVв. переселились в Зауралье. Спустя столетие численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно переселились на север и восток.

Традиционная культура носит типично таежный облик, хозяйство комплексное.

Основным занятием были охота и рыболовство, частично оленеводство.

На Оби и в низовьях Северной Сосьвы преобладающим занятием было рыболовство. Жители верховьев рек занимались преимущественно охотой на пушных и копытных животных. Добыча белки, соболя, носила товарный характер. На Конде промышляли оленей, лосей, боровую и водоплавающую дичь.

Поселения (пауль) были постоянными (зимние) и временными сезонными. Основной тип жилища – срубный дом с двускатной крышей. В низких местах срубы ставили на столбы – сваи. Вход в жилище находился во фронтонной стене, обязательно обращенной к реке обычно вход очень низкий.

Традиционная одежда (жен) – платье на кокетке, халат хлопчатобумажный или суконный, зимой сахи – двойная меховая шуба. Одежду богато орнаментировали бисером, аппликацией, цветным сукном и меховой мозаикой. Большой платок с широкой каймой и бахромой, сложенный неравным треугольником, носили свободно наброшенным на голову и плечи. Концом платка женщина (как у хантов) закрывала лицо в присутствии мужчин – старших родственников мужа.

Мужчины надевали рубахи, по крою похожие на женские платья, штаны и пояса, к которым подвешивали мешочки и футляры с охотничьим снаряжением. Верхняя одежда из сукна или оленьих шкур- глухая с капюшоном (малица, гусь). В сильные морозы поверх неё надевали парку глухого покроя из шкурок телят оленя мехом наружу. Лузан – мужская охотничья одежда – представляет собой прямоугольный кусок кожи на войлочной подкладке с круглым вырезом для головы посередине. Зимняя обувь (ерн вай-ненецкая обувь) длиной выше колен шили из камусов меха. Летнюю, короткую (няра) делали из продымленных лосиных, оленьих, конских камусов.

Ханты – численность – 22520 человек на 1999г

Расселение - Тюменская и Томская области

ХМАО, ЯНАО

В бассейне Оби, Иртыша и их притоков живут ханты. Раньше населяли более обширные территории – выделяют три группы: северную, южную и восточную.

Первые попытки создать письменность на хантейском языке относятся к ХIХ в.

В 1989 г хантыйский язык считали родным 60,5% хантов. В основе национального образа жизни лежит культура аборигенных неолитических племен Урала и Западной Сибири.

Осваивали русскую культуру, заимствовали дощатые лодки, рубленые избы, стали разводить скот, выращивать овощи. Жизнь хантов определялась сменой сезонных занятий.

На Оби, Иртыше, в низовьях их притоков ловили рыбу. Ловили осетра, стерлядь, нельму, муксуна, сига, чира, сырка, щуку.

Охотились на лося и дикого оленя на лыжах. На соболя, колонка, горностая, лисицу, зайца, ставили ловушки, петли, капканы. Летом и осенью заготавливали на зиму ягоды и кедровые орехи. Жилища каркасные, срубные. Женщины носили платья, суконные или хлопчатобумажные халаты (мешкансах), украшенные аппликацией на манжетах, подоле, полах. Зимние меховые шубы шили из оленьего меха, распашные, двухслойные, у других – из меха белки или сукна. Из рыбьей кожи шили одежду и обувь, теперь делают мешки для хранения соли, пороха.

Хантов называли «рыбоядцами» в их пище преобладала рыба. Мясо только убитого оленя ели сырым и отварным, а мясо лося только отварным.

Большинство хантов живут в сельской местности – новых посёлках, традиционных селениях постоянного и сезонного типа.


  1. – Какие народы являются коренными жителями края?
- Что узнали об их жизни?

  • Расшифруйте названия основных занятий народов севера.
Б О А Е С И Т Л Х В Д Н Р Ы

  • Отгадайте загадку.
Неизвестный

В три погибели согнувшись лежит,

Позовешь на охоту –

Впереди побежит.

Зверя почует –

На весь лес запоет. (Собака)

Собака верный друг и помощник охотника.

Олени – жизненная необходимость для народов ханты и манси, представляют главное богатство и ценность семьи.


5. Д/з написать рефераты о народах ханты и манси.

Краеведение.

Тема: Быт народов севера.
Задачи:


  1. познакомить с бытом хантов и манси, условиями жизни

  2. развивать мышление и речь

  3. воспитывать интерес к истории родного края

Ход урока.


  1. Оргмомент

  2. Актуализация опорных знаний
- Какие коренные народы живут на территории нашего края?

(Ханты, Манси)

Чем занимаются эти народы?

Какую одежду носят женщины, мужчины?

Какие бывают жилища у хантов и манси?

3. Изучение нового материала.

А) Вот сегодня поговорим о быте, бытовых условиях этих народов

Б) У народов манси – срубный дом, вход в жилище очень низкий, со стороны реки. Жилище отапливалось и освещалось очагом-костром или чувалом. В качестве временных жилищ использовали каркасные постройки из жердей и коры, берестяные или крытые шкурами чумы. Для хранения имущества и съестных припасов служили наземные и свайные амбары, а также навесы – помосты на столбах. В стороне от жилища ставили глинобитные с остовом из жердей печи для выпечки хлеба. Собрания и праздники проходили в общественных зданиях размером больше обычных. Возводились специальные постройки (Мань кол «маленький дом») для беременных и рожениц. В труднодоступных местах в лесу ставили священные амбарчики, в них хранили изображения предков.

Традиционной пищей служили мясо и рыба, её ели вареной, мороженной, вяленной, копченной, сушеной. Из внутренностей рыбы вытапливали жир, его употребляли в чистом виде или смешивали с ягодами. Мясо промысловых животных (преимущественно лося), боровую и водоплавающую дичь вялили и коптили. Домашних оленей забивали в основном по праздникам. Чернику, черную смородину, черемуху, морошку, бруснику и клюкву заготавливали впрок. Семьи были большими (из нескольких брачных пар) и малыми (из одной пары), брак патрилокальный, когда жена уходила в группу мужа. Сохранялись и явления пережиточной матрилокальности, когда муж мог жить в семье жены.

Система религиозных представлений в целом традиционна – эта вера в существование у человека несколько душ. 5- у мужчин, 4- у женщин.

Наиболее известное празднество у манси, как и у хантов, - медвежий праздник. Многие празднества, торжества приурочены к датам православного календаря.
В) Ханты.

До середины ХХ в. зимние капитальные постройки были каркасные либо срубными. На коньке сруба и сейчас иногда украшают рога оленя, в деревнях на Оби на конце охлупня вырезают коня или птицу. Полуземлянки, сохранявшиеся у восточных хантов вплоть до 1950-х годов отапливались глинобитными открытыми очагами наподобие камина или железной печкой. Вдоль стен ставили нары. Места для женщин в срубном доме находились у входа, а напротив – в красном углу – для мужчин и почётных гостей. Там же – места хранения священных сундуков с изображением духов – предков и покровителей.

Сезонные жилища – каркасные, из жердей, крытые корой, чаще всего берестой, - возводили различной формы: однокатные, двукатные, конические, полусферические, прямоугольные с двускатной и односкатной крышей. Обогревали их открытым очагом, разводили дымокур от комаров, пищу обычно готовили на воздухе. Оленеводы и рыбаки на летних сезонных поселениях жили в чумах.

У северных хантов оленеводов мужчины зимой носили глухую малицу из шкуры оленя мехом внутрь с ситцевым чехлом сверху, капюшоном, пришитыми рукавицами.

Хантов называли «рыбоядцами», в их пище преобладала рыба. Её вялили, сушили, коптили, варили, жарили и ели сырой. Белую замороженную рыбу мелко строгали (строганина), кости сушили, толкли на корм для собак, из кишок вываривали жир, его заготовляли, смешивая с ягодами. Лакомством считалась варка – икра, вываренная в рыбьем жире, и желудок белки, наполненный кедровыми орехами. Мясо только что убитого оленя ели сырым и отварным, а мясо лося всегда варили. Традиционны деревянные долбленные корыта и блюда для рыбы и мяса, и теста, ложки. Берестяная утварь украшена геометрическим орнаментом, выскобленном на темном слое или вырезанным и наложенным на закопченный слой бересты либо на полосу темной ткани.

Музыкальные инструменты – варган, струнные, щипковые – цитра типа гуслей в форме лодки, арфа (в виде гуся), лютня.

Литература:

«Арктика- мой дом» полярная энциклопедия школьника.


Краеведение.

Тема: Югорские леса и лесные чудеса. (II)
Цель: ученик, знающий, как коренное население использовало лесные богатства.
Задачи:


  1. познакомить с тем, как использовали коренные жители лесные богатства

  2. развивать мышление

  3. воспитывать бережное отношение к природе.

  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания
А) Какие бывают леса?

Б) Рассказать о хвойном лесе.


  1. В речку, как в зеркало глядя, расчесала б кудрявые пряди, и вошло б у неё в привычку, по утрам заплетать косичку (береза)

  2. Красненькую ягодку, думал я, сладкое деревце дало. Что за деревце оно, обмануть меня смогло. (рябина)

  3. Эти деревья до неба хотят дорасти; небо ветвями хотят подмести, чтобы в течение года ясной была погода. (сосна).

  4. Они с виду кажутся злючками, лапы покрыты колючками, да колючки мягки, можешь погладить их. (Питхта)

  5. Зябнет, дрожит на ветру, стынет, на солнышке мерзнет в жару, дайте пальто и ботинки надо согреться. (осинке).

  6. Вроде сосен вроде елок, а зимою без иголок (листвинница)

  7. Эти девочки, тонкие иголочки у лесных ворот водят хоровод (елочки).

Объяснение нового материала.

Сегодня узнаете много интересного о деревьях нашего края.

Кедровые леса – ханты и манси берегли, разрешалось рубить только неплодоносные деревья. Урожайные годы кедра чередуются через 3-5 лет.

Из кедра делали лодки, вёсла, лыжи, кедровое масло, кедровую муку, столы, стулья. Из корня кедра плели ловушки для рыбы.

Мужчины из древесины кедра делали поделки.

Кедр у хантов и манси символ мужества и вечности.

Присев под кедром отдохнуть

Вдохнем смолистый запах шишек

И пусть ровнее дышит грудь,

Стряхнуть усталости излишек.

Манси верят, что бог неба сотворил кедр раньше других деревьев.

Какие звери любят кедровые орехи? (белка, бурундук)
Орехи любят и манси, у них есть забава «сибирский разговор», кто больше разгрызёт кедровых орехов.
ЕЛЬ – любит сырые места, зимой в ельнике тепло, поэтому туда летят греться птицы, из ели делают свои чумы манси, а также лодки, луки, музыкальные инструменты.

Ель хозяйкой ханты величали

Ей с почтеньем кланялись всегда

И рубить и трогать запрещали

Чтобы не постигла нас беда.

СОСНА – хвойное дерево. Жители Югры строят из неё дома, корни сосны идут на веревки, хвоей обкуривали жилье во время болезни.

От молний небеса бледны,

Сосна касается сосны

Они стоят плечо к плечу

Защиты я у них ищу.

ЛИСТВЕННИЦА – лучше других деревьев выносит морозы. Она не гниет в воде, поэтому из неё манси делали дома, кладовые. Сухой гриб на дереве – это ценное лекарство. (Хрестоматия).

БЕРЕЗА – ханты собирали бересту для поделок, из неё делали легкие, берестяные лодки, посуду, колыбели для детей, туески для ягод. Из березовых веток плели коврики на пол и сундуки для белья.

То береза, то рябина,

Куст ракиты над рекой.

Край родной на век любимый,

Где найдешь ещё такой!

(Чтение текстов из хрестоматии)
Итог урока.


  1. Какие деревья используют ханты и манси в домашнем хозяйстве?

  2. Что ханты делают из кедра? Березы? Ели? Сосны? Лиственницы?

  3. Какие лиственные деревья ещё растут в наших лесах?

Краеведение.

Тема: Югорские леса и лесные чудеса. В гости к зиме.

Задачи: 1.формирование знаний о зимних признаках в природе, знакомить с жизнью Югорских лесов и их обитателей в зимнее время,

2. Развивать мышление, речь

3.Воспитывать бережное отношение к природе

Ход урока.


  1. Оргмомент

  2. Проверка домашнего задания

  3. Актуализация опорных знаний
- Что такое живая и неживая природа?

Как взаимосвязана живая и неживая природа?


  • Экспресс-опрос
Живая +, неживая-, сделано руками человека V
Дождь, кирпич, лед, глина, трактор, облако, медведь, книга, одуванчик, дерево, ветер, завод, лиса, ворона, карандаш.

Ответ: - V - - V - + V+ + - V + + V


  1. Объяснение нового материала

    • Отгадайте тему урока
Белая хозяйка все реки и озёра застеклила, все поля и леса пуховым одеялом покрыла.

    Сообщение темы и задач урока.
Послушайте, как поэт описывает Югорский лес и попробуйте определить, как ханты его называют. (Хрестоматия 1 класс, стр.12)

Как же называют? (Тайга)

Что такое тайга? (Густой, непроходимый, хвойный лес).

Песня.


Какие бываю леса.

Лиственный Хвойный Смешанный

  • На доске: сосна, кедр, ель, можжевельник, береза, лиственница, осина, ива, пихта.
- Какое растение лишнее? Почему? (можжевельник – кустарник)

На какие две группы можно разделить? Записать в 2 столбика.

Лиственные Хвойные
- Чем отличаются хвойные и лиственные деревья?

Какое дерево имеет вид хвойного, но сбрасывает хвою осенью, а весной вырастают новые хвоинки? (лиственница)

5. Работа по учебнику.

Какие хвойные деревья занимают наибольшую площадь? (Сосна)

Какие лиственные? (Береза)

Работа в тетради

6.Работа над пословицей.

На доске:

Много леса – не губи,

Мало леса - береги,

Нет леса – посади.

Как понимаете пословицу?


  1. Как зимуют животные?

  2. Следы (с98)

  3. Работа по тетради. Как живут звери в лесу? Как живут птицы?
- Какие животные впадают в спячку?
11.Итог урока.

  • Какие бывают леса?

  • Назови хвойные деревья, чем отличаются от лиственных?

  • Какие деревья растут в Югорских леса?

  • Какие растения ещё растут в тайге?
(клюква, черника, малина, брусника, калина, смородина)

  • Как зимуют звери?

  • Как зимуют птицы?

  1. Д\з составить рассказ о жизни любого животного зимой

Традиционная посуда обских угров.

Обские Угры использовали самодельную и покупную посуду. Самодельную изготавливали из дерева, бересты, кости. Некоторые предметы были многофункциональными (например, чуман применяли в качестве тарелки, ковша для воды, в нем держали рыбу, хранили ягоды).

С приготовлением пищи связаны различные доски для разделки рыбы. Существовали специальные ножи для чистки рыбы, сделанные из заточенной с одной стороны лопатки оленя или куска дерева.

Для измельчения продуктов (черемухи, сушеной рыбы) использовали ступы разной формы, корыта, выдолбленные из дерева, и песты.

Для приготовления пищи на огне служили металлические котлы, чайники, сковороды. Вся металлическая посуда была покупной. Котлы и чайники подвешивали над огнем на специальных деревянных крюках. Для помешивания пищи в котлах служили деревянные лопатки или деревянные черпаки. Ими снимали жир, доставали из котла рыбу и мясо. В качестве тарелок использовали деревянные долбленые блюда, чаще всего прямоугольные, с закругленными углами. Встречались овальные и круглые блюда, круглые тарелки, плетенные из кедрового корня. Ложки вырезали из дерева.

Воду носили и держали в берестяных ведрах цилиндрической формы с пришивным дном и костяной ручкой.

Для хранения муки, сушеной рыбы и мяса служили берестяные коробки или мешки из кож тайменя, налима, стерляди. Продукты держали в больших берестяных емкостях – заплечных кузовах.

На протяжении 20 века традиционная посуда постепенно вытеснялась покупной. Традиционную посуду и кухонную утварь можно встретить в отдаленных районах, в обиходе оленеводов, охотников и рыбаков на промысле.
Игры, игрушки детей Югры.

Поскольку краеведение – это интегрированный курс, то первый урок можно провести в форме рассказа учителя. Тема детства, игр хорошо показана в книге Е. Айпина «В ожидании первого снега».

В более ранние времена игрушками были косточки из головы средней щуки, косточки-бабки из костей птиц, самодельные безликие куклы – акань, выструганные игрушки и др. Часто дети играли пойманными зверьками (белки, бурундуки). В играх дети подражали взрослым, их деятельности: охоте, рыболовству. С 9-12 лет уже помогали взрослым.

«С раннего детства родители старались занять своих детей какой-нибудь яркой игрушкой. Для девочек шили из ненужных отрезков разных тканей кукол, и они играли, подражая, матери и старшим сестрам: кормили, качали на руках, укладывали в постель и убаюкивали, напевая колыбельную. Из лоскутков материи мастерили для своих кукол постель, одежду. Кроме кукол, игрушками девочек были всевозможные флакончики, разноцветные осколки разбитой посуды, устаревшая и уже ненужная в хозяйстве посуда: деревянные ложки, чашки, блюдца, чайники и др. С таких игр начиналось постепенное становление помощницы матери, приобщение к семейным хозяйственным делам.

У мальчишек игры больше были связаны с лошадьми, упряжью. Коробка из-под спичек после того, как к ней прикручивали с обеих сторон оглобли из березового прутика, становились санями. Проколов ее иголкой, в отверстие продергивали двойную нитку – это были гужи. Дугу гнули из того же березового прутика. Затем футляр-лошадь впрягали в оглобли – и упряжка была готова. В сани грузили разные игрушки, и обоз отправлялся по полу избы в далекий путь до неведомого города. Там сани разгружали, переносили груз в мнимые амбары, брали новую поклажу, и обоз возвращался домой. Были и более будничные «поездки» - за дровами, за сеном, вывозили снег и навоз.

В младшем школьном возрасте к игре в лошадок прибавлялась еще одна: в шапку-бабку.

В каждом хозяйстве держали, в зависимости от численности семьи, от одной до трех коров. Бычки и малопродуктивный скот шли под убой на мясо. Жили люди экономно и после забоя старались использовать все, что можно: кишки и сычуг (один из отделов желудка жвачного животного) шли на приготовление домашней колбасы, после тщательной обработки годился в пищу и желудок, из опаленных и оскобленных ног делали холодец, а бабки отдавали мальчикам для игры.

Для игры в шапку-бабку собиралось от 2-3 до 5-6 ребятишек. Они усаживались в кружок на крылечке или дома на полу, складывали в шапку бабки, каждый по одной. Затем один из них, на которого выпал жребий, брал шапку, встряхивал в ней бабки и переворачивал на пол. Подняв шапку, все смотрели, каков выигрыш. Та бабка, которая легла на брюшко, считалась выигранной. Если все бабки оказались на боку, шапка переходила к следующему по кругу игроку. Самым интересным в игре бывал момент, когда весь выигрыш доставался одному. Это случалось, если одна из бабок вставала на «попа», т.е. вертикально. Тогда начинался следующий кон.

В шапку-бабку играли осенью и зимой. А с наступлением весны, как только где-нибудь на бугорке сходил снег, и подсыхала земля, начинали играть в эти же бабки, но по-другому. На горке очерчивали круг до 8 метров в диаметре и в центре его рыли неглубокую круглую ямку в виде котла диаметром в 15-20 см. эта игра и называлась «в котел».

Каждый играющий должен был положить в котел по одной бабке. Кроме того, для игры нужна была еще одна квадратная железная гайка с длиной стороны примерно в 6 см и толщиной до 1,5см. эту гайку игрок бросал от границы круга в котел, стараясь выбить из него хотя бы одну бабку. Если это удавалось, он получал право войти в круг и уже у самого котла бить по оставшимся бабкам. Тот, кто «промазал» или, попав брошенной гайкой в котел, не выбил из него ни одной бабки, уступал место следующему игроку. Каждый старался выбить бабку с кона за черту круга – тогда она становилась его собственностью.

С дальнейшим наступлением весны, когда повсюду сходил снег и подсыхала земля, дети школьного возраста увлекались игрой в лапту или перебежки. В нее включались, особенно в воскресные и праздничные дни, и молодые мужчины. Почти на каждой улице собирались по 6-10 детей, выбирали место, где на той и другой стороне стояли у ворот, наискосок друг от друга, деревянные лавочки, и делились на две группы. Затем, двое, представляющие разные команды, становились посреди улицы на «матку»: один с мячом, второй с битой – круглой деревянной палкой метровой длины с утонченным одним концом, чтобы удобнее было держать. Мячи того времени были скатаны из овечьей шерсти – у ребятишек помладше, у старших – гуттаперчевые; резиновых тогда не было.

Одна команда выстраивалась вдоль улицы в 10-20м друг от друга, вторая собиралась на лавочке против матки. На «матке» игрок подбрасывал мяч, а его противник бил по мячу лаптой (битой), стараясь, чтобы он летел как можно дальше и выше. И пока стоящие на карауле ловят мяч, кто ударил удачно, и те, кто промазал, должны перебежать улицу до противоположной лавочки и вернуться. Тогда команда по-прежнему останется активно играющей стороной. Те, кто перебежать не успел, остаются на противоположной стороне и ждут удачного удара своего товарища.

Если во время перебежки кто-нибудь из стоящих в карауле сумел поймать мячик, он старался попасть им в бегущего, и если это удавалось, вся группа стоящих в карауле быстро бежит к «матке», после чего команды меняются местами.

Игра в перебежки заканчивалась с наступлением купального сезона. Как только температура в речке поднималась до 15-17 0 , первыми прыгали в нее с разбегу крепкие молодые парни, следом за ними вся детвора, и где-нибудь в сторонке, в безлюдном месте, купались девчонки. В то время пляжных костюмов сургутяне не знали и купались совершенно раздетыми.

В жаркие солнечные дни мальчишки, свободные от домашней работы, целыми днями пропадали на речке, заняв лучшие участки берега. Грелись в песочке, учились плавать, нырять. Приходилось опасаться иных взрослых, которые хватали малышей, забредали на глубину и отпускали их самостоятельно выплывать к берегу. Испуганный мальчишка плакал, но и радовался тоже от того, что сумел преодолеть это небольшое расстояние. В нем зарождалась уверенность в своих силах, и он уже забредал по горло в воду и повторял опыт, плыл к берегу.

Тем временем более опытные пловцы соревновались, кто дольше пробудет под водой, дальше нырнет, и так увлекались, что не замечали, как от холода синели губы и одолевала дрожь. Но зато, сколько было радости, особенно у тех, кто постигал искусство плавания и ныряния.

В середине лета, с началом спада воды в реке, многие ребята уезжали с родителями на варовой промысел рыбы, с которого возвращались в конце июля – начале августа. Старались вернуться к празднику – Ильину дню. Затем начиналась сенокосная страда, и мальчишкам постарше было не до игры: выезжали семьями на лодках за Обь, в Свиную курью, по речке Полуй, за Черный мыс в сторону р. Почекуйки. дома оставались только матери с малыми детишками и старики. Поскольку домашний скот летом и в начале осени держали в летних загородях на берегу Саймы, во дворах всегда было чисто и зелено. И у оставшихся дома малышей начиналась своя страда: они рвали ручонками траву, складывали ее в небольшие кучки-копны, из палочек строили стожарья и на них сметывали игрушечный стожок». вайне й: затесанные сваи препятствовали проникновению внутрь амбара грызунов. олрев, упругие деревца: бодая их, сдирают отслаившуюся кусками шкуру. рой.

Общая численность около 31 тысячи человек . Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах , примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областях.


История хантов

Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви , а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами , . Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп , вождь, главный в племени.

После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.

Природа – высшая ценность культуры хантов

Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.

Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.

Традиции. Праздники и ритуалы

Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов!
Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .

Сегодня в Югре наградили самые активные национальные автономии. 10 югорчан и 10 диаспор получили окружную премию за вклад в развитие межэтнических отношений в регионе. Всего в нашем округе проживают представители 126 национальностей. Некоторые из них познакомили со своей культурой гостей окружного форума «Диалог национальных культур».

Немки Елена и Магдалена Кизнер о своем родстве узнали в Югре три года назад, когда учительница одной из школ Ханты-Мансийска начала собирать сведения о немцах, сосланных в автономный округ. Сегодня в немецкой национальной диаспоре - самой молодой в регионе - больше ста человек.

Елена Кизнер, председатель немецкой национально-культурной автономии: «Мы хотим возродить и сохранить хотя бы частичку языка и культуры, и хотим быть хотя бы маленькой частичкой в нашем многонациональном округе».

Находить немцев, осевших в Югре, Елене Кизнер помогают русские, татары и коренные жители Севера. Чтобы рассказать о своем добрососедстве, они приехали на окружной форум «Диалог национальных культур». Встречаются народы и в повседневной жизни. К примеру, в окружном центре межнациональные посиделки проходят каждый месяц.

Юрий Изосимов, и.о. первого заместителя директора Департамента культуры Югры: «Каждый из нас - россиянин, так или иначе. И, безусловно, сегодня, в День народного единства, наша главная задача - подчеркнуть единство народов, населяющих Ханты-Мансийский автономный округ, единство нашей территории, единство наших взглядов на будущее нашей страны».

Сегодня в ханты-мансийском округе проживают представители 126 национальностей. И все они считают Югру своим родным домом. К примеру, один из старейшин таджикской диаспоры утверждает, что его народ жил на Оби много веков назад.

Умарбек Сафаров, заместитель председателя таджикского национально-культурного объединения «Вахдат»: «В тех исторических данных, которые я прочитал, говорится, что таджики жили на берегах Оби на протяжении многих веков, занимались скотоводством и земледелием. В крови у них это есть, поэтому их и тянет на Север».

Александр Березин, директор Центра искусств для одаренных детей Севера: «Россия - это большая многонациональная страна. И, конечно же, наши народы должны жить в единстве и согласии, делая нашу страну сильней».

Символ многонациональной Югры - одеяло мира, в котором 126 лоскутков - от каждого народа, пустившего в нашем округе корни. Среди них и немецкая национальная автономия. В этом году она в числе 10 диаспор получила окружную премию - 10 тысяч рублей. На эти деньги учительница Елена Кизнер организует курсы немецкого языка, который пока изучает всего 10% югорчан.