Конспект урока-экскурсии: «Экскурсия в осенний парк» (3 класс VIII вида). Сезонные изменения в природе

Познание мира 1 класс

Тема: Экскурсия в парк. «Наблюдение за влиянием сезонных изменений в жизни растений и животных»

Цель : -показать детям циклический характер жизни природы;

Формировать понятия о природных ритмах;

Воспитывать любовь к Родине, родной природе.

Задачи урока:

1. Учить детей наблюдать явления в природе.

2. Научить детей заносить свои наблюдения в специальный дневник, используя условные знаки.

Базовые знания . Изменения в природе. Деревья, кустарники, травы. Птицы перелетные и зимующие, труд людей осенью.

Опорные знания . Живая и неживая природа, предметы, сделанные руками человека.

Оборудование урока: 1. Планшеты для обозначения условными знаками своих наблюдений.

2. Цветные карандаши.

Ход урока

1.Организация экскурсии

Наблюдение изменений в природе, свойственных для прихода осени.

На природе дети всегда чувствуют себя свободно и весело. Начать можно с того, что дети поделятся своими чувствами друг с другом. У детей появляется желание играть, бегать. Учитель настраивает детей на познавательный процесс обсуждением вопросов:

Почему у нас хорошее настроение?

(Хорошая погода, светит солнце, свежий воздух, красивые деревья, зеленая трава).

Дети вспоминают о том, что человека окружает природа, и что сам человек является частью природы и зависит от природы.

Дети, как понимаете слова: "Природа - мать, я поклоняюсь тебе. Ты есть всеродительница - наша матерь? "

(Люди с древних времен поклонялись природе и обожествляли ее,называя себя (детьми природы).

Скажите, а сейчас это так? (Как бы ни улучшался быт человека и ни росло его благосостояние, он остается зависим от природы).

Что такое природа? (Лес, речка, солнце, животный мир,...)

Называем ли мы природой то, что создано руками человека, например, мосты, машины, дома, заводы? (нет).

2. Живая и неживая природа

Какая природа бывает? (Живая и неживая; дети называют объекты живой и неживой природы)

Неживая природа (солнце, воздух, вода).

Живая природа (растения, животные, человек).

3. Вывод: в природе все взаимосвязано

Послушайте внимательно стихи и определите, о какой природе и о каких взаимоотношениях в природе идет речь:

Все, что меня окружает,

Двигается, летает, плавает и растет

Время придет - умирает, (Это признаки

Вновь рождается и размножается. живой природы )

(Живою природой то называется.) - дополняют дети

Из семени цветка

Цветов появилась поляна, (живая природа)

Где васильки расцвели.

Рядом с березкой вырос вдруг гриб,

Рядом - другой,

Вот он какой.

Мы наблюдаем и много узнаем, (человек и природа)

Что же природой мы называем?

Радуясь солнцу, песни поем.

Вовремя ягоды, гриб мы сорвем. (лето)

Всему свое время: цветку и росинке,

Ветру в степи и прозрачной дождинке. (наблюдательность)

Ты посмотри и увидишь вокруг, (взаимосвязь человека

Что эта природа - верный твой друг. с природой)

II . Работа над темой урока. Все познается в сравнении.

1. Рассматривание растений

А теперь внимательно посмотрим на нашу любимую русскую березку. Вспомните, как она выглядела зимой, весной, летом? А что происходит с березкой сейчас? (Дети теперь уже очень внимательно рассматривают листья на березе, траву, цветы, небо).

Дети отмечают разницу: листочки весной были клейкие, ярко-зеленые, а сейчас большие, тусклые, много желтых листьев. Дети видят на березе ветви с желтыми листьями. Это признаки приходящей осени.

11 сентября к нам в город приходит фенологическая осень . Календарная осень наступает 1 сентября.

2. Словарь.

Учитель объясняет значение словосочетаний ФЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСЕНЬ (основа - наблюдение за природой), КАЛЕНДАРНАЯ ОСЕНЬ (календарный месяц сентябрь открывает осень).

Учитель произносит словарные слова, которые дети употребляли уже в своей речи, и проверяет знание их значения. Предлагается, используя эти слова и словосочетания, дать определения некоторым экологическим понятиям и терминам.

ЭКОЛОГИЯ - учение о взаимосвязи между живой и неживой природой, о законах природы.

Вместе со знакомыми словами учитель произносит новые слова:

РИТМ - события или явления, повторяющиеся через какой-то отрезок времени (музыкальный ритм, ритмическая гимнастика).

ПРИРОДНЫЙ РИТМ - это повторение во времени какого-либо явления. Например, прилеты и отлеты птиц, ледоход и ледостав, восход и заход солнца.

СЕЗОННЫЕ РИТМЫ - длительные ритмы; поочередно сменяя друг друга, времена года продолжаются целый год: осень, зима, весна, лето. Прошел год, и снова все повторяется.

Дети запоминают новые слова и пытаются объяснить их значение.

Учитель корректирует мысли детей и появляется определение: Природный ритм - равномерное чередование явлений в природе.

Природные ритмы - новое словосочетание.

Смена времен года - природные ритмы. Их можно назвать сезонными ритмами.

3. Наблюдение

В ходе наблюдения дети уточняют порядок смены времен года: ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА.

Теперь смену времен года учителю можно назвать сезонными ритмами.

Со сменой времен года меняется:

а) цвет неба;

б) листва деревьев;

в) место нахождения на небе солнца (сравнивается высота солнца летом и осенью);

г) частота дождей;

д) занятия людей;

е) солнце утром, в полдень, вечером, заход солнца;

ж) долгота дня и ночи (день длиннее ночи).

4. Работа с планшетами

Дети обозначают в своих листочках условными знаками состояние погоды: ясно, пасмурно, дождь, ветер, снег и т.д.

Дважды в году день равен ночи. Эти дни называют днями равноденствия. Эти дни 23 сентября и 21 марта.

Бывают очень короткие дни, а за полярным кругом, наоборот, очень длинные, в течение нескольких суток.

СУТКИ - день и ночь чередуются - СУТОЧНЫЕ РИТМЫ.

Дети работают в группах. Используя условные обозначения, они заполняют листок наблюдения. Затем группы объединяются и дополняют работу друг друга. Итогом работы является полный перечень наблюдений. Дети рассказывают, какие значки появились в листках наблюдений. Учитель следит за использованием детьми в речи новых слов и словосочетаний.

5. Развитие речи

Игра "Осенние слова"

проливной дождь (очень сильный дождь)

золотой дождь (переносное значение)

золотая осень (переносное значение)

листопад (явление)

листодер (ветер)

заморозки (понижение температуры)

6. Особенность осени как времени года

Учитель предлагает обсудить вопрос "Когда зарождается новая жизнь?" Дети должны понять, что именно осенью все живое готовится к жизни, которую продолжит весной. Трава завяла, но в земле осталась почка. Деревья сбрасывают листву, чтобы спастись от холода и не сломаться от ветра и тяжести снега.

7. Вывод

Наступила календарная осень, но природа еще не перестроилась на осенний лад. На березах еще много зеленых листьев. Основным признаком прихода фенологической осени является полностью пожелтевшие листья на березах.

III . Закрепление учебного материала

1. Природа продолжает жить

Задача этого этапа урока - показать красоту природы, которая «цветет по-осеннему, готовясь к продолжению жизни». В любое время года природа живет, и мы должны радоваться ее жизни. Если мы это делаем, значит, мы - тоже природа и тоже живем.

Обильного листопада еще нет, но он не за горами. Листопад - это явление уникальное и полезное для природы.

Учитель читает стихотворение, а дети улавливают главную мысль - в природе все разумно и ритмично.

Природа все учла и рассчитала

Вот дерево растет, листвой сияет,

О том, что осень будет скоро, знает.

Подули ветры, холода настали - (осень)

Листочки с дерева уже опали.

И вот, большими хлопьями, кружась,

Летит снежок, на землю стылую стелясь. (зима)

Березка наша не сломалась

Лишь потому, что без листвы осталась.

Мороз трескучий не погубит почки,

Они уснули крепко, закрывшись на замочки.

И сок березовый почти движенье прекратил, (отдых растений)

Чтоб ствол могучий зиму пережил.

Природа дремлет, но не спит, родная!

Она живет и отдыхает, силы набирая.

Зима - прекрасный отдых для природы.

Нет на земле плохой и злой погоды. - (закон природы)

2. Загадки, пословицы, поговорки

Дети загадывают друг другу загадки о временах года, о труде, о растениях.

Краса пришла - урожай принесла. (осень)

Краски ярки, а деньки не жарки. (осенью)

Пословицы:

Осень пришла - урожай принесла. Лист опадает - дерево отдыхает.

IV . Итог урока

Каждый урок познания мира желательно заканчивать итогом, в котором отмечается важность изучения законов природы. Девиз уроков познания мира:

«Знать, чтобы не нарушать».

Основным итогом этого урока является знакомство некоторыми законами природы :

а) после лета наступает осень,

б) осенью растения увядают, чтобы весной расцветать,

в) у природы нет плохой погоды.

V . Домашнее задание

Нарисовать веточку березы, показав на ней сезонные ритмы: лето, осень, зима, весна (четыре вида, характерные для каждого времени года).

Дополнительный материал к уроку:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса-

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото, одетые леса...

Так писал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин о времени листопада. Осенняя пора раскраски листьев и листопада - действительно красивое время года.

Отчего же листья теряют свою зеленую окраску ко времени листопада и приобретают действительно багряные и золотисто-желтые тона? Осенние листья постепенно желтеют и краснеют потому, что похолодание и уменьшение количества света вызывают разрушение хлорофилла - вещества зеленого цвета. Другие же пигменты в хлоропластах кленок мякоти листьев (красные и желтые) продолжают сохраняться. Эти красящие вещества и становятся заметными после того, как в пластидах разрушился хлорофилл.

С понижением температуры затрудняется снабжение растений водой, ослабляется испарение. Листья к этому времени стареют.

ЛИСТОПАД - это приспособление растений к понижению испарения воды осенью и зимой. Зимой корни растений не могут всасывать из почвы холодную воду. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листья, они погибли бы от недостатка влаги. Называя некоторые растения вечнозелеными, надо помнить, что листья этих растений не вечны. Они живут несколько лет и постепенно опадают. На смену опавшим листьям вырастают новые.

На нашей планете происходят регулярные погодные изменения в течение всего года. Такие перемены принято называть сезонами. Все сезонные изменения в природе имеют свое отдельное название. Это зима, весна, лето и осень. Перемена погоды и изменения в поведении животного мира в эти периоды зависят от количества солнечного излучения, распространяемого на различные области земного шара. Большое значение имеет также угол падения солнечного луча на поверхность Земли. Чем больше стремится угол наклона к прямому, тем жарче становится в конкретном месте падения этого луча. Также на сезонные изменения влияет и долгота дня.

Зависимость сезонных изменений от территориального расположения

В Северном и Южном полушариях сезонные изменения в совершенно противоположны. Это зависит от расположения Земли по отношению к Солнцу. Мнимой красной линией на глобусе два полушария разделяются ровно посередине. Эта линия называется экватором. В течение всего года солнечные лучи падают на эту территорию почти под прямым углом. И поэтому в странах, расположенных на линии экватора, постоянно стоит жаркая и сухая погода. Традиционно принято считать зимний период началом года.

Зима - холод и красота

Находится в зимнее время дальше всего от Солнца. Все сезонные изменения в природе в этот период замирают в ожидании потепления. Время низких температур, снегопадов, ветров и обильного образования льда. Многие животные впадают в спячку для экономии жизненной энергии. После зимнего равноденствия Солнце начинает подниматься выше над линией горизонта, и продолжительность дня медленно увеличивается.

Зимнее время для природы - это период борьбы и красоты. Растения прекращают свой рост, некоторые животные и птицы перемещаются в теплые страны, а люди спасаются от холода в защищенных помещениях. Можно увидеть брошенные гнездовья птиц, голые ветви деревьев и большие объемы выпавшего снега.

Перемены в зимней погоде

Зимняя погода переменчива и непредсказуема. Одну неделю могут быть суровые морозы, а в следующую - неожиданно нагрянуть оттепель. В холода слышно, как потрескивают на морозе деревья, замерзает вода в реках, озерах и прудах. Ледяные кристаллы образуют на поверхности водоемов твердый верхний слой воды, который надежно защищает глубинных обитателей от проникновения холода. В труднодоступных горных районах снежные метели заносят дороги, и людям приходится заранее делать запас провианта.

При оттепелях сезонные изменения в природе могут проявляться неожиданными дождями, которые при возврате морозов создают на дорогах и растениях ледяную корку. Льдом покрываются деревья, дома, машины и дороги. Такое явление природы очень опасно для животных и людей. Скопление льда ломает деревья, портит линии электропередач и делает непригодными для эксплуатации мосты и дороги.

Животный и растительный мир зимой

Большинство находится в состоянии покоя. Среди белоснежных снеговых завалов зеленеют лишь некоторые виды вечнозеленых деревьев, таких как ель, кедр, сосна или пихта. В конце зимы при потеплении начинается движение соков, и на деревьях появляются первые почки.

Множество птиц улетает в более теплые регионы, но более 30 видов остаются в Северном полушарии даже во время самых сильных морозов. Это, как правило, птицы, питающиеся семенами некоторых растений. На зимовку остаются также птицы - мусорщики типа ворон, чаек и голубей и охотники вроде ястреба или совы.

Зима - это время длительного сна для многих животных, и сезонные изменения в живой природе везде происходят по-разному. Лягушки переходят в спящий режим и закапываются в грязь, а мелкие зверьки вроде полевок и сурков прячутся в заранее отрытые норки. Также ведут себя и дождевые черви, гусеницы и шмели. Укладываются в теплые берлоги и медведи. Во время спячки животные находятся в состоянии анабиоза. Стойко переносят сезонные изменения в природе и многие другие млекопитающие. Это выдры, ондатры, олени, зайцы и многие другие виды обитателей лесов.

Весна - пора цветения

С 20 марта продолжительность дня значительно увеличивается, повышается среднесуточная температура, начинают расцветать первые цветы. Зимовавшие в холодах животные начинают линять, а впадавшие в спячку - возвращаться к прежнему образу жизни. Птицы строят гнезда и начинают обзаводиться птенцами. Рождается многочисленное потомство и у Появляются различные насекомые.

В Северном полушарии весна приходит в день весеннего равноденствия. Долгота дня сравнивается с длиной ночи. Весной начинаются обильные дожди и таяние снегов. Водные бассейны переполняются и начинаются весенние паводки. Расцветают первые цветы, и начинается активное их опыление появившимися насекомыми. Первыми из цветов появляются подснежники, ирисы и лилии. На деревьях появляются листья.

Пробуждение живой природы

Постепенно воздух наполняется пением вернувшихся из жарких стран перелетных птиц. Жабы и лягушки просыпаются после зимней спячки и начинают петь свои брачные песни. Многие млекопитающие осваивают новые территории.

Весенние сезонные изменения в живой природе начинаются с появления различных насекомых. Очень рано можно увидеть комаров и мух. За ними в начале весны просыпаются и другие насекомые. Различные шмели, осы и им подобные надежно защищены от весенних заморозков пушистой полосатой шубкой.

Лето - созревающий урожай

После 21 июня в Северном полушарии начинается уже настоящее лето. Бурно идет развитие всех растений, и для травоядных животных наступает время усиленного питания. Хищники, в свою очередь, активно охотятся на любителей зеленого корма. Все сезонные изменения в природе летом происходят очень быстро. Отличная погода позволяет людям вырастить за летние месяцы столько овощей и фруктов, что их запасов может хватить на очень длительное время. Многолетние растения также набирают основную мощь именно в летние месяцы.

В конце лета начинается сбор созревшего урожая. На многих кустарниках, деревьях и других растениях поспевают плоды. Но летнее производство овощей и фруктов иногда резко сокращается из-за обезвоживания почвы и невозможности предоставить растениям достаточное количество воды.

Летом многие птицы обучают своих птенцов и готовят их к длительному осеннему перелету. Лето и сезонные изменения в природе летом - это замечательная тема для изучения поведения не только птиц, но и многих насекомых, и других представителей животного мира. Обучающая экскурсия "Сезонные изменения в природе" будет очень интересной для детей.

Осень - сбор плодов

С 22 сентября на всей территории Северного полушария происходят новые сезонные изменения в довольно скоро начинается похолодание. Происходит падение температуры, и полуденное солнце уже не греет очень сильно. Дни становятся короче, и жизненный цикл многих растений заканчивается. Животный мир готовится к миграции на юг или сооружает теплые укрытия для длительной зимней спячки. Некоторые животные и птицы меняют летние наряды на более теплые зимние. Среди многих пород животных начинается брачный период. Трава жухнет, а листья на деревьях меняют свой цвет и опадают. Солнце над Севером не поднимается вовсе, и последующие шесть месяцев Арктика будет находиться в полной темноте. Осень заканчивается в день зимнего солнцестояния.

Проследить самые интересные сезонные изменения в природе осенью можно во время кратковременного бабьего лета. Возвращение теплой погоды на несколько осенних дней дает возможность животным и растениям закончить приготовление к сильным холодам. Садоводы и огородники внимательно следят за предвестниками морозов, чтобы успеть закончить сбор обильного урожая овощей и фруктов.

Животный мир осенью

Многие животные и птицы начинают передвигаться в сторону юга в поисках более мягкой температуры и надежного продовольственного обеспечения. Некоторые виды животных впадают в спячку. Медведи уходят в глубокий зимний сон. В позднюю осень гибнет большое количество насекомых. Некоторые насекомые зарываются поглубже в землю или зимуют, находясь в состоянии личинок или куколок.

Разнообразные сезонные изменения в природе осенью для дошкольников будут понятны, если объяснить детям происходящее и дополнить рассказ об осени показательными примерами. Это демонстрация красивых кленовых листочков оранжевого и красного цвета, различные поделки из осенних листьев и веточек, наблюдения за животным миром. Интересны могут быть детям и осенние сезонные изменения в уголке природы, который, как правило, создается в любом дошкольном учреждении.

Календарь природы

Для закрепления знаний о смене сезонов и лучшего знакомства с природой вместе с дошкольниками можно составлять календари природы. Это могут быть детские тематические рисунки или аппликации с использованием летнего или осеннего природного материала. Явления природы могут быть представлены в виде схематического изображения или при помощи разнообразных наклеек тематического содержания.

Различные сюжетные картинки размещаются в календаре в соответствии с проходящим сезоном.

В зимнее время это могут быть изображения спящих медведей или животных с белым меховым покровом. Весну можно иллюстрировать изображениями и прилетом перелетных птиц. Для визуальной передачи летнего сезона существует множество доступных способов. Это демонстрация созревших плодов и различных Осенний сезон также демонстрируется наглядно при помощи опавшей листвы деревьев.

В целом рассказ о природных изменениях во время разных сезонов и создание календаря наблюдений за существенными переменами в окружающей природе способствует развитию детей и воспитанию в них любви к родному краю.

Нина Дырнаева
Конспект игры-экскурсии «Сезонные изменения в природе. Ищем осень»

Конспект экскурсии- игры по теме

«Сезонные изменения в природе . Ищем осень ».

Цели : Познакомить детей с явлениями живой и неживой природы , присущими осени , научить обнаруживать зависимости между явлениями природы .

Развивать наблюдательность, умение анализировать.

Воспитывать любовь к природе , понимание её красоты, заботливого отношения к ней.

Развитие речи детей.

Словарь : Клен рябина крылатки вездеход

Оборудование : веревочка, таблички, картинка.

Ход урока:

1. Оргмомент.

2. Вводная беседа.

Ребята, какое сейчас время года?

-Осень .

А где она? Вы видели ее?

Нет, еще тепло…

Но осень то пришла . Какой сейчас месяц?

Сентябрь.

Это осенний месяц ?

Но осень то пришла . Где она? Может быть она спряталась? Пойдемте искать, где спряталась осень .

Искать будем по картинке «Осень » . Вы знаете признаки осени ? Давайте вместе составим ее портрет.

Учитель показывает картинки березы. Она еще с зеленой кроной, в которой видны несколько желтых листьев.

Назовите признаки осени на березе .

Желтые листья.

Верно! Вот и пойдем искать по этому признаку осень .

Учитель предлагает детям «поехать» на вездеходе под названием «Желтый лист» .

А где мы возьмем вездеход?

Да вот же он!

Учитель достает мягкую веревку, по размеру соответствующую количеству детей в классе, стоящих друг за другом. Дети берут веревочку в руки справа и слева.

Вездеход готов к движению!

Движение детей организуется по маршруту, выбранному учителем. Это лес.

3. Первая остановка – у березы.

Полюбуйтесь березой, посмотрите на нее внимательно и постарайтесь найти на ней признаки осени . Кто помнит, какой главный признак осени ?

Желтые листья.

Молодцы! Разгадали загадку осени . Нашли, где она прячется. Еще раз подумайте и скажите, какого цвета осень ?

-Осень желтая…

А теперь поищем другой признак осени . Будем искать на земле. Посмотрите, что это?

Это опавшие листья.

Какие листья лежат под березой?

Правильно.

Учитель предлагает сравнить две березы по количеству желтых листьев на кроне. Далее предлагается собрать опавшие листья для изготовления аппликации.

4. Вторая остановка – у рябины и у клена.

Какого цвета листья у рябины?

Красные.

Обратите внимание, какие у рябины плоды.

Какого цвета листья у клена?

А какие плоды?

Правильно, у клена плоды – крылатки. Сравните листья клена и рябины. Они одинаковые?

Нет, они разные.

Листья клена и рябины отличаются по цвету и форме. Соберите листья для аппликации.

Мы с вами попали в сказочную страну по имени Лес. Эти деревья знакомы вам с детства. Вместе с ними мы попадаем в сказку. В лесу вериться, что именно здесь живут Баба Яга, Леший и другие сказочные герои. Но некоторые нехорошие люди спиливают деревья, ломают их. Можно это делать?

А кто знает, как нужно вести себя в лесу?

Дети рассказывают о правилах поведения в лесу.

Лес – наше богатство. Его нужно беречь, охранять от плохих людей, от огня. В лес мы приходим отдыхать, собирать грибы, ягоды. И пусть он всегда остается таким же зеленым, красивым, чистым как сейчас.

Подводится итог экскурсии.

Что интересного вы увидели сегодня в лесу?

Дети рассказывают о своих впечатлениях.

Экскурсия заканчивается, дети идут в приют вместе с воспитателем.

Тип: Урок-экскурсия

Подготовила:Репченко Д.С.

Класс: 1

Тема: «Природа осенью».

Цель: Закрепление знаний о сезонных изменениях в природе с наступлением осени.

Задачи:

    Образовательные : познакомить детей с понятием «окружающий мир»; расширить представление обучающихся о приметах осени; формировать у детей понятия «живая и неживая природа».

    Развивающие: развивать умение наблюдать за осенними изменениями в природе, память, мышление, внимание, связную устную речь учащихся, эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте осенней природы.

    Воспитательные: воспитывать любовь к окружающему миру, умение работать в коллективе, в малой группе.

Оборудование: опавшие листья разных деревьев, репродукции осенних пейзажей, стихотворения об осени, цветные мелки.

Ход урока:

    Организационный момент

Ребята, прозвенел звонок, но сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-экскурсия. Итак, мы отправимся в школьный двор. (Организованно выходим на улицу.)

Деление на группы:

- Назначение старшего в классе, который будет отвечать за порядок и выполнение заданий.

1 группа – листья

2 группа – фрукты

3 группа – овощи

- В каждой группе выберите командира, который будет отвечать за дисциплину, а группе.

    Актуализация знаний

Ребята, послушайте стихотворение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

О каком времени года написано это стихотворение? (об осени)

Вот сегодня наш урок-экскурсия посвящается осени. Тема нашего урока «Золотая осень».

    Работа по теме урока

Ребята, посмотрите на наш школьный двор. Как красиво вокруг! Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)

А назовите, что вы видите в нашем дворе? (Дети перечисляют.)

А что из того, что вы перечислили сделано руками человека? (Дети перечисляют.)

А что создано природой? (Называют.)

Но ведь природа тоже бывает разная, «живая» и «неживая».

Давайте подойдем к дереву. Как вы думаете, оно живое или нет? Докажите.

(Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается…)

А вот пролетел воробей. Он живой? Докажите. (Доказывают.)

Посмотрите на небо. Что мы видим? (облака, солнце) Они живые? (Нет, они не дышат, не растут, не умирает, не размножается.)

Вот мы и определили признаки живого и неживого.

Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «живой» природе.

(деревья, птицы, цветы).

Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «неживой» природе.

(солнце, облака, камень, песок, ветер).

Вывод:

Итак, природа бывает «живая» и «неживая».

Сегодня мы понаблюдаем с вами за природой. Какое сейчас время года? (Осень.)

Как красиво осенью! Меняется все. И живая природа, и неживая.

1.Задание

1 группа

-Проблемный вопрос.

Скажите, как изменилась неживая природа? (Солнце уже не греет, как летом, небо кажется ниже. Ветер дует часто. Дожди идут. Холодно.)

2 группе

-Проблемный вопрос.

А как изменилась живая природа? (Птицы улетают на юг. Листья желтеют, краснеют, опадают. Животные запасают на зиму припасы.)

3 группа.

А как изменилась жизнь людей с приходом осени? (Одеваемся теплее, в садах и огородах, на полях убирают урожай.)

Все верно. Молодцы!

Ну а сейчас мы отдохнем.

    Физкультминутка.

Посмотрите, какие деревья растут в нашем дворе?

Например (дуб, березы, клен, яблони, ясень…)

    Дидактическая игра «Угадай дерево».

А теперь мы поиграем, я вам буду показывать опавшие листья, а вы мне назовете дерево, с которого этот лист (учитель показывает детям заранее приготовленные листья, дети угадывают).

А кто-нибудь знает, почему листья осенью опадают? (Ответы детей)

Рассказ учителя

Ребята, дело в том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зиме. Земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет, под тяжестью снега не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают ее плодородной. Весной под опавшей листвой земля долго сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья – не мусор: они очень нужны почве и растениям.

Посмотрите, какие красивые и необычные опавшие листья.

Какого цвета? (дети рассматривают опавшие листья, называя их цвета ).

Природа осенью необычайно красива. Многие поэты и художники воспевают эту красоту. Мы много читали и заучивали стихотворений об осени. Вспомните. (Если дети затрудняются, учитель читает заранее подготовленные стихотворения). Авторы называют осень золотой, багряной, прекрасной…

Как и поэты, художники, тоже восхищаются осенней природой. Посмотрите, какие замечательные картины пишут художники (дети рассматривают репродукции,картины художников).

    Практическая работа

Теперь, я хочу, чтобы вы тоже стали художниками, и нарисовали осенние деревья. Показали всю красоту осенней природы.

Для этого вы были поделены на 3 группы (дети под руководством учителя рисуют на асфальте выбранные деревья).

После того, как вы нарисуете мы выберем лучший рисунок группы.

    Итог урока.

Ребята, что же нового вы узнали сегодня на уроке-экскурсии? (ответы детей).

Мы рассматривали то, что нас окружает. Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)

Какая бывает природа? (живая и неживая).

Вспомните признаки живой природы, приведите примеры.

Вспомните признаки неживой природы, приведите примеры.

Как же меняется природа с приходом осени?

Вы сегодня замечательно работали на уроке. Спасибо, молодцы. А сейчас мы отправляемся в класс. (Организованно возвращаемся в школу).

Урок — экскурсия направлен на углубление и расширение представлений о сезонных изменениях в природе.коррекцию зрительного восприятия через наблюдение за природой, а также воспитание умения вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывает бережное отношение к животным.

Цели:

  1. Углубить и расширить представления о сезонных изменениях в природе.
  2. Коррекция зрительного восприятия через наблюдение за природой.
  3. Воспитывать умение вести себя на улице, внимательно слушать инструкции учителя; воспитывать бережное отношение к животным.

Ход занятия:

Оргмомент:

Здравствуйте, ребята! Подровнялись. Тихонько садитесь. Начинаем урок.

Предварительная беседа в классе:

Мы продолжаем изучать сезонные изменения в природе. Скажите мне, какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень).

Какое время года сейчас? (Осень).

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь).

А что происходит с деревьями, травой, цветами? (Деревья сбрасывают листву, трава и цветы увядают)

Как ведут себя осенью животные, птицы, насекомые? (Делают запасы пищи, утепляют жилища и т.д.)

Молодцы! И что бы нам поближе познакомиться с осенней природой, мы с вами проведем наш урок в парке. Итак, мы отправляемся на экскурсию.

На улице вы должны будете соблюдать некоторые правила поведения:

  • Не отходить далеко от группы;
  • Не сорить;
  • Внимательно слушать учителя;
  • При переходе через дорогу остановиться, посмотреть сначала налево, потом на право, и убедившись, что дорога свободна, переходить.

Экскурсия:

Итак, ребята, вот мы и пришли в парк. Что мы видим вокруг? (Деревья, клумбы, газоны и т.д.).

А может кто – нибудь знает названия деревьев, которые здесь растут?

Ребята! Скажите, что изменилось в парке по сравнению с летом?

(Листья на деревьях пожелтели и осыпались, трава завяла, цветы тоже и т.д.)

А как вы думаете, зачем осенью деревья сбрасывают свои листья? (Так они готовятся к зиме)

А почему именно так? Деревья берут вещества, необходимые для жизни из земли. Осенью их становится меньше. И чтобы не тратить лишние вещества на свои «наряды», деревья их сбрасывают. Но не все деревья такие. Хвойные деревья стоят зелеными круглый год, потому что вместо листьев у них иголочки – хвоя. В ней за лето накапливается достаточно питательных веществ для того, чтобы дерево оставалось зеленым и зимой.

А теперь прислушайтесь хорошо. Что вы слышите? (Шум дороги, шаги прохожих и т.д.)

А слышите ли вы птиц? (Нет)

А почему? (Они улетели в теплые края)

А почему осенью птицы улетают? (Становится холодно. Мало корма)

А каких перелетных птиц вы знаете? (Ласточки, грачи и т.д.)

Правильно. А какие птицы зимуют у нас? (Снегири, синицы, голуби и т.д.)

Хорошо. Как мы с вами уже сказали, в холодное время в лесу становится меньше корма, поэтому птиц нужно подкармливать.

А теперь еще раз оглянитесь вокруг, прислушайтесь, глубоко вдохните.

Каким стал воздух с приходом осени? (Более холодным).

Нравится вам осенняя природа?

А какое время года вам нравится больше?

Что вы чувствуете? Может кто – то вспомнил какую – нибудь песню или стихотворение?

Наблюдение:

А сейчас, ребята, пронаблюдайте за небом. Посмотрите внимательно, какое оно? (Голубое, чистое, безоблачное)
Ребята, а солнце светит так же ярко и греет, как и летом? (Нет. Светит не так ярко и не греет.)

Практическая работа:

А теперь в своих тетрадях зарисуйте что – нибудь из того, что вы видите, что вам больше всего понравилось.

А сейчас выполните еще одно задание. Каждый из вас должен собрать листья, веточки, травинки. Но не берите все подряд, выбирайте более красивые.

Теперь, ребята, все подходим ко мне. Вам понравилось наше сегодняшнее занятие?

Итак, листочки, которые мы собрали, не выбрасывайте, берите их с собой. Возвращаемся в класс.

Игра:

А сейчас давайте немножко поиграем. Разделитесь на две команды. Теперь каждая команда по очереди будет называть признаки осени. Кто больше назовет, тот и победил.

Обобщающая беседа в классе:

Давайте вспомним по порядку, что нового вы сегодня узнали об осени.

Что происходит с природой осенью? (Воздух становится холоднее, птицы улетают в теплые края, деревья сбрасывают листву)

А почему они это делают? (Потому что становится мало веществ, необходимых для жизни.)

А все деревья так делают? (Нет. Хвойные деревья остаются зелеными круглый год)

А почему? (Потому что вместо листьев у них хвоя, в которой находится необходимое количество питательных веществ).

Домашнее задание:

Дома вы должны будете составить осенний букет из листьев, которые вы собрали сегодня. Завтра мы устроим конкурс на самый лучший осенний букет.

Демина Олеся Васильевна,
логопед, олигофренопедагог,
МБОУ ООШ №1,
г. Слюдянки Иркутской области