Кто на самом деле создал славянскую письменность. Создание славянской азбуки Тайна письменных символов

К IX веку восточнославянские племена занимали обширные территории на великом водном пути «из варяг в греки», т.е. территории от озера Ильмень и бассейна Западной Двины до Днепра, а также к востоку (в района верхнего течения Оки, Волги и Дона) и к западу (в Волыни, Подолии и Галиции). Все эти племена говорили на близкородственных восточнославянских диалектах и находились на разных ступенях экономического и культурного развития; на базе языковой общности восточных славян образовался язык древнерусской народности, которая получила свою государственность в Киевской Руси.

Древнерусский язык был бесписьменным. Возникновение же славянской письменности неразрывно связано с принятием славянами христианства: необходимы были понятные славянам богослужебные тексты.

Рассмотрим историю создания первой славянской азбуки.

В 862 или 863 г. к византийскому императору Михаилу прибыли послы от моравского князя Ростислава. Они передали императору просьбу прислать в Моравию миссионеров, которые могли бы вести проповеди и осуществлять богослужения на понятном мораванам родном языке вместо латинского языка немецкого духовенства. «Наш народ отказался от язычества и держится христианского закона, но нет у нас такого учителя, который мог бы наставить нас в христианской вере на нашем родном языке», - сказали послы. Император Михаил и греческий патриарх Фотий с радостью приняли послов Ростислава и направили в Моравию ученого Константина Философа и его старшего брата Мефодия. Братья Константин и Мефодий были избраны не случайно: Мефодий в течение ряда лет являлся правителем славянской области в Византии, вероятно, на юго-востоке, в Македонии. Младший брат, Константин, был человеком большой учености, он получил блестящее образование. В письменных источника его обычно называют «Философом». Кроме того, Константин и Мефодий родились в городе Солунь (ныне Фессалоники, Греция), в окрестностях которого жило много славян. Многие греки, в том числе и Константин и Мефодий, хорошо знали их язык.

Константин явился составителем первой славянской азбуки - глаголицы. В основу графики глаголицы не был положен ни один из известных науке алфавитов: Константин создавал ее, опираясь на звуковой состав славянского языка. В глаголице можно частично найти элементы или буквы, схожие с буквами других алфавитов развитых языков (греческого, сирийского, коптского письма и других графических систем), однако нельзя сказать, что один из этих алфавитов положен в основу глаголического письма. Азбука, составленная Кириллом - Константином, является оригинальной, авторской и не повторяет ни один из существовавших на то время алфавитов. В основу графики глаголицы были положены три фигуры: крест, круг и треугольник. Глаголическое письмо едино по стилю, оно округлое по форме. Главное отличие глаголического письма от предшествующих систем письменности, которые приписываются славянам, состоит в том, что оно замечательно точно отражало фонемный состав славянского языка и не требовало введения или установления комбинаций из других букв для обозначения некоторых специфических славянских фонем.

Глаголица получила широкое распространение в Моравии и Паннонии, где братья осуществляли свои миссионерскую деятельность, а вот в Болгарии, куда отправились ученики Константина и Мефодия после их смерти, глаголица не прижилась. В Болгарии до появления славянской азбуки для записи славянской речи использовались буквы греческого алфавита. Поэтому, «учитывая специфику обстановки, ученики Константина и Мефодия приспособили греческую азбуку для записи славянской речи. При этом для обозначения славянских звуков (Ш , Щ и др.), отсутствовавших в греческом, были взяты глаголические буквы с некоторыми изменениями их начертания по типу угловатых и прямоугольных греческих унциальных букв. Название же свое - кириллица - эта азбука получила по имени действительного создателя славянской письменности Кирилла (Константина): с кем, как не с ним, следовало связать название самого распространенного среди славян алфавита.

Рукописи славянских переводов Константина и Мефодия, а также их учеников до нашего времени не дошли. Старейшие славянские рукописи относятся к X-XI вв. Большинство из них (12 из 18) написано глаголицей. Эти рукописи по происхождению наиболее близки переводам Константина и Мефодия и их учеников. Самыми известными их них являются глаголические евангелия Зографское, Мариинское, Ассеманиево, кириллические Саввина книга, Супральская рукопись, Хиландарские листки. Язык этих текстов называют старославянским.

Старославянский язык никогда не был разговорным, живым языком. Отождествлять его и язык древних славян нельзя - лексика, морфология и синтаксис старославянских переводов во многом отражают особенности лексики, морфологии и синтаксиса текстов, написанных на греческом языке, т.е. славянские слова повторяют модели, по которым были построены греческие слова. Будучи первым (известным нам) письменным языком славян, старославянский для славян стал образцом, моделью, идеалом языка письменного. И в дальнейшем его строй во многом сохранился уже в текстах церковнославянского языка разных изводов.

Не все люди знают, чем знаменито 24 мая, однако даже невозможно представить, что бы с нами стало, если бы этот день в 863 году оказался совсем другим и создатели письменности отказались от своих трудов.

Кто создал славянскую письменность в 9 веке? Это были Кирилл и Мефодий, а произошло это событие как раз 24 мая 863 года, что и привело к празднованию одного из самых важных событий в истории человечества. Теперь славянские народы могли использовать свою собственною письменность, а не заимствовать языки других народов.

Создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий?

История развития славянской письменности не так «прозрачна», как может показаться с первого взгляда, существуют различные мнения о ее создателях. Есть интересный факт, что Кирилл, еще до того как начал работать над созданием славянской азбуки, был в Херсонесе (сегодня это Крым), откуда смог взять священные писания Евангелия или Псалтырь, которые уже в тот момент оказались написаны именно буквами славянского алфавита. Этот факт заставляет задуматься: кем была создана славянская письменность, Кирилл и Мефодий действительно написали азбуку или взяли готовую работу?

Однако, кроме того, что Кирилл привез готовую азбуку из Херсонеса, существуют и другие доказательства, что создателями славянской письменности были другие люди, причем жившие задолго до Кирилла и Мефодия.

Арабские источники исторических событий гласят, что за 23 года до того, как Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, а именно в 40-х годах IX века, были крещеные люди, у которых в руках находились книги, написанные именно на славянской языке. Также есть еще один серьезный факт, доказывающий то, что создание славянской письменности произошло еще раньше заявленной даты. Суть заключается в том, что папа Лев IV имел диплом, выданный до 863 года, который состоял именно из букв славянского алфавита, а на престоле этот деятель находился в интервале с 847 до 855 годов IX века.

Другой, но тоже немаловажный факт доказательства более древнего происхождения славянской письменности заключается в утверждении Екатерины II, которая во время своего правления писала о том, что славяне более древний народ, чем это принято считать, а письменностью они обладают еще со времен, предшествующих Рождеству Христову.

Доказательства древности славянского языка у других народов

Создание славянской письменности до 863 года могут доказать и другие факты, которые присутствуют в документах прочих народов, живших в древние времена и использующих другие разновидности письма в свое время. Таких источников довольно много, и они встречаются у персидского историка по имени Ибн Фодлан, у Эль Массуди, а также у немного более поздних творцов в достаточно известных произведениях, где говорится о том, что славянская письменность образовалась до того, как у славян появились книги.

Историк, живший на границе IX и X века, утверждал, что славянский народ более древний и более развитый, чем римляне, а в доказательство он привел некоторые памятники, которые позволяют определить древность происхождения славянского народа и их письменности.

И последний факт, который может серьезно повлиять на ход мыслей людей в поиске ответа на вопрос о том, кто создал славянскую письменность, - это монеты, имеющие различные буквы русского алфавита, датированные более ранними датами, чем 863 год, и находившиеся на территориях таких европейских стран, как Англия, Скандинавия, Дания и других.

Опровержение древнего происхождения славянской письменности

Предполагаемые создатели славянской письменности немного "промахнулись" с одним: они не оставили никаких книг и документов, написанных на этом древнем языке. Однако для множества ученых достаточно того, что славянская письменность присутствует на различных камнях, скалах, оружии и предметах быта, которые использовались древними жителями в их повседневной жизни.

Многие ученые работали над изучением исторических достижений в письменности славян, однако старший научный сотрудник по фамилии Гриневич смог дойти практически до самого истока, и его работа дала возможность дешифровки любого текста, написанного на древнеславянском языке.

Работа Гриневича в изучении славянской письменности

Для того чтобы разобраться в письменности древних славян, Гриневичу пришлось проделать огромную работу, в ходе которой он обнаружил, что она основывалась не на буквах, а имела более сложную систему, которая работала за счет слогов. Сам ученый абсолютно серьезно считал, что образование славянской азбуки началось еще 7 000 лет назад.

Знаки славянского алфавита имели различную основу, и после группировки всех символов Гриневич выделил четыре категории: линейные, разделительные символы, рисуночные и ограничительные знаки.

Для исследования Гриневич использовал около 150 различных надписей, которые присутствовали на всевозможных предметах, и все его достижения были основаны на расшифровке именно этих символов.

Гриневич в ходе исследований выяснил, что история славянской письменности более стара, и древние славяне использовали 74 знака. Однако для алфавита такого количества знаков слишком много, а если говорить о целых словах, то в языке их не может быть всего 74. Данные размышления привели исследователя к мысли, что в алфавите славяне использовали слоги вместо букв.

Пример: «лошадь» - слог «ло»

Его подход позволил расшифровать надписи, над которыми бились многие ученые и не могли понять, что они означают. А выяснилось, что все довольно просто:

  1. Горшок, который был найден недалеко от Рязани, имел надпись - инструкцию, где говорилось, что его нужно поставить в печь и закрыть.
  2. Грузило, которое нашлось около Троицкого города, имело простую надпись: «Весит 2 унции».

Все вышеописанные доказательства в полной степени опровергают то, что создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий, и доказывают древность нашего языка.

Славянские руны в создании славянской письменности

Тот, кто создал славянскую письменность, был довольно умным и смелым человеком, ведь такая идея в то время могла погубить творца за счет необразованности всех остальных людей. Но кроме письма, были придуманы и другие варианты распространения информировании людей - славянские руны.

Всего в мире найдено 18 рун, которые присутствуют на большом количестве различных изделий из керамики, каменных статуях и прочих артефактах. В пример можно привести керамические изделия из села Лепесовка, расположенного в южной Волыни, а также глиняный сосуд в селе Войсково. Кроме доказательств, расположенных на территории России, есть памятники, которые находятся в Польше и были обнаружены еще в 1771 году. На них также присутствуют славянские руны. Не следует забывать и храм Радегаста, расположенный в Ретре, где стены украшены именно славянскими символами. Последнее же место, о котором ученые узнали от Титмара Мерзебургского, является крепостью-храмом и располагается на острове под названием Рюген. Там присутствует большое количество идолов, имена которых написаны с применением рун славянского происхождения.

Славянская письменность. Кирилл и Мефодий как создатели

Создание письменности приписывается Кириллу и Мефодию, и в подтверждение тому приводятся исторические данные соответствующего периода их жизни, который довольно подробно описан. Они затрагивают смысл их деятельности, а также причины работы над созданием новых символов.

Кирилла и Мефодия к созданию азбуки привел вывод, что другие языки не могут в полной мере отразить славянскую речь. Эта скованность доказывается трудами черноризца Храбра, в которых отмечено, что до принятия славянской азбуки во всеобщее употребление крещение проводилось либо на греческом, либо на латинском языках, и уже в те времена стало ясно, что они не могут отразить всех звуков, которыми наполнена наша речь.

Политическое влияние на славянскую азбуку

Политика начала свое влияние на общество с самого начала зарождения стран и религий, и она также приложила свою руку к славянской азбуке, как и к другим аспектам жизни людей.

Как описывалось выше, службы по крещению славян проводились либо на греческом, либо на латинском языках, что позволяло другим церквям влиять на умы и укреплять в головах славян мысль о своей главенствующей роли.

Те страны, где литургии проводились не на греческом, а на латинском языке, получили усиление влияния немецких священников на веру людей, а для Византийской церкви такое было неприемлемо, и она сделала ответный шаг, поручив Кириллу и Мефодию создание письменности, на которой и будет записана служба и священные тексты.

Византийская церковь правильно рассуждала в тот момент, и ее замыслы были таковы, что тот, кто создал славянскую письменность на основе греческой азбуки, поможет ослабить влияние немецкой церкви на все славянские страны одновременно и при этом поможет сблизить народ с Византией. Эти действия можно также рассмотреть как продиктованные корыстью.

Кто создал славянскую письменность на основе греческой азбуки? Создали Кирилл и Мефодий, и для этой работы они были выбраны Византийской церковью не случайно. Кирилл вырос в городе Солуни, который хоть и являлся греческим, но около половины его жителей свободно говорили на славянском языке, и сам Кирилл отлично разбирался в нем, а также имел превосходную память.

Византия и ее роль

Насчет того, когда начались работы по созданию славянской письменности, ведутся довольно серьезные споры, ведь 24 мая - это официальная дата, однако в истории есть большой пробел во времени, создающий несоответствие.

После того как Византия дала это нелегкое задание, Кирилл и Мефодий начали разработку славянской письменности и в 864 году прибыли в Моравию с уже готовой славянской азбукой и полностью переведенным Евангелием, где и набрали учеников для школы.

После получения задания от Византийской церкви Кирилл и Мефодий направляются в Морвию. Во время своего пути они занимаются написанием азбуки и переводом текстов Евангелия на славянский язык, и уже по прибытии в город в их руках находятся готовые работы. Однако дорога в Моравию отнимает не настолько много времени. Возможно, этот временной промежуток и позволяет создать азбуку, но перевести письмена Евангелия за такой короткий срок просто невозможно, что говорит о заблаговременной работе над славянским языком и переводом текстов.

Болезнь Кирилла и его уход

После трех лет работы в собственной школе славянской письменности Кирилл отказывается от этого дела и уезжает в Рим. Такой поворот событий был вызван заболеванием. Кирилл оставил все ради спокойной смерти в Риме. Мефодий, оказавшись в одиночестве, продолжает заниматься своей целью и не отступает назад, хотя теперь ему стало сложнее, ведь католическая церковь начала понимать масштабы проделанной работы и не восторге от этого. Римская церковь налагает запреты на переводы на славянский язык и открыто демонстрирует свое недовольство, однако у Мефодия теперь есть последователи, которые помогают и продолжают его дело.

Кириллица и глаголица - что положило начало современной письменности?

Нет подтвержденных фактов, которые могут доказать, какая из письменностей зародилась раньше, и нет точных сведений о том, кто создал славянскую письменность на Руси и к какой из двух возможных приложил свою руку Кирилл. Известно только одно, но самое главное, - именно кириллица стала основоположницей сегодняшнего русского алфавита и только благодаря ей мы можем писать так, как пишем сейчас.

Кириллица имеет в своем составе 43 буквы, причем то, что ее создатель именно Кирилл, доказывает присутствие в ней 24 букв греческого алфавита. А остальные 19 создатель кириллицы на основе греческой азбуки включил исключительно для отражения сложных звуков, которые присутствовали только у народов, использовавших славянский язык для общения.

С течением времени кириллическая азбука преобразовывалась, практически постоянно на нее влияли для того чтобы упростить и улучшить. Однако были моменты, которые в первое время затрудняли письмо, например буква "ё", которая является аналогом "е", буква "й" - аналог "и". Такие буквы поначалу затрудняли правописание, но отражали соответствующие им звуки.

Глаголица, по сути, являлась аналогом кириллицы и использовала 40 букв, причем 39 из них были взяты именно из кириллицы. Основное отличие глаголицы заключается в том, что она имеет более округлый стиль письма и ей не присуща угловатость, в отличии от кириллической.

Исчезнувшая азбука (глаголица) хоть и не прижилась, но интенсивно использовалась славянами, проживающими в южных и западных широтах, причем, в зависимости от локации жителей, она имела свои стили письма. Славяне, живущие в Болгарии, использовали для письма глаголицу с более округлым стилем, а хорватские тяготели к угловатому письму.

Несмотря на количество гипотез и даже на абсурдность некоторых из них, каждая достойна внимания, и нельзя точно ответить, кто же создатели славянской письменности. Ответы будут расплывчаты, со множеством изъянов и недоработок. И хотя существует множество фактов, которые опровергают создание письменности Кириллом и Мефодием, они удостоены почестей за свои труды, которые позволили азбуке распространиться и преобразоваться до сегодняшнего вида.

Верующие и атеисты издавна спорят о том, ни сказка ли все то, что написано в Библии? И существовали ли в действительности многие святые? Однако то, что Кирилл и Мефодий , создатели славянской письменности – личности реальные, признают даже самые закоренелые скептики. Да и как тут усомнишься? Ведь вот оно, железное доказательство, прямо перед глазами – наш с вами алфавит !

Родились два брата в византийском городе Солуни, в семье зажиточного военного, где подрастали семеро сыновей. Мефодий, в миру Михаил, самый старший, до ухода в монастырь, по примеру отца, сделал вполне достойную военную карьеру и дослужился до поста стратега Словении в одной из Македонских провинций. Однако неожиданно по неизвестным причинам порвал с армией. Историки невнятно ссылаются на свойственные человеку поиски смысла жизни, да и только… Но факт остается фактом, Михаил удалился в один из монастырей на горе Олимп и стал монахом Мефодием .

Кирилл , в миру Константин, самый младший, с детства отличался тягой к наукам. Говорят, уже в 5-летнем возрасте он самостоятельно читал сложнейшие тексты Григория Богослова. Получив отличное, по тем временам, образование, Константин наотрез отказался от почти устроенного родителями финансово-выгодного брака, принял сан иерея, получил имя Кирилл и поступил на церковную службу в Константинопольский собор Святой Софии хартофилаксом (хранителем библиотеки). Должность эту, по современным меркам, мог занять человек имевший звание не ниже академика. Но очень скоро Кирилл пренебрег выгодами своего положения и удалился в один из монастырей на черноморском побережье, где стал отшельником. Однако городские власти не хотели терять столь талантливого ученого, потому хоть и через 6 лет, но нашли его и почти насильно возвратили в Константинополь, определив преподавать философию в Мангаврском университете.

Однако в 856 г. Кирилл вновь сбежал от суеты мира, и вместе с учениками поступил в монастырь, где настоятелем служил его брат – Мефодий. В этой обители и была создана славянская азбука, там же перевели с греческого на славянский и болгарский основные богослужебные книги. О времени создания азбуки свидетельствует сказание болгарского монаха –черноризца Храбра, он пишет: "Если же спросишь славянских грамотеев, кто вам письменность сотворил и книги перевел? То все знают, Святой Константин, философ, нареченный Кириллом, и Мефодий, брат его. И если спросишь, в какое время? То знают и говорят: во времена Михаила, царя греческого и Бориса, князя болгарского…" Таким образом, почти точно установлен год – 863.

Но специалисты до сих пор не пришли к единому мнению, автором глаголицы или кириллицы стал Кирилл? Среди историков преобладает, но не общепризнана точка зрения, что Кирилл создал глаголицу, на основе греческого алфавита. А кириллицу, в свою очередь, опираясь на глаголицу, придумал ученик братьев Климент Охридский и назвал ее в честь учителя. Он, несомненно, использовал работу по вычленению звуков славянского языка, проделанную Кириллом и Мефодием, а это и есть главное в создании новой письменности. Глаголица по начертанию букв более архаична, кириллица же оказалась удобнее для передачи звуковых особенностей языка славян . Еще один изъян глаголицы в том, что она содержала 6 греческих букв, абсолютно лишних для славянского языка. Однако до IX века была в ходу и та и другая азбука. И лишь на рубеже Х –ХI веков глаголица практически вышла из употребления.

В 864г. в Константинополь явились моравские послы от князя Ростислава , с просьбой: "Народ исповедует христианскую веру, но у нас нет учителей, которые могли бы объяснить нам нашу веру на родном языке. Пришлите нам таких ". Император и патриарх отправили в Моравию Кирилла и Мефодия. Там братья продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский и болгарский, обучали славян, включая жителей Карпатской Руси, чтению и письму на славянском языке. Так продолжалось 3 года. Однако местные богословы посчитали, что восхвалять Бога можно только на языках греческом, еврейском , либо на латыни. Они объявили Кирилла и Мефодия еретиками. Братья вынуждены были отправиться в Рим, в поисках защиты. Им повезло, папа утвердил богослужение на славянском языке и даже приказал переведенные книги разложить в городских церквях.

Однако в Риме Кирилл тяжело заболел и умер 14 февраля 869г. Пред смертью он сказал брату: "Мы с тобой как два вола, от тяжелой ноши один упал, но другой должен продолжать путь ". Мефодий вернулся в Моравию и с помощью учеников перевел на славянский язык "Ветхий Завет" и другие святоотеческие книги. Умер он в 885г.

При упоминании братьев обычно ставят на первое место Кирилла, но в церковном обиходе сначала всегда называют Мефодия. Объясняется это тем, что старший дослужился до более высокого священнического чина и в последние годы жизни получил звание архиерея.

День Кирилла и Мефодия впервые объявили днем славянской письменности и культуры и отметили на государственном уровне в 1863г., в связи с тысячелетием славянской азбуки. Сегодня праздник ежегодно отмечают в России, Болгарии, Чехии, Славении и Македонии . А с присоединением Болгарии к Евросоюзу в 2007г. кириллица стала его третьей официальной азбукой, наряду с латинским и греческим письмом. Из славянских народов сегодня кириллицу используют русские, болгары, сербы, украинцы, черногорцы, македонцы. На её основе созданы алфавиты башкир, бурят, казахов, киргизов, коми, татар, чувашей, якутов и подавляющего большинства народов России, а также бывшего СССР.

Евгения Асатиани

Кто придумал славянскую письменность?

Ответ редакции

24 мая в России и других славянских странах празднуют День славянской письменности и культуры. В этот день Православная Церковь вспоминает создателей славянской азбуки — святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия . И хотя братья никогда не были в Древней Руси, без кириллической азбуки было бы невозможным становление русской культуры и литературы.

Кем были Кирилл и Мефодий?

Кирилл (ок. 827- 869) получил это имя при пострижении в схиму за 50 дней до своей смерти в Риме, всю жизнь он прожил с именем Константин, а за любовь к философии его называли Константин Философ. Мефодий (820- 885) — монашеское имя преподобного, мирское имя неизвестно, предположительно его звали Михаилом.

Памятник Кириллу и Мефодию на Славянской площади. Москва. Скульптор Вячеслав Клыков. Открыт в 1992 г. Фото: РИА Новости / Александр Поляков

Кирилл и Мефодий родились в городе Фессалоники (Салоники) на территории Греции, которая в те времена входила в состав Византии. Их отец был высокопоставленным военачальником.

Кирилл с детства проявлял интерес к наукам и иностранным языкам. Он получил превосходное образование при царском дворе, где его учителем был знаменитый Фотий , впоследствии патриарх Константинопольский.

По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушёл в монастырь. Однако его разыскали и вернули в Константинополь, чтобы он стал преподавателем философии в высшем учебном заведении Константинополя — придворной школе.

С помощью мудрости и веры молодой Константин победил в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния . После этой победы император послал Константина на диспут о Святой Троице с сарацинами (мусульманами), где Философ также одержал победу.

Тем временем старший брат Мефодий, отслужив десять лет правителем одной из провинций, ушёл в монастырь Олимп в Малой Азии. В 860-е годы, отказавшись от сана архиепископа, он стал игуменом монастыря Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря, около города Кизика. По возвращении от сарацин святой Кирилл присоединился к брату, поскольку всегда желал монашеской жизни.

В 858 году хазары, кочевавшие на юго-востоке нынешней России, просили у императора Михаила проповедников веры. Император послал им братьев Кирилла и Мефодия. Путь их лежал через Корсунь (Херсонес Таврический), где миссионеры на время остановились для изучения иврита. Здесь же они открыли мощи святого Климента Папы Римского . Большую часть святых мощей они увезли с собой. Но обратить в христианскую веру хазарского кагана, исповедовавшего иудаизм, братьям не удалось. Окрестив около 200 хазар и взяв с собой отпущенных на свободу пленных греков, они возвратились. Старший брат стал игуменствовать в Полихронием монастыре, а младший вернулся в Константинополь.

Как была создана славянская письменность?

В 863 году в Константинополь прибыло посольство правителя князя Ростислава. Послы просили прислать учителей, которые могли бы проповедовать на славянском языке. Византийский император решил отправить туда Кирилла и Мефодия.

В Моравию христианство принесли латинские миссионеры из южной Германии. Они совершали богослужения на латинском языке, что не способствовало просвещению и распространению христианства.

Отправляя братьев в Моравию, византийский император говорил Кириллу: «Знаю, что ты слаб и болен, но кроме тебя некому исполнить то, о чём они просят. Вы , а все солуняне чисто говорят по - славянски». «Слаб я и болен, но рад идти, пеш и бос, готов за христианскую веру умрети», — отвечал Кирилл. «Имеют ли славяне азбуку? — спросил он. — Учить без азбуки и без книг — всё равно, что писать беседу на воде».

Тогда святой Кирилл начал работу над славянской азбукой, в основу которой лёг греческий алфавит.

Среди ученых нет единого мнения о том, какую именно азбуку создал Кирилл — кириллицу или глаголицу. В X- XI веках кириллица состояла из 43 букв: 25 были заимствованы из греческого алфавита, а 18 — построены относительно самостоятельно для передачи отсутствующих в греческом языке звуков старославянской речи.

Глаголица во многом совпадает с кириллицей. Отличие состоит в форме букв, более сложных в написании. Причём происхождение подобных начертаний остаётся спорным. Глаголица была распространена в X- XI веках в Моравии, Далмации и Болгарии, а в Хорватии просуществовала до XVIII столетия.

Святые Кирилл и Мефодий. Фото: Public Domain

По одной из версий, Кирилл изобрёл глаголицу, а кириллицу создал его ученик Климент Охридский в конце IX - начале X века в Древней Болгарии после того, как эта страна приняла крещение.

По другой версии, глаголицу ввели в Моравии в конце X века ученики Кирилла, поскольку слишком похожая на византийское письмо кириллица стала преследоваться западным латинским духовенством, соперничавшим с византийскими миссионерами в этом регионе.

До XI- XII веков и кириллица, и глаголица применялись параллельно. Позже графически более совершенная кириллица повсеместно вытеснила глаголицу.

Со временем славянская грамота и переведенные на славянский язык книги распространились от Царьграда по всей восточной половине Балканского полуострова, в обширном Болгарском государстве, по течению Дуная, в современной Венгрии, до окраин Польши, Чехии, Хорватии и Сербии, наконец, до Киева и Новгорода. Это просвещение стало источником и символом славянского единения.

В те годы уже разгорался конфликт между Восточной и Западной Церковью и борьба за влияние. Действуя на территории, независимой от Константинопольского Патриархата, но примыкающей к Римскому престолу, славянские просветители должны были соблюдать крайнюю осторожность, чтобы не вооружить против себя власть Рима.

Епископы Германии, совершавшие в моравских церквях богослужения на латинском языке, восстали против святых братьев, утверждая, что богослужение может совершаться лишь на одном из трёх языков: еврейском, греческом или латинском.

Святой Константин отвечал им: «Вы признаёте лишь три языка, достойных того, чтобы славить на них Бога. Но Давид вопиет: Пойте Господеви вся земля, хвалите Господа вси языци, всякое дыхание да хвалит Господа! И в Святом Евангелии сказано: Шедше научите вся языки...»

Немецкие епископы были посрамлены, но озлобились ещё больше и подали жалобу Папе Римскому Николаю I. Для решения спора святые отправились в Рим. Они несли с собой часть мощей равноапостольного Климента, папы Римского, и переведённые ими священные книги.

Папа Николай I , не дождавшись их, скончался. Его преемник папа Адриан, желавший примирить Западную и Восточную Церкви, вышел навстречу святым за город, сопровождаемый духовенством и народом. Патриарх принял от Кирилла и Мефодия святые мощи и положил их в церковь святого Климента, а книги, переведённые на славянский язык, освятил на престоле древнейшей римской базилики, называемой Марии Большой.
Вскоре по прибытии в Рим Кирилл занемог. Он завещал продолжение великого дела своему брату и скончался 14 февраля 869 года. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».

Святой Мефодий исполнил завещание брата: возвратившись в Моравию уже в сане архиепископа, он проповедовал 15 лет. Святой Мефодий скончался 19 апреля 885 года.

Как отмечают День славянской письменности и культуры?

В России празднование было установлено 24 мая 1863 года (11 мая по старому стилю). С приходом советской власти праздник упразднили, но в 1986 году он был возрождён, а с 1991 года День славянской письменности стал государственным праздником.

В этот день в Москве и других городах России проводят фестивали, концерты и иные мероприятия.

Моравия — исторический регион Чешской республики к востоку от исторической области Чехия.

Солунь — славянское название города Салоники (Фессалоники).

В наши дни широко распространено мнение, что РПЦ представляет собой Православие, иногда даже опускается термин самого Христианства, подразумевая, что это есть тождественно, естественно, не беря в учёт само Славянство. По мнению клириков РПЦ Славянство здесь вообще ни причём.

В сентябре 2010 года, отвечая на вопросы корреспондента телеканала «Россия», патриарх Кирилл явно увлёкся и открыл своё истинное лицо – лицо космополита:

«…А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи (выходцы из просвещённого греко-римского мира Кирилл и Мефодий), принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное – они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие…».

Патриарх Кирилл назвал славян животными людьми 2 сорта

Но так ли это на самом деле?

Конечно же нет – это на самом деле грубая ложь! И думать так – это или крайнее невежество, или определенно злонамеренное искажение правды.

Есть большая и славная история у Славян! Давно поставлена под сомнение версия о появлении славянского государства примерно тысячу лет назад. Вот мнение известнейшего учёного, крупнейшего русского археолога и историка двадцатого века академика Академии наук СССР и Российской академии наук Б.А. Рыбакова: «Говоря об истинных славянских богах, мы отчётливо представляем даты зарождения культа того или иного бога. Бога Ра – около 50 тысяч лет назад. Бога Велеса – около 40 тысяч лет назад. Славянская Богиня Макошь занимает в этом ряду такое же древнее место – около 40 тысяч лет назад».

Славянство – это древнейшая мировая Вера на нашей планете. Основным стержнем Славянства является Древнерусская Ведическая Культура. Славяне – это арийцы – русы – русские, придерживающиеся Древнерусской Ведической Веры, которые славят Правь – законы Космоса и Природы – всеобщий закон Сварога, управляющий миром. Славить Правь – это славить Бога. Славить Правь – это и есть Православие. Как видим, так называлась уже в ту далёкую пору Вера наших Предков. Славянство дало основу всем ныне существующим мировым религиям.

РПЦ же представляет собою всего лишь одну из многих сектуальных разновидностей Христианства наряду с другими, имеющими право на существование, как впрочем, и другие конфессии и веры.

Но поскольку в настоящее время наше прошлое стало плотно наполняться порочными мифами, подобно вышеприведённым, то важно узнать более детально о понятии «Православие», которое действительно является неотъемлемой составляющей национального признака Славянских народов.

Выясним истинное содержание древних слов «Правь» и «Славь», которые составляют основу приведенного понятия, состоящего из двух корней.

Исконное Славянское слово «Правь» легло в основу таких священных понятий, как: ПРАВда, ПРАВило, сПРАВедливый, ПРАВедник, ПРАВитель и другие. Все эти слова ассоциируются у нас со Светом – Добром. Причина этого в том, что в древности Мир, где жили Вышние Боги, назывался не иначе как ПРАВь.

Следовательно, слова, которые имеют корень «Прав», связаны с Богом, божественным, а потому имеют позитивное значение. В Прави находятся Родные Боги и Души Светлых Предков. Таким образом, Правь – это не только мир Богов, это Поконы, по которым живут люди и Боги.

Вера Предков в Правь никогда не исчезала, её невозможно побороть, ведь она является живой Душой НаРода. Ни принуждение, ни пытки властей, ни сжигание на костре не вынудили наш НаРод принять чужую веру.

Потому инородцы, подменив понятия, и присвоив себе традиционные названия и обряды, тем самым начали подгонять их под собственное рабовладельческое вероучение, которое действует и по сей день.

Так, наш Бог Сварог стал Саваофом, Великая Матушка Лада именовалась исключительно Богоматерью, от многих имен Велеса остались только Власий и Василий, Перуна переименовали в Илью, но оставили Громовержцем, от Даждьбога остался только эпитет Сын Божий, Световита превратили в Святого Витая и тому подобное…

Это, в конечном счёте, повлекло постепенную утрату смысла Родных обрядов и названий, искривление и упрощение Ведической Веры наших Предков. Но как бы не было тяжело, Роды Волхвов сберегли Веру в неизменном виде, зная, что наступит время Великого Возрождения.

Сегодня многие Славяне осознали начало нового Вселенского подъёма и расцвета Ведической духовности. Традиция говорит, что священное понятие «Правь» – это совокупность Божественных Поконов, которые Правят Вселенной.

Вторая составляющая словосочетания «Православие» – «Славь» – это имя Богини Славы-Славуни – жены Богумира.

Богумир продолжил дело своих деда и отца Перуна и Тарха Перуновича Даждьбога. Он объединил Русов в Великую Державу, раскинувшуюся чуть ли не на всю Евразию и простоявшую тысячелетие.

Богумир женился на Славе – дочери бога Мана, внучке бога молитв Бармы, правнучке самого Бога Рода. Ему была предназначена великая роль. Ведь в давние времена, за много тысяч лет до наступления Тёмных времен (Ночи Сварога) произошла великая сеча и междоусобица в роде земном. Восстали души, в кривду впали и пожелали повергнуть Свет Белый себе под ноги. Великую беду та междоусобица Земле принесла, повсюду остались следы от страшных потрясений.

Не было тогда верха ни за родами Славных, ни за Кривдой, но сталась великая беда: погибли в сече поконоколенники (первопредки, волхвы – давшие начало новым Арийским Родам, такими были, например, Арий и др.), прервалась цепь Радения, потерял род земной Покон Рода Всевышнего. Тогда стали старотцы глаголить к СВА, чтобы сошли боги в Явь раскрыть мудрость свою.

И сошли боги на Землю, и увидели Великие Родичи на землях нынешней Руси людей добрых и честных, что Род свой от Сокола-Рода выводили. И был сей Род смелым и мужественным, к труду стремящимся.

Светлы умом были люди, жили они в мире и согласии, старотцов слушаясь, на богов родных делами своими равняясь.

Вот за то, что старотцы родным богам внимали и славили их верно, заветы исполняя, и дали боги людям старшего в роду – Отца Богумира. Стал он Спасом – человеком в Яви будучи, с богами всегда сопряжённым и хранящим в себе сознание и силы божеские.

Дали Сварог с Ладой Богумиру и жене его Славе верные заветы, Мудрость Веры и Веды Православной, что оборвалась со времён Старотца Мира.

Получается, что возродителями Рода Славян стали Богумир и Слава. По преданию – это Сварог и Лада сошли на землю для восстановления знаний, воссоздания Рода Славян. Далее были и другие Спасы, которые приносили знания и передавали их народу.

Целью духовного развития в Русской Родной Православной Вере является ясное осознание законов Мироздания (законов Прави, Покона), что позволяет душе сотворить собственный мир, и это помогает ей достичь наивысшего проявления.

Свою жизнь Богумир посвятил тому, чтобы научить Роды Славных семейному ладу. Они с матушкой Славой положили начало науке, которая называется Родоладом. Да иначе и быть не могло, потому что они были душами, которые несли в себе великую силу Сварога и Лады, Светоносных Небесных Супругов.

Род – начало, прародитель и создатель всего сущего, Явного и Неявного, живого и неживого, Вышний Вседержитель, Всеединый бог. Имя его живёт в таких словах, как Родитель, Родной, Рождать, Родина, наРод, приРода, поРода, уРожай, Родник и многих других. Но в первую очередь, Род – это творческая, призывающая к жизни, производящая сила вообще, он – основа всего!

Получается, что Родолад – это система взглядов на создание семьи, предназначение мужчины и женщины, мужа и жены. Она говорит об обязанностях родителей и детей, об обустройстве пространства любви и о том, как поддерживать Огонь в семейном очаге, о долге перед родом и обществом.

Родолад – это понимание и проведение родовых праздников, обрядов, сохранение традиций, поддерживающих культуру семьи, умение общаться и жить в гармонии с энергиями и стихиями Всемирья – богами. Наука Родолад мудро и методично помогала девочке стать девушкой, женщиной, матерью, а мальчику – юношей, мужчиной, отцом…

Согласно священным славяно-арийским писаниям у каждого человека есть своё предназначение. Так Отец Сварог – Вышний бог телесного мира – создал Вселенную, а его жена – Мать богов Лада – наполнила её любовью и гармонией. Каждый мужчина творит мир своей семьи, создаёт и добывает блага, а женщина – Берегиня, наводит порядок – даёт лад всему тому, что сотворил её муж. Такие семьи являются носителями духовной силы народа. Счастливая семья – основа Рода, а процветающие Роды обеспечивают процветание Родины!

Восстановив Покон Рода Всевышнего и передав его своим потомкам, Спас Богумир вместе со Славой воссоздали священную общность Арийских народов. Всех русов-славян объединяет не только кровь, но и высокодуховное происхождение. Все вместе потомки славяно-арийцев составляют Семью Душ, Духовный Род Славных, который чтит единого и многопроявленного Бога Богов – Род Всевышнего!

И с тех пор каждый потомок Богумира и Славы, всё Славянство несёт в себе ту Изначальную Божественную Искру!

Таким образом, само содержание понятия «Православие» дословно понимается как «Правь Славление», а мировоззренческое глубинное – как «Правь Мира Вышних Богов». Именно в таком понимании употребляется слово «Православие» в Родной Ведической Вере Русов.

Употребление имени Славянской богини Славы и названия Мира Славянских Богов Прави в названии чужой религии – верх хитрости и подмены понятия.

Православие – это духовный путь Славянских народов, даже сейчас это слово существует только в языках наших братских народов.

А англосаксы, своим искусственным, корявым языком, внедрённым при переформатировании Европы с помощью латиницы, как эсперанто, – вообще извратили это понятие, спустив его до понятия рабов.

Так, например, слово Slav, Slavs – переводится с английского на русский, как Славянин, Славяне, в тоже время уже Slave, Slaves – это раб, рабы, и произносятся практически одинаково. Думается, что это сделано не случайно нашими заклятыми «друзьями», или как их называет нынешняя властная «элита» – своими партнёрами…

Когда мы именуем себя исповедниками Славянской Веры, то определяем свой путь в Явном мире, направленный на Единение Рода Небесного и Рода Земного. Именуясь исповедниками Ведического Православия, мы определяем направление нашего духовного развития – на Единение с Вышними Богами Прави.

Однако, если мы обратимся к истории Христианской церкви и спокойно, основательно, без всяких предвзятостей ознакомимся с нею, то легко получим ответ на вопрос: откуда же взялось так называемое «православное христианство»?

Летописи Х-XIV веков убедительно свидетельствуют, что Христианство пришло на Русь из Греции под названием «вера Христова», «новая вера», «истинная вера», «греческая вера», а чаще всего – «правоверная вера христианская».

Особо следует обратить внимание на то, что впервые слово «православие» встречается в «Послании митрополита Фотия Псковского» 1410-1417 годов, то есть через 422 года после внедрения Христианства на Руси. А словосочетание «православное христианство» и того позже – в Псковской первой летописи 1450 года, через 462 года после крещения Руси. Это, естественно о многом говорит и вызывает серьёзное удивление.

Если слово «православие» действительно имеет отношение к Христианству, как утверждают нынешние клирики РПЦ, то почему его не использовали сами христиане на протяжении полтысячелетия?

Следовательно, можем отметить, исходя из фактов, подтверждённых документами, написанными в летописях монахами: «православными» христиане стали лишь 597 лет назад. И 422 года они называли себя только «правоверными». И это подтверждается также тем, что греческое слово «ортодоксия» в переводе на русский означает – «правоверие». У греков «ортос» – правильное, «прямое», а «доксос» – «мысль», «убеждение», «вера». Именно поэтому в Западном мире христиан восточного обряда зовут не иначе как «ортодоксы».

Странным выглядит церковный перевод слова «ортодоксия» – «православие», потому что слово «слава» по-гречески произносится как «кюдос», отсюда название древнего города Кидония на Крите, которое переводится «Славное». Поэтому, если восточные христиане действительно «православные», само вероисповедание должно именоваться как минимум «ортокюдос».

Развязка этого противоречия нам известна. Греко-ортодоксия (правоверное христианство) в XVI в., после захвата Русинских земель Польшей, оказалось в жесткой борьбе с римо-католицизмом. Потому, ища себе опору, церковь пришла к единственному спасительному выходу – частично перенять Ведические духовные обычаи Русов.

В первую очередь они превратили «правоверную веру христианскую» в «святое православие». А затем они перестали бороться с ведическими обычаями и приняли как своё писание: культ Предков, Зелёные святки, Купальские святки, Покров, Калита, Коляда, Стреча (Сретенье) и другие.

Нам же, нынешним Русам, для того чтобы возобновить Лад и Единство с Родными Богами, надо начинать с постижения духовного богатства, которое сохранили для нас наши Предки – сущности Истинного Православия – Родной Ведической Православной Веры – Славянства.

Вера наша испокон веков была и останется вечно Православной, потому что всегда указывает нам путь к Родным Богам Прави. Православными извечно были наши отцы, деды и прадеды, и нам быть такими же!

Мы ни с кем не боремся и никому себя не противопоставляем. Разные культы пользуются и терминами, и даже символикой наших Предков, ну что же пусть пользуются. Только у образованных и культурных людей всегда есть при себе первоисточники – это Наследие наших Великих Предков.

Понимание и восприятие всего этого богатства сделает нас сильнее, ибо Истинная Вера – это Веда Прави – знания о Мире, Вселенной и Поконов Русских Богов. Именно это так нужно сейчас – для Единства и Силы Славянского Рода!

Сейчас же, к сожалению, с нами ещё со всеми не всё в порядке…

Смотрю вокруг и больно мне, во что мы Русскую Державу превратили?! Живём мы на своей Святой Земле которую нам наши Предки подарили, они её как жизнь любили и, защищая своей кровью окропили. Её пролиты были реки во времена той давней, да и новой сечи, когда стояли как один и горожанин, и крестьянин. Ну а сейчас во что мы Род свой обратили?! Шакалов стаю к власти допустили. Они на нас лишь набивают свой карман, продают то, что было создано большим трудом, жизни наши продают, плюя на всех, на свой НаРод, что ставил Русь, что был всегда непобеждённый. Я Русский, Славянин и тем горжусь! Горжусь Землёй, той на которой был рождённый! В ней вольный Русский Дух и никогда тот Дух не будет угнетённый! И знаю я, что сквозь года своих сынов Россия Мать с колен поднимет и Русский Дух, собрав всех в славную святую рать, шакалье бремя это скинет и заживёт наш Русский Род, как жил в те тысячелетия творенья и будет жизнью славить он своё Славянское Наследье!..

Евгений Тарасов