Н а некрасов план конспект. Конспект урока

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в зажиточной семье помещика. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии, селе Грешнево, в родовом имении. Семья была многодетной – у будущего поэта было 13 сестер и братьев.

В возрасте 11 лет он поступил в гимназию, где учился до 5 класса. С учебой у юного Некрасова не складывалась. Именно в этот период Некрасов начинает писать свои первые стихотворения сатирического содержания и записывать их в тетрадь.

Образование и начало творческого пути

Отец поэта был жестоким и деспотичным. Он лишил Некрасова материальной помощи, когда тот не захотел поступать на военную службу. В 1838 году в биографии Некрасова произошел переезд в Петербург, где он поступил вольнослушателем в университет на филологический факультет. Чтобы не умереть от голода, испытывая большую нужду в деньгах, он находит подработок, дает уроки и пишет стихи на заказ.

В этот период он познакомился с критиком Белинским, который впоследствии окажет на писателя сильное идейное влияние. В 26 лет Некрасов вместе с писателем Панаевым выкупил журнал «Современник». Журнал быстро становился популярным и имел значительное влияние в обществе. В 1862 году вышел запрет правительства на его издание.

Литературная деятельность

Накопив достаточно средств, Некрасов издает дебютный сборник своих стихов «Мечты и звуки»(1840), который потерпел неудачу. Василий Жуковский посоветовал большинство стихов этого сборника печатать без имени автора. После этого Николай Некрасов решает отойти от стихов и заняться прозой, пишет повести и рассказы. Писатель также занимается изданием некоторых альманахов, в одном из которых дебютировал Фёдор Достоевский . Наиболее успешным альманахом получился «Петербургский Сборник»(1846).

В 1847 - 1866 был издателем и редактором журнала “Современник”, в котором работали лучшие литераторы того времени. Журнал был очагом революционной демократии. Работая в «Современнике», Некрасов выпускает несколько сборников своих стихотворений. Произведения «Крестьянские дети», «Коробейники» приносят ему широкую известность.

На страницах журнала «Современник» были открыты такие таланты, как Иван Тургенев , Иван Гончаров , Александр Герцен, Дмитрий Григорович и другие. В нём печатались уже известные Александр Островский , Михаил Салтыков-Щедрин , Глеб Успенский. Благодаря Николаю Некрасову и его журналу русская литература узнала имена Фёдора Достоевского и Льва Толстого .

В 1840-х годах Некрасов сотрудничает с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году, после закрытия журнала “Современник”, берет его у издателя Краевского в аренду. С эти журналом были связаны последние десять лет жизни писателя. В это время Некрасов пишет эпическую поэму «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), а также «Русские женщины» (1871-1872), «Дедушка»(1870) – поэмы о декабристах и их женах, еще некоторые сатирические произведения, вершиной которых была поэма «Современники»(1875).

Некрасов писал о страданиях и горе русского народа, о сложной жизни крестьянства. Он также внес в русскую литературу много нового, в частности, в своих произведениях использовал простую русскую разговорную речь. Это несомненно показывало богатство русского языка, которое шло из народа. В стихах он впервые стал сочетать сатиру, лирику и элегические мотивы. Кратко говоря, творчество поэта внесло неоценимый вклад в развитие русской классической поэзии и литературы в целом.

Личная жизнь

В жизни поэта было несколько любовных связей: с хозяйкой литературного салона Авдотьей Панаевой, француженкой Селиной Лефрен, деревенской девушкой Фёклой Викторовой.

Одна из самых красивых женщин Петербурга и жена писателя Ивана Панаева – Авдотья Панаева – нравилась многим мужчинам, и молодому Некрасову пришлось приложить немало усилий, чтобы завоевать ее внимание. Наконец, они признаются в любви друг другу и начинают жить вместе. После ранней смерти их общего сына, Авдотья уходит от Некрасова. И он уезжает в Париж с французской актрисой театра Селиной Лефрен, с которой был знаком с 1863 года. Она остается в Париже, а Некрасов возвращается в Россию. Однако их роман продолжается на расстоянии. Позже он знакомится с простой и необразованной девушкой из деревни – Фёклой (Некрасов дает ей имя Зина), с которой впоследствии они обвенчались.

У Некрасова было много романов, но главной в биографии Николая Некрасова женщиной оказалась не законная его жена, а Авдотья Яковлевна Панаева, которую он любил всю жизнь.

Последние годы жизни

В 1875 году у поэта обнаружили рак кишечника. В мучительные годы перед смертью он пишет «Последние песни» – цикл стихотворений, который поэт посвятил своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель умер 27 декабря 1877 года (8 января 1878) и был похоронен в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.

Хронологическая таблица

  • Писателю не нравились некоторые собственные произведения, и он просил не включать их в сборники. Но друзья и издатели убеждали Некрасова не исключать ни одного из них. Возможно, поэтому отношение к его творчеству среди критиков весьма противоречиво – не все считали его произведения гениальными.
  • Некрасов увлекался игрой в карты, и довольно часто ему везло в этом деле. Однажды, играя на деньги с А.Чужбинским, Николай Алексеевич проиграл ему большую сумму денег. Как оказалось потом, карты были помечены длинным ногтем противника. После этого случая Некрасов решил больше не играть с людьми, у которых есть длинные ногти.
  • Еще одним страстным увлечением писателя была охота. Некрасов любил ходить на медведя, охотиться на дичь. Это увлечение нашло отклик в некоторых его произведениях («Коробейники», «Псовая охота» и др.) Однажды жена Некрасова, Зина, во время охоты случайно подстрелила его любимого пса. Тогда же увлечению Николая Алексеевича охотой пришел конец.
  • На похоронах Некрасова собралось огромное количество народа. В своей речи Достоевский удостоил Некрасова третьим местом в русской поэзии после

Время и Н.А. Некрасов, поэт и гражданин

Сираева З.Д.

МОБУ СОШ№1

им.М.Абдуллина

с.Киргиз-Мияки

ЦЕЛЬ: раскрыть перед учащимися особенности той эпохи, когда жил и работал Н.А. Некрасов, охарактеризовать его произведения, написанные о народе и для народа, вызвать эмоциональный отклик на его стихи.

ХОД УРОКА

Слово учителя .

Мы с вами закончили работу по изучению романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Заметили ли вы, что в нём упоминается имя Некрасова как автора поэмы «Коробейники», звучит «Песня Ерёмушке», Верочка исполняет романс «Тройка» на стихи великого русского поэта. Таким образом, Чернышевский указывает нам, к кому нужно обратиться для более полной характеристики подъёма революционного освобождения. Сегодня мы ещё раз перелистаем страницы удивительной некрасовской поэзии, полной ненависти к угнетателям и огромной любви и сочувствия к простому народу.

Объявляю цель нашего урока.

Имя Н.А. Некрасова вам, конечно же, известно. На сегодняшнем уроке мы узнаем те стихотворения поэта, которые вошли в сокровищницу русской классической поэзии. Урок будет проведён в форме лекции - вы будете помогать мне и одновременно работать в рабочих тетрадях, составляя хронологическую таблицу жизни и творчества великого поэта, выразительно читать стихи, рассказывать о той эпоху, которая формировала личность Н.А. Некрасова. На нашем сегодняшнем уроке присутствуют необычные люди: историк (эту роль выполняет ученица) и биографы (эту роль выполняют ученик и ученица).

Оформляем страницу в рабочей тетради .

Николай Алексеевич Некрасов (28/ XI -1821 – 27/ XII -1877)

Запишем план урока и эпиграф:

    Эпоха, определившая характер творчества Н.А. Некрасова

    Муза мести и печали

    Встреча с В.Г. Белинским

    Декабристская тема в поэзии Н.А. Некрасова

    «Кому на Руси жить хорошо» - народная поэма

Эпиграфом к нашему сегодняшнему разговору взяты слова из широко известного стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия». Поэт писал об этих стихах: «Это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последние годы».

Чтение «Элегии» (1874) учащимися .

Учитель.

Записываем эпиграф:

Я лиру посвятил народу своему…

Быть может, я умру, неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Историческая справка . (Говорит ученица, выполняющая роль историка на уроке ).

Итак, вторая половина XIX века. Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, целиком определила характер его творчества. Искусство, личностное самовыражение уходило на второй план. На первом плане оказались проблемы социальные. От художника слова требовалась социальная польза доступность, простота. Среди проблем, которыми в то время была богата Россия, острейшей, давным-давно назревшей была необходимость освобождения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты. Узел затягивался все туже и тормозил развитие исстрадавшейся страны. Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и «новые люди» видели смысл своей жизни в том, чтобы этой реформы добиться. Целое поколение новых людей, демократов ощутили своё историческое предназначение. Их молодость пришлась на мрачное николаевское время, и смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, верой в то, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады самой возможности сделать что-то для своего народа, трудиться на благо нации было для них счастьем.

Учитель.

Такой идеал избрал себе Некрасов.

Он был человеком одержимым, страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника - и это стало его «пожизненным амплуа».

Составляем хронологическую таблицу по ходу рассказу учащихся-биографов.

Чтение стихотворения «Родина» (1846) ученицей .

Дополнение учителя.

Была осень, скверная, холодная осень, пронизывающая до костей… На нем была дрянная шинелишка и саржевые панталоны. Горе так проняло его, что он закрыл лицо руками и плакал. Вдруг слышит шаги. Смотрит – нищий с мальчиком. «Подайте, Христа ради», - протянул мальчик, обращаясь к Некрасову. Он не собрался еще с мыслями, что сказать, как старик толкнул мальчика:

Что ты? Не видишь разве, он сам к утру окоченеет. Эх, голова! Чего ты здесь? – продолжал старик.

Ничего, - отвечал Некрасов.

Ничего, ишь гордый! Приюту нет, видно. Пойдем с нами.

Не пойду. Оставьте меня.

Ну, не ломайся. Окоченеешь, говорю. Пойдем с нами, не бойсь, не обидим.

Делать нечего. Некрасов пошел. Пришли они на 17-ю линию Васильевского острова. Теперь этого места не узнаешь, всё застроено. А тогда был один деревянный домишко с забором, а кругом пустырь. Вошли они в большую комнату, полную нищими, бабами и детьми. В одном углу играли в три места. Старик подвёл его к играющим.

    Вот грамотный, - сказал он, - а приютиться некуда.

    Дайте ему водки, иззяб весь.

Некрасов выпил полрюмки. Одна старуха постлала ему постель, подложила под голову подушечку. Крепко и хорошо уснул он. Когда проснулся, в комнате никого не было, кроме старухи. Она обратилась к нему: «Напиши мне аттестат, а то без него плохо!» Он написал и получил 15 копеек.

С ними пошёл разживаться, - сказал Некрасов.

«Петербургскими мытарствами» называют обычно этот период в жизни Некрасова. И в самом деле, неудач было много: провал на экзаменах в университет, неудача первого сборника подражательных, ученических стихов «Мечты и звуки» (1840), полуголодное существование, наконец, «подённая» черновая работа в столичных журналах, работа ради куска хлеба, не приносившая подчас никакого морального удовлетворения. Но одновременно формировался стойкий и мужественный характер: «хождение по мукам» и закалило поэта, и открыло перед ним жизнь петербургских низов, жизнь тех же мужиков, только не в деревенском, а в городском быту. В поисках заработка частенько приходил Некрасов на Сенную площадь, где собирался простой люд: торговали своими изделиями мастеровые, продавали овощи и молочные продукты крестьяне из окрестных сёл и деревень. За грошовую плату писал будущий поэт неграмотным мужикам прошения и жалобы и одновременно прислушивался к народной молве, узнавал сокровенные мысли и чувства, бродившие в умах и сердцах трудовой России. С накоплением жизненных впечатлений шло накопление литературных сил, опирающихся на глубокое понимание общественной несправедливости.

Чтение ученицей стихотворения «Вчерашний день в часу шестом» (1848).

Учитель.

В эти годы произошла встреча с А.Я. Панаевой, осветившей его жизнь необыкновенным светом и теплом. Навсегда главной целью некрасовской музы, богини поэтического искусства, станет судьба русской женщины. Причем разных социальных слоев. В частности – женщины-крестьянки.

Ученица читает «В полном разгаре страда деревенская»

Тему женской доли продолжает еще одно известное стихотворение Некрасова, ставшее, впоследствии одним из самых любимых революционной молодёжью романсов.

Звучит запись песни «Тройка», (можно добавить из текста продолжение стихотворения).

Около этого времени Некрасов познакомился и близко сошёлся с великим русским критиком, революционным демократом Белинским, который полюбил юного поэта за его непримиримую ненависть к народным врагам. Белинский подолгу беседовал с ним и открыл ему глаза на всё злое и мерзкое, что совершалось вокруг. Некрасов понял, что ограбление трудящихся есть многовековая система, узаконенная государственным строем. Ему стало ясно, что всё благополучие «сильных и сытых» основано на эксплуатации миллионов людей, закабалённых и крепостниками-помещиками, и нарождающейся в стране буржуазией. Памятуя о тягостных впечатлениях детства, он под влиянием Белинского окончательно решил отдать всю свою жизнь, весь свой горячий талант на борьбу с этим бесчеловечным порядком вещей.

«Ясно припоминаю, - рассказывал впоследствии Некрасов, - как мы с ним вдвоём часов до двух ночи беседовали о литературе и о разных других предметах. После этого я всегда долго бродил по опустевшим улицам в каком-то возбуждённом настроении, столько для меня нового в высказанных мыслях. Моя встреча с Белинским была для меня спасением».

Белинский требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Творчество Некрасова вполне отвечало этим требованиям. Под влиянием Белинского он обратился к реальным сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью; стал писать проще, без всяких прикрас, о самых, казалось бы, обыденных, заурядных явлениях жизни, и тогда в нем глубоко проявился его свежий, многосторонний и правдивый талант.

Некрасов всегда с умилением говорил о пламенном патриотизме Белинского. В своей поэме «Несчастные» он, как предполагают исследователи, воспроизвёл те вдохновенные речи о родине, которые слыхал от Белинского:

Ом не жалел, что мы не немцы,

Он говорил: «Во многом нас

Опередили иноземцы.

Но мы догоним в добрый час!

Лишь Бог помог бы русской груди ,

Вздохнуть пошире, повольней -

Покажет Русь, что есть в ней люди,

Что есть грядущее у ней».

Некрасов вполне разделял эту веру Белинского в чудотворные силы народа, в огромность его будущих исторических судеб. Не раз повторял он в стихах, что русский народ-богатырь, что он грудью пробьётся к желанному счастью и что служение народу есть патриотический долг каждого:

Иди в огонь за честь отчизны.

За убежденья, за любовь...

Иди и гибни безупречно.

Умрёшь недаром - дело прочно,

Когда под ним струится кровь...

Белинский первый пробудил это революционное сознание в Некрасове. Поэт до конца жизни остался благодарен учителю и всегда вспоминал те уроки, которые получил от него:

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе.

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе...

Вместе с Белинским Некрасов становится организатором литературного дела. Издаёт две книги - «Физиология Петербурга» и «Петербургский сборник». С 1847 года в руки Некрасова переходит журнал «Современник», основанный Пушкиным, потускневший после его смерти и заново возрождённый. В нём печатаются И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, Г.И. Успенский.

Некрасов решается на издание сборника своих стихов, который выходит в свет в 1856 году. Сборник открывает стихотворение «Поэт и гражданин» (1856), призывавшее поэта к высокому общественному служению.

Чтение учащимся отрывка из стихотворения «Поэт и гражданин».

Учитель.

Сборник состоит из четырёх разделов: стихи о жизни народа; сатира на его угнетателей; поэма «Саша»; стихи о дружбе и любви.

Внутри каждого раздела стихи располагаются в строгой последовательности. Одно из первых - «В дороге»...

Чтение стихотворения учащимся.

Учитель.

Что вы рисовали в своём воображении, когда слушали эту типичную для того времени историю?

Речь мужика простовата, груба. Но это индивидуальный портрет героя. Прочитав стихотворение, Белинский в глубоком волнении воскликнул: «Да знаете ли вы, что вы поэт и поэт истинный?» Современник Некрасова Тютчев, помните, писал:

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить.

Некрасов же пытался понять Россию народную умом, почувствовать сердцем, а потому и вера в будущее народа никогда не была слепой. Он смотрел на мир народными глазами. Во втором разделе Некрасов выступает как своеобразный сатирический поэт, очень точно изображая мелкие и подленькие души. Такие, как в стихотворении 1847 года «Нравственный человек».

(Чтение стихотворения учителем.)

В третьем разделе - поэма «Саша». Духовная сила человека, по утверждению Некрасова, питается кровными связями его с Родиной.

(Чтение отрывка учащимися.)

Оригинальным поэтом выступил Некрасов в четвёртом разделе поэтического сборника 1856 года. По-новому он стал писать о любви. Поэтизируя взлёт любви, он не обошёл и ту «прозу», которая часто встречается в жизни.

(Чтение стихотворения «Гадающей невесте».)

1859 год. Некрасов пишет «Песню Ерёмушке», ставшую гимном нескольких поколений русской революционной молодёжи.

Отрывок из «Песни...» читает ученица.

Учитель дополняет.

«Песня...» очень скоро стала одним из любимейших и популярнейших стихотворений молодёжи. «Песня Ерёмушке» оглашала то и дело рекреационные залы новой женской школы; это стихотворение заключало в такой доступной форме правила новой житейской мудрости. «Жизни вольным впечатлениям душу вольную отдай», - начинала, бывало, одна, самая бойкая из нас, и тотчас находились другие, которые продолжали: «Человеческим стремлениям в ней проснуться не мешай...» «Необузданную, дикую к лютой подлости вражду», - декламировали несколько дружно обнявшихся между собой девочек. «И доверенность великую к бескорыстному труду», - как-то особенно кротко и нежно продолжали другие. И вскоре собиралась целая толпа девочек, «соединённая» «Песней Ерёмушке», которая была в полном смысле слова нашею ходячею песнею!" - вспоминает Е. Литвинова.

В 1862 году поэт создаёт «Рыцарь на час», где передаёт своё понимание назначения поэта. Вспоминая мать, он просит у неё силы выйти на «правый» путь, на дорогу тернистую.

(Чтение отрывка из стихотворения ученицей.)

В 1861 году Некрасов создаёт поэму-путешествие «Коробейники»: бродят по сельским просторам старый Тихоныч и молодой его помощник Ванька, мужики-коробейники, деревенские торговцы. Перед их взором проходят пёстрые картины русской жизни дореформенного времени. Сюжет дороги превращает поэму в широкий обзор российской действительности. Главное достоинство «Коробейников» - неподдельная народность. Не случайно первая глава поэмы стала народной песней.

Звучит запись песни «Коробушка» в исполнении Краснознамённого ансамбля песни и пляски.

Учитель.

Но издавал он и стихи либерально-угоднические. В стихотворении «Умру я скоро...» поэт с горечью и болью говорит о них, написанных «неверною рукой...»

Год 1861. В России - крестьянская реформа.

Ученица - «историк» даёт историческую справку.

Законопроект об освобождении крестьян был подписан Александром II

19 февраля 1861 года. Обнародован он был 5 марта. Это была несправедливая, грабительская реформа, которая разорила миллионы крестьянских семей. Крестьяне получили личную свободу, перестали быть крепостными, получили гражданские права, однако правительство сделало всё, чтобы затруднить крестьянам пользование «дарованными правами», власть помещика тяготела над крестьянами. Сохранились помещичьи землевладения, оброк и барщина, рекрутчина, политическое бесправие крестьян.

Учитель.

В эти годы поэт приступает к большой поэме о народе, исполненной светлой веры и доброй надежды, - «Мороз, Красный нос».

К началу 70-х годов наступает эпоха нового революционного подъёма.

В 1869 году возникает замысел поэмы «Дедушка», где Некрасов хочет напомнить молодёжи об их делах, о судьбе первого поколения борцов за свободу дворянских революционеров-декабристов.

Историческая справка даётся ученицей .

14 декабря 1825 год. В этот день новым императором стал Николай I . Офицеры - участники тайного общества, вошедшие в историю под именем декабристов, вывели на Сенатскую площадь Петербурга воинские части. На площади находилось более трёх тысяч военных. Здесь же собрались огромные толпы народа. Царь жестоко расправился с восставшими дворянами. Пять человек были казнены, многие сосланы в Сибирь. Чего же хотели декабристы? Выйдя на площадь, они хотели добиться освобождения крестьян от крепостной зависимости, её они считали величайшим злом для России.

Учитель.

В поэме «Дедушка» Некрасов не мог говорить открыто о том деле, за которое был сослан на каторгу герой. Рассказ о восстании декабристов звучит приглушённо. Но идея высокая, святая - служить народу - яркой линией проходит через всю поэму. Замысел декабристской темы у Некрасова рос и развивался. Следующим этапом явилось обращение к подвигу жён декабристов, отправившихся вслед за своими мужьями на каторгу в далёкую Сибирь. В поэмах «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М.Н. Волконская» 1872 года поэт выражает восхищение лучшими женщинами из дворянского круга. Они осознали смысл того дела, за которое пострадали мужья.

(Чтение по ролям отрывка из поэмы - встреча княгини Трубецкой с иркутским губернатором.)

С 1865 года и до конца своих дней Некрасов работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». По-прежнему пёстрой, горластой, разноголосой оставалась любимая им Русь, по которой шагают семь мужичков-правдоискателей. Но, в отличие от других произведений, здесь уверенно и бодро звучат оптимистические ноты:

Рать подымается

Неисчислимая.

Сила в ней скажется

Несокрушимая.

Свободной, гордой и счастливой видел свою Родину любящий её поэт. Прошли годы. Но проблема долга и ответственности перед страной, Отечеством и сегодня актуальна. Поэтому многие его стихи звучат современно. Например, «Внимая ужасам войны».

(Чтение стихотворения учащимся.)

Не правда ли, это стихотворение актуально и сегодня?

(Да, соглашаются ученики, и сегодня льётся кровь солдат, и матери снова переживают ужас войны.)

Литература. 10 класс. 29.11.16.

Тема: Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество.

Цели : вспомнить основные факты биографии поэта, повлиявшие на формирование его мировоззрения; показать, какова роль Белинского в судьбе Некрасова; охарактеризовать деятельность Некрасова как редактора и издателя журналов «Современник», «Отечественные записки».

Ход урока

Эпиграфы к урокам :

Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова.

А. В. Луначарский

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество Н. А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1876) – поэт-гражданин. В его творчестве отразилась целая эпоха развития русской литературы и русской общественной жизни. Основная тема его произведений – изображение жизни русского народа. Поэт выступает как страстный защитник и выразитель народных интересов. Н. Некрасов: «Важно только одно – любить народ, родину, служить им сердцем и душой». Напряженно размышляет поэт о судьбе русского народа, его духовных силах, его настоящем и будущем.

Одной из самых ярких примет некрасовской поэзии является злободневность.

Огромная заслуга в формировании Некрасова как поэта и общественного деятеля принадлежит В. Г. Белинскому. Именно он первым оценил поэтические опыты начинающего поэта. В 1841 г. Н. Некрасов сказал: «Моя встреча с Белинским была для меня спасением». И это так. На долгие годы они стали друзьями и соратниками. Белинский ценил в Некрасове острый критический ум, поэтический талант, глубокое знание народной жизни и организаторские способности.

В суровых условиях, в упорном сопротивлении обстоятельствам складывался не только характер поэта, но и оттачивалось мастерство Некрасова – руководителя передовых литературных сил, редактора журналов «Современник», а затем и «Отечественных записок». Заслуга его в том, что, обладая редкой проницательностью, он выступал в роли «первооткрывателя» новых литературных имен. Некрасов «угадывал» талантливых писателей, оказывал им всестороннюю помощь…

Через некрасовские журналы прошли известные И. Тургенев, А. Гончаров, великий Л. Толстой; в некрасовских журналах были опубликованы стихи Ф. Тютчева, раскрылся критический талант Н. Чернышевского и Н. Добролюбова. Можно сказать, что работа Некрасова в качестве редактора – беспримерный литературный подвиг.

Н. Г. Чернышевский был убежден, что «его [Некрасова] слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов… он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума. И, как поэт, он, конечно, выше всех русских поэтов».

II. Рассказ о жизни и творчестве Н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.

1. Детство и юность Некрасова

Родился в 1821 г. в местечке Немирове, на Украине, в дворянской семье. Детство прошло в селе Грешнево, неподалеку от Ярославля, на берегу Волги. «Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до шестнадцати лет».

В Петербурге. «Восемь лет боролся я с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть».

2. «Мечты и звуки» (1840)

«Мечты и звуки» – первый подражательный сборник стихов. Знакомство с В. Г. Белинским. Отзыв Белинского о сборнике «Мечты и звуки»: «Знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки…» Великий критик помог Некрасову «найти себя».

3. Стихотворение «В дороге» (1845)

Образ дороги становится излюбленным образом поэзии Некрасова.

В. Г. Белинский Некрасову после прослушивания стихотворения: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?» А ведь Некрасову всего 24 года!

4. Редакторская и издательская деятельность
Н. А. Некрасова

С 1847–1865 гг. Н. А. Некрасов – редактор журнала «Современник», а с 1868–1876 гг. – совместно с М. Е. Салтыковым-Щедриным издает «Отечественные записки». Некрасов был чрезвычайно требователен к своей работе и творчеству. Эти журналы «почти безраздельно властвовали над умами той эпохи».

5. Поэзия Н. А. Некрасова в 50- е годы

Сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова» (1856). Первый раздел сборника – стихи о народной судьбе. Образ дороги. Второй раздел – сатирическое изображение недругов народа. Третий раздел – рождение «новых людей», борцов за народное счастье. Четвертый раздел – любовная лирика.

Характер сборника определялся вступлением, роль которого сыграло знаменитое стихотворение «Поэт и гражданин» (1856) . В нем Некрасов выразил свои взгляды на роль поэта и поэзии. Поэт должен быть гражданином, верным сыном своей родины и народа.

Выразительное чтение стихотворения, анализ.

Лучшие произведения Некрасова, опубликованные в сборнике: «Колыбельная песня», «Еду ли ночью…», поэма «Саша», «Песня Еремушке», «Размышления у парадного подъезда».

«Размышления у парадного подъезда». Чтение стихотворения.

Стихотворение впервые напечатал А. Герцен в «Колоколе» с примечанием: « Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Так как стихотворение уже ранее учащимися изучалось, можно вспомнить, как создавалось это произведение, назвать прототипов «владельца роскошных палат».

По воспоминаниям А. Я. Панаевой, Некрасов из окна своей петербургской квартиры увидел пришедших издалека к подъезду богатого дома крестьян, но их… прогнали. За образом владельца богатого дома стоит образ реального человека – графа А. И. Чернышева, более 20 лет служившего николаевскому режиму. Не случайно поэт обронил презрительное – «герой», на счету бывшего военного министра А. И. Чернышева и такое «геройское» дело, как расправа над декабристами.

Исследователи творчества Некрасова установили еще одно обстоятельство. Во время написания стихотворения в «роскошных палатах» жил министр государственных имуществ М. Н. Муравьев, будущий усмиритель польского восстания, которое произойдет через четыре года после написания стихотворения, в 1863 году. Н. Некрасов выступил как бы в роли пророка, заклеймив не только жестокого правителя прошлого, но и вещателя будущего. Но образ «владельца роскошных палат» много шире своих реальных прототипов, это, скорее всего, барин, вельможа, погруженный в роскошь.

Вопрос : Расскажите о мужиках, подошедших к богатому подъезду («…мужики, деревенские русские люди». За ними – вся крестьянская Русь, от лица которой они явились.)

Отрывок «Родная земля». Это размышления, раздумья поэта о судьбах русского народа. («Ты проснешься ль, исполненный сил…».)

6. Стихи и поэмы Н. А. Некрасова в 60–70- е годы.
Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»

(«Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1863 г.; «Железная дорога», 1864 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «Русские женщины, 1872– 1873 гг.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г.).

Стихотворение «Железная дорога». Чтение стихотворения.

Вопросы : 1) Кто же присваивает себе плоды народного труда?

2) Почему стихотворение «Железная дорога» преследовалось цензурой?

Один из цензоров «Современника» отметил, что стихотворение «является страшной клеветой и возбуждает негодование против высшего правительства » .

3) Как в «Железной дороге» сочетается сатира (в изображении угнетателей) с печалью и революционной страстью?

7. «Я лиру посвятил народу своему».
Последние годы жизни Н. А. Некрасова

«Элегия» (1874).

Чтение стихотворения.

Поэт назвал это стихотворение «самым… задушевным и любимым». Смысл своего творчества поэт видел в служении народу.

Поэт тяжело болен. В дневнике он записал: «Мой дом – постель, мой мир – две комнаты». Но работать продолжал!

Поэма «Кому на Руси жить хорошо», сборник «Последние песни».

Поэтом-гражданином Некрасов оставался до последних дней своей жизни. Еще раз являл он не только силу поэтической энергии, но и могучую силу духа.

Домашнее задание.

Стихотворение выучить наизусть. Письменный анализ. (Восприятие, истолкование, оценка.)

Стихотворение «В дороге».

ольга аксенова
Конспект урока чтения в 4 классе. Н. А. Некрасов. «Мужичок с ноготок»

Конспект урока по чтению в 4 классе

Тема : Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок »

Разработала : Аксенова О. Г.

Цели :

Познакомить детей с творчеством Н. А. Некрасова , формировать интерес и побуждать к чтению детских произведений русских писателей и поэтов.

Развивать навыки правильного , беглого и выразительного чтения на основе разнообразных видов чтения и работы над содержанием.

Способствовать воспитанию уважения к тяжёлому крестьянскому труду.

Этапы урока Содержание этапа

1. Орг. момент

2. Читательская разминка

3. Проверка домашнего задания

4. Объявление темы урока

5. Рассказ учителя Вступительная беседа.

6. Первичое чтение учителем (наизусть)

7. Повторное чтение с заданием .

8. Повторное чтение через разнообразие видов чтения

9. Работа по содержанию

Итог урока

Замените первую букву в слове ПОЧКА, чтобы получились другие слова (ночка, точка, кочка, бочка, дочка)

Игра «Слова в словах» клён- лён, шарф-шар, тесто-сто, удача- дача, гроза- роза, парк- пар

Задание «Отгадай животное» баран-ан +сук (барсук)

-Чтение , оценивание

Чем вам понравился Филиппок?

Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с русской поэзией 19 века, а как фамилия этого поэта вы отгадаете сами, если соберёте вместе части подчёркнутых слов

НЕБО КРАСОТА ОВАЛ

Николай Алексеевич Некрасов родился 4 декабря 1821 года в местечке Юдвине Подольской губернии.

Отец поэта Алексей Сергеевич служил в армии, вскоре после рождения сына, будущего поэта, Алексей Сергеевич Некрасов вышел в отставку с чином майора и поселился в своём родовом имении в селе Грешневе Ярославской губернии.

Нерадостным было детство поэта. Некрасовщина , как называли крестьяне родовое имение Алексея Сергеевича, была одним из тех «дворянских гнёзд» , которые могли существовать только во времена крепостного права .

Пользуясь крепостным трудом господа могли жить беспечно и праздно. Возможность полного безделья и бесконтрольного распоряжения сотнями человеческих душ порождала в помещечьей среде развитие самодурства и жестокости.

В Грешневе над всем тяготела рука барина Алексея Сергеевича Некрасова , который держал в «ежовых рукавицах» и свою семью и своих крепостных.

Мать поэта Елена Андреевна, была резкой противоположностью мужу. Грешневские крестьяне знали её как свою заступницу перед грозным барином и надолго сохранили о ней светлую память. Матери обязан Некрасов и началом своего поэтического творчества. Позже, в поэме «Мать» , он с нежностью вспоминает о тех сказках, которые она ему рассказывала, пробудив в нём любовь к поэзии.

Поэтическая способность у Некрасова сказалась рано . Семилетним мальчиком, едва выучившись писать, он уже сочинял стихи

И свой первый поэтический опыт он посвятил своей горячо любимой мамочке.

Любезна маменька, примите

Сей слабый труд

И рассмотрите, дорогая,

Годится ль он куда нибудь

И ещё, Некрасов очень любил играть с крестьянскими ребятишками, позднее он посвятит им много стихов . Одним из таких стихов является и «Мужичок с ноготок » , с которым мы с вами сегодня познакомимся.

Обмен впечатлениями

От чьего лица ведётся рассказ?

Выбрать непонятные слова (Студёную пору, хворост, шествуя важно, уздцы, дровосек)

Разбор непонятных детям слов.

ФИЗМИНУТКА

1. по цепочке (по строчке)

2. чтение всей строчки по первому (последнему) слову

4. А что ему ответил мальчик?

5. найдите и прочитайте ещё вопросительные предложения с соответствующей интонацией

6. чтение , нахождение отрывка к рисунку

7. найдите и прочитайте первое восклицательное предложение

8. найдите ещё восклицательные предложения и прочитайте их с соответствующей интонацией

9. чтение названия стихотворения

10. Как его ещё можно назвать?

11. чтение 1 предложения , уберите слова- признаки, Беднее стало предложение или нет

12. найдите предложение по вопросам

Кого? Что делает? Под что? Кто?

Лошадку ведёт под уздцы мужичок

Где? Что делал? Что? Кого?

В лесу раздавался топор дровосека

Как звали мальчика?

Найдите и прочитайте слова, которые описывают, как был одет мальчик Влас?

А почему в больших?

А теперь найдите мне слова и выражения, как автор называет мальчика?

(мужичок с ноготок , парнище, малюточка)

Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится, а к кому сам мальчик себя причисляет?

(Семья то большая, да два человека всего мужиков то , отец мой да я).

Какие слова, выражения, движения показывают, что он подражает взрослому, стремится быть похожим на взрослого мужчину?

Найдите и прочитайте выражения мальчика, из которых видно, что ему некогда разговаривать с прохожими, он занят работой и у него нет времени на пустые разговоры.

Какое отношение вызывает к себе маленький работник? (нежность, уважение, умиление)

В какой другой раздел книги вы бы включили это стихотворение (рассказы о детях, рассказы о труде и трудолюбии)

Вспомните рассказ Л. Толстого «Филиппок» . Чем похожи Филиппок и мальчик Влас?

Захотелось ли вам выучить стихотворение наизусть?

Игра «Рисуем настроение»

1. Тема крестьянства в творчестве поэта

Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 — 1877) является ярким образцом воспевания крестьянской жизни: ее тягот, забот, несчастий, но и счастливых моментов. Тематика поэзии Некрасова определяется началом одного из его стихотворений "Я лиру посвятил народу своему...". Тема жизни крестьянства освещается следующим образом в творчестве поэта:

начало народной тематики в стихотворении "В дороге" (1845), которое можно охарактеризовать следующим образом:

Оригинальность композиции, когда стихотворение начинается и заканчивается репликой барина, а в центральной его части присутствует развернутая емкая речь ямщика, везущего барина;

Не традиционный рассказ-песня о дорожном происшествии, а исполненное драматизма и трагичности повествование о тяжелой крестьянской доле;

Указание на виновников нелегкой судьбы крестьянина-рассказчика, которыми являются не сам крестьянин, и даже не помещики, насильственно выдавшие замуж за него крепостную девушку, воспитанную в барском доме, а крепостнический уклад в целом, позволяющий творить такой произвол и не наказывающий, а скорее, провоцирующий деспотизм помещиков по отношению к крестьянам;

Сказовая форма повествования, изобилующего просторечием, народными оборотами и диалектизмами, которые служат выражению и реализации авторского идейно-художественного замысла;

продолжение и развитие темы трудностей крестьянского быта в стихотворении "Несжатая полоса" (1854), которое можно охарактеризовать следующим образом:

В первую очередь непосредственно отражает горестную судьбу крестьянина-пахаря, не сумевшего убрать одну полосу;

Может носить характер аллегории на Николая I , приведшего к катастрофе Россию в Крымской войне, и об этом свидетельствует фраза "не по силам работу затеял";

Некоторыми исследователями воспринимается как политический памфлет, в котором в образе пахаря показан изнемогающий от тяжести жизни при Николае народ;

Другими исследователями рассматривается как рассказ о личной судьбе самого автора, который в момент написания стихотворения сильно болел;

яркая демонстрация крестьянского быта в поэме "Коробейники" (1861), которую можно охарактеризовать следующим образом:

Создана непосредственно в год крестьянской реформы и обращена к народу и написана для народа;

Используется русский фольклор (каждая глава имеет фольклорный эпиграф), сказок, поговорок, крестьянского лубка, песен;

Отражает интересы крестьянства в период реформы 1861 г. и понимание ими специфики общественных явлений;

В качестве центральных персонажей выступают коробейники — путешествующие деревенские торговцы, и благодаря им автор вводит в повествование множество эпизодов крестьянского быта в разных районах и местах страны и в результате складывается широкая картина крестьянской жизни, изображение которой и является главной идеей и задачей автора.

2. Поэма "Кому на Руси жить хорошо"

Поэма Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1863—1877) представляет собой своеобразный литературный ответ на волнующий автора вопрос "Изменилась ли к лучшему жизнь крестьянства после отмены крепостного права". Поэма создавалась в следующих исторических условиях :

переломное время в развитии России, что связано с недавней отменой крепостного права и крестьянской реформой 1861 г.;

интенсивное развитие промышленности;

экономические преобразования;

развертывание движения народников;

интенсивная духовная жизнь.

Поэма "Кому на Руси жить хорошо"" имеет следующие художественные особенности :

выражает все предыдущее творчество Некрасова, и в первую очередь активно разрабатываемую им проблему крестьянской жизни;

сюжетным замыслом автора является стремление показать путешествие крестьян-правдоискателей и их встречи с представителями различных слоев общества — попом, помещиком, чиновником и т. п.;

раскрывает тему поиска счастья, и с этим связано рассмотрение двух проблем, таких как:

Крестьянская реформа 1861 г.;

Осмысление самого понятия счастья и того, каковы критерии счастья у разных людей и сословий;

имеет широкий социальный контекст, который указывает на неправильность, незавершенность крестьянской реформы, которая повредила и крестьянству и помещикам, к тому же автор указывает на то, что народ обманут в своих ожиданиях;

композиция поэмы имеет следующие особенности :

Позволяет раскрыть все грани и стороны русской действительности пореформенного времени;

Имеет четыре части — "Первая часть", "Последыш", "Крестьянка", "Пир на весь мир", каждая из которых делится на определенное количество глав, и некоторые из них имеют вставные притчи, прологи, песни и т. п., что делает композиционное строение поэмы сложным и разветвленным;

Все части связаны в единое целое приемами, характерными для гоголевских "Мертвых душ", и среди них можно выделить следующие:

Мотив хождения странников по Руси;

Тема дороги, по которой бродят странники и на которой им встречается множество различных народных характеров с различными биографиями;

Части собираются в единое целое путем соединения книжных и фольклорных приемов, реальности и условности, а также через повествование автора;

Используется принцип контраста и чередования, выраженный в следующем:

Социальное противопоставление угнетателей и угнетенных;

Чередование индивидуальных портретов и массовых сцен;

Периодическая смена старого и нового;

Чередование драматического и комического в поэме.

Художественное своеобразие поэмы "Кому на Руси жить хорошо" заключается в следующем:

в жанровом отношении выступает как лироэпическая поэма, и ее лиризм выражается в следующем:

Использование множества песен, которые выражают органичное слияние автора и народа;

может быть отнесена к народной поэме, так как широко отражает особенности и своеобразие народной жизни и быта русских крестьян;

включает в себя комическое, которое выражается в прекрасном юморе и игре слов;

имеет тесную связь с фольклором, которая выражается в следующем:

Представлены различные жанры фольклора, среди которых можно выделить:

Народные сказки ("Правда и кривда");

Народные образы и символы (образ скатерти-самобранки);

Легенды ("О двух великих грешниках");

Песни ("Голодная");

Поверья и приметы ("В рот яблока до Спаса не беру");

Народные плачи ("Как рыбка в море синее...");

Народные поговорки и пословицы ("Высоко бог, далеко царь", "Хвали траву в стогу, а барина в гробу");

Используются отдельные приемы фольклора: повторы, параллелизмы, зачины;

написана прекрасным богатым языком, который имеет следующие особенности :

Меткость выражений, сжатость фраз;

Индивидуализированность речи персонажей;

Простота;

Подлинная народность и разговорчивость;

Широкое использование просторечий ("колобродить", "куражиться", "хапуга", "дело дрянь", "попасть пальцем в небо" и т. д.);

стих поэмы является белым нерифмованным, и песенное начало соединено в нем с разговорным.