Расстройство мышления. Расстройства мышления, виды и основные характеристики нарушения мыслительной деятельности Патологическая обстоятельность мышления характерна для

Смирнова Ольга Леонидовна

Невропатолог, образование: Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова. Стаж работы 20 лет.

Написано статей

Расстройства мышления проявляется его замедленностью, затрудненностью, скудностью или заторможенностью. Больной не может быстро ответить на задаваемый ему вопрос. Подобные проблемы связаны с депрессивными состояниями, апатоабулическим и астеническим синдромом.

Благодаря процессу мышления человек узнает о внешних и внутренних сторонах предметов, если они отсутствуют, может их представлять, мысленно устремляется в собственный мир, планирует, анализирует. Нарушение этих возможностей выбивает человека из колеи.

Психология обозначает мышление как процесс познавательной деятельности человека. Все предметы и явления можно познать с помощью ощущения и восприятия.

Мышление обладает опосредованным характером. Если у пациента нет возможности прямо познать предмет, то он определяет одни свойства через другие, неизвестные через известные. Важную роль в мышлении играет чувственный опыт, приобретенные ранее теоретические знания.

Существует несколько видов мышлений. При конкретно-ситуационном мышлении человек опирается на предметы и явления окружающей среды. При абстрактно-логическом процессе мышления используются абстрагированные понятия, отвлечение.

Также выделяют наглядно-образное мышление – это образ воспринимаемого объекта. Когда человек смотрит на определенный предмет, в его голове происходит формирование мысленного образа объекта. Про наглядно-действенное мышление читайте .

Виды мышления связаны и зависят друг от друга. Какая из них преобладает, такими и будут индивидуальные особенности личности.

Мыслительный процесс подвергается нарушениям при заболеваниях мозга. Мысли становятся непоследовательными, теряют логичность и содержание. Человек страдает от бредовых, навязчивых, сверхценных мыслей.

Может нарушиться и течение мыслительного процесса. Оно становится слишком спокойным, скудным, затрудненным. Больной разговаривает медленно, однообразно, произносит мало слов.

Если у человека наблюдается маниакальное состояние, то происходит ускорение его мышления. У больного быстро меняются идеи, представления, понятия, он много говорит и мгновенно отвлекается.

Если человек страдает эпилепсией или органическими поражениями нервной системы, то его мыслительный процесс будет инертным, тугоподвижным. Больной застревает на мелочах, не может выделить главное и второстепенное.

Многих интересует, какая часть мозга отвечает за мышление. Языковые способности зависят от работы левого полушария. Оно отвечает за контроль речи, способности читать, писать, . Также оно контролирует аналитическое мышление, логику и анализ.

Патология обычно связана с шизофреническими заболеваниями.

Виды

Существуют разные виды расстройств мышления. В зависимости от темпа оно может быть:

  1. Ускоренным. При этом увеличивается количество ассоциаций за единицу времени.
  2. Замедленным. Наблюдается меньше ассоциаций, чем должно быть.
  3. Ментизм. У человека сразу возникает большое количество идей, мышление ускоряется. Это состояние обладает приступообразным характером.
  4. Шперрунг. Ассоциативный процесс внезапно останавливается.

По стройности мышление бывает:

  1. Разорванным. При этом логическая связь нарушается, но грамматическая сохраняется. В легкой степени мышление соскальзывает.
  2. Бессвязным. Наблюдается отсутствие логических и грамматических связей в предложениях.
  3. Инкогерентным. Слога в словах не имеют связи друг с другом.
  4. Вербигерентным. Отдельные слова повторяются.

Расстройство мышления по целенаправленности бывает:

  1. Разноплановым. Суждения формируются под влиянием разных принципов.
  2. Обстоятельным. Преобладают предыдущие ассоциации, что затрудняет процесс появления новых.
  3. Персеверация. Доминирует одна мысль и новые ассоциации образуются с трудом.
  4. Резонерство. Это состояние также называют бесплодным мудрствованием.

Расстройства продуктивности мышления проявляются:

  1. Навязчивостью мыслей. Человек страдает от приступов обсессий. Для этого состояния характерно появление мыслей, являющихся болезненными для него. Он постоянно в чем-то сомневается, вспоминает, боится, чувствует влечение.
  2. Навязчивостью действий. Человек непроизвольно совершает стереотипные движения, пытаясь задержать их усилием воли.
  3. Сверхценностью идей. Больной абсолютно не в состоянии критиковать собственные суждения, которые связаны с реальностью, но значительно преувеличены. Таким симптомом проявляется паранойяльная психопатия.
  4. Бредовыми идеями. Сознанием больного овладевают ошибочные суждения, которые не поддаются критике и коррекции.

Существует разновидность бреда в виде дисморфофобии. В этом случае человек переживает из-за косметического дефекта, физического уродства, дурного запаха.

Клиническая картина

Расстройства мышления в психологии обладают разными проявлениями в зависимости от вида нарушения.

Ускорение

При этом наблюдается беспрерывный поток ассоциаций и речевых выражений. Мысли и слова не имеют связи друг с другом. У человека под воздействием раздражителя или без него. Больной может продолжительное время вести какую-то беседу. Это состояние иногда длится до полной потери голоса, но речь не лишена определенного смысла.

В случае ускоренного мышления у человека:

  • быстро и хаотично появляются ассоциации;
  • он легко отвлекается, спонтанно отвечает;
  • во время разговора усиленно жестикулирует.

Но при этом больной полностью осознает действия, понимает ошибки и сохраняет способности их исправить, анализировать и осмысливать манипуляции.

Инертность

При данном нарушении ассоциативные процессы происходят медленно, мысли могут полностью отсутствовать. У человека возникают трудности с ответом на вопросы, он отвечает кратко, односложно, задерживается речевая реакция, трудно переключиться на новые темы.

Подобные явления наблюдаются при эпилепсии, эпилептоидной психопатии, маниакально-депрессивном синдроме, апатии и астении, легком помрачении сознания.

Непоследовательность

К расстройствам мышления относится неустойчивость суждений. Процесс выполнения ассоциаций чередуется с правильными и ошибочными способами. Но человек остается способным анализировать, обобщать, усваивать инструкции. Подобные состояния наблюдаются при:

  • патологических процессах в сосудах головного мозга;
  • психозах, вызванных депрессивными состояниями;
  • шизофрении в период снижения выраженности проявлений.

Откликаемость

При тяжелом течении заболеваний сосудов мозга больные начинают называть объекты, которые видят. Колеблются умственные достижения, свойства предмета переносят на изображение. Больной с трудом ориентируется во времени и месте, не помнит имена, даты и важные события. Речь становится несвязной, а поведение несуразным.

Соскальзывание

Люди, с диагнозом шизофрения, во время мышления отклоняются от линии рассуждений. Они могут возвращаться к первоначальной теме, но не исправляют ошибки. Эпизоды подобных проявлений возникают внезапно.

Снижение уровня обобщения

При этом нарушении больному трудно обобщить признаки. Возникают трудности с отбором свойств и признаков, которые характеризуют определенное понятие. Вместо обобщений, человек обращает внимание на отдельные признаки, случайные стороны явления, конкретные межпредметные связи.

Это состояние наблюдают у пациентов с олигофренией, эпилепсией, энцефалита.

Искажение обобщения

При этом человек не может установить связь между предметами. Он замечает только второстепенные связи и случайные стороны. Больной объединяет предметы в зависимости от цвета, материала и формы, независимо от назначения и функций.

Данная проблема свойственна шизофрении, психопатии.

Разноплановость

При этом действия пациента не обладают целенаправленность. Он не классифицирует предметы и не выявляет общие признаки, но обладает способностью сравнивать, обобщать, воспринимать инструкции, но не выполнять их. Суждения при этом необъективны.

Резонерство

Человек длительное время бесцельно рассуждает, не подкрепляя свои суждения конкретными идеями. При резонерстве больной постоянно теряет нить рассуждений, мыслит разорвано. Длительные мудрствования не имеют связи между собой, не обладают смысловой нагрузкой. При этом полностью отсутствует объект мысли. Оратор не нуждается во внимании и реакции собеседников, высказывается преимущественно риторически.

Такое расстройство мышления – это один из проявлений шизофрении.

Некритичность

Мышление поверхностное и незавершенное. Мысли человека не движутся целенаправленно. При этом наблюдаются неконтролируемые действия и поступки.

При этом у человека наблюдаются идеи, которые не имеют связи с окружающим миром. Больной пытается уйти от реальности и уходит в бредовое состояние. Ему невозможно доказать, что его идеи ошибочны, он уверен в правдивости своих суждений. Существует множество разновидностей и форм бреда.

Для современного мира актуальной является проблема анорексии, являющейся одной из форм бреда. При этом человеку кажется, что у него лишний вес и беспокоит маниакальное желание от него избавиться.

Бред от здоровых рассуждений можно различить по тому, что у больного присутствует непоколебимое убеждение в правильности своих идей и разубедить его в этом абсолютно невозможно.

Навязчивость

В таком состоянии у человека непроизвольно возникают мысли, переживания и фобии, которые не получается осмысленно контролировать. Это состояние является расстройством личности. Под воздействием навязчивых мыслей больной вынужден выполнять определенные ритуалы. Например, когда ему кажется, что окружающий мир грязный, он постоянно моет руки после прикосновения к чему-либо.

Диагностические методы

Для назначения подходящего варианта лечения человек обращается за помощью к психиатру. Только врач может определить разновидность мыслительного расстройства и причины его возникновения. Многие люди при банальном неврозе, связанным со стрессом или усталостью, подозревают у себя серьезные психические расстройства. Эта мысль не оставляет в покое, поэтому для определения проблемы необходимо пройти тщательное обследование. Для постановки диагноза врач:

  • собирает анамнез жизни и семейный;
  • беседует с ближайшими родственниками пациента;
  • общается с больным;
  • назначает процедуры, которые подтвердят или опровергнут наличие патологий мозга, способных привести к сбоям мыслительного процесса.

На основании результатов этих процедур ставят диагноз и проводят лечение.

Терапия расстройств

После диагностических мероприятий врач занимается составлением комплексного лечения в зависимости от вида, стадии и особенностей заболевания.

Если присутствуют эмоциональные расстройства, то могут прибегнуть к определенным лекарственным препаратам. Больным с такими проблемами рекомендуют применение нейролептиков, медикаментов с седативным действием.

При наличии тяжелого течения заболевания и риска для жизни пациента и окружающих, его госпитализируют в больницу.

Для устранения психических расстройств раньше применяли стволовые клетки. Но сегодня к этой методике не обращаются, так как ее эффективность не доказана.

Независимо от применяемых способов, важной частью процесса выздоровления является забота окружающих.

Многие с расстройствами мышления боятся обращаться к психиатру, так как думают, что их будут считать ненормальными. Поэтому близкие должны убедить больного, что без лечения не обойтись.

Если расстройство вызвано патологическими процессами в головном мозге, то терапия направлена на устранение основного заболевания. Без этого не получится добиться облегчения.

Выделяют расстройства мышления по форме (нарушения ассоциативного процесса) и по содержанию (сверхценные идеи, бред, навязчивости).

Нарушения ассоциативного процесса

Ускорение мышления выражается в ускоренном течении ассоциативных процессов; мысли очень быстро сменяют друг друга, их так много, что больные, несмотря на очень быструю («пулеметную») речь, все-таки не успевают их высказывать. Внешне такая речь больных может напоминать шизофазию (разорванную речь), однако если ее записать, допустим, на магнитофон, то потом можно найти в ней определенный смысл, чего нет при шизофазии.

Для патологически ускоренного течения ассоциативных процессов характерна также отвлекаемость: мышление больного становится поверхностным, склонным к моментальному переключению; все, что попадает в поле зрения такого больного, тут же привлекает его внимание, занимает его мысли, дает новое направление его идеям. Крайняя степень отвлекаемости выражается в скачке идей (fuga idearum), когда мысли больных, молниеносно сменяя друг друга, переключаются с одного предмета на другой так быстро, что уже трудно бывает уловить в них какой-нибудь общий смысл.

Замедление мышления характеризуется бедностью ассоциаций, замедленным течением ассоциативного процесса, заторможенностью его. Больные с такими явлениями жалуются, что у них «часами не бывает в голове никаких мыслей», «ничего не приходит в голову». На вопросы они обычно отвечают очень лаконично, односложно, иногда только словами «да» или «нет», часто после очень долгой паузы, когда у спрашивающего уже может создаться впечатление, что больной не расслышал или не понял вопроса. Сами больные в таком состоянии говорить не начинают, ни к кому ни за чем не обращаются.

Обстоятельность мышления заключается в чрезвычайной вязкости, тугоподвижности мыслительных процессов; больным очень трудно переключиться с одной темы на другую, они застревают на самых незначительных деталях, им все кажется важным, нужным - каждая мелочь, каждый штрих; они не могут выделить главного, основного, существенного.

Больная эпилепсией, желая сообщить врачу об очередном припадке, описывает свое состояние следующим образом: «Так вот, когда я встала, то пошла умываться, полотенца еще не было, его, наверное, Нинка-гадюка взяла, я ей это припомню. Пока я полотенце искала, уж на завтрак надо было идти, а я еще и зубы не чистила, мне няня говорит: «Иди скорее», а я ей про полотенце, тут как раз и упала, а что потом было, не помню».

Патологическая обстоятельность мышления характеризуется очень малой продуктивностью, подчас же вообще непонятно, что больной хотел сказать, какой смысл имела его длинная витиеватая речь (лабиринтное мышление).

Персеверация мышления (лат. perseveratio - настойчивость, упорство) - патологическое застревание, задержка на одних и тех же представлениях, что клинически выражается в повторении (иногда очень длительном) одних и тех же фраз или слов. Чаще всего такие больные могут правильно ответить только на первый вопрос врача, а затем уже однообразно повторяют тот же ответ или части его.

Больного, страдающего тяжелой формой церебрального атеросклероза, спрашивают, где он лечится. Больной отвечает: «В больнице имени Соловьева». - «Сколько времени вы здесь?» - «Больница Соловьева». - «Ваша специальность до болезни?» - «Больница Соловьева». -«Чем вы сегодня занимались?» - «Больница Соловьева».

Вербигерация (лат, verbum - слово + gero - веду, совершаю) - речевая стереотипия - бессмысленное, нередко ритмическое повторение одних тех же слов, реже - фраз или их обрывков.

Паралогичное мышление характеризуется отсутствием в мышлении логической связи; выводы, которые делает больной в таких случаях, не только не закономерны, но часто совершенно нелепы: «Я заболела шизофренией, потому что в детстве мало ела манной каши» или «Я хочу спать, а потому научите меня, пожалуйста, музыке».

Резонерство - склонность к пустым рассуждениям, когда, как говорят, «очень много слов и мало мыслей». Такое мышление характеризуется бесплодностью, отсутствием конкретности, целенаправленности: «Вы видите, как это важно, мне бы хотелось сказать и отметить, что это очень важно, важность значительная, это надо отметить, вы же не будете думать, что это не важно».

Разорванность мышления (шизофазия) выражается в отсутствии связи между отдельными мыслями или даже отдельными словами. Речь такого больного может быть совершенно непонятной, лишенной всякого смысла, и поэтому ее нередко называют словесной окрошкой, словесным салатом.

Паралогичное мышление, резонерство и разорванность мышления наиболее характерны для шизофрении.

Бессвязность мышления (инкогерентность), инкогерентное мышление; лат. in - частица отрицания + cohaerentia - сцепление, связь) характеризуется полной хаотичностью, бессмысленностью мышления, речь состоит из набора отдельных слов, никак между собой не связанных: «Чудо, чудо... жили-были... ах, как холодно... день, пень, лень... до свидания...». Инкогерентность может напоминать разорванное мышление, но главное отличие в том, что разорванное мышление возникает на фоне ясного сознания, инкогеренция же - всегда следствие помрачения сознания (обычно по типу аментивного синдрома, аменции).

Расстройства мышления по содержанию

Сверхценные идеи (гиперквантивалентные идеи: гр. hyper - над, сверх + лат. quantum - сколько + valenti -сила) - мысли, возникающие в связи с какими-то действительными фактами или событиями, но приобретающие для человека особую значимость, определяющие все его поведение. Характеризуются большой эмоциональной насыщенностью, выраженным эмоциональным подкреплением. Например, человек, действительно пишущий стихи и, может быть, удостоившийся за это когда-то похвалы, начинает думать, что он поэт необыкновенный, чрезвычайно талантливый, гениальный, и вести себя соответствующим образом. Непризнание же его окружающими расценивает как происки недоброжелателей, зависть, непонимание и в этом своем убеждении он уже не считается ни с какими реальными фактами.

Такие сверхценные идеи собственной исключительности могут возникать и по поводу других чрезвычайно переоцениваемых способностей: музыкальных, вокальных, писательских. Может переоцениваться и собственная склонность к научной деятельности, изобретательству, реформаторству. Возможны сверхценные идеи физического недостатка, недоброжелательного отношения, сутяжничества.

Человек, в действительности имеющий небольшой косметический недостаток, например слегка оттопыренные уши, считает, что это - трагедия всей его жизни, что окружающие к нему из-за этого плохо относятся, что все его неудачи - только в связи с этим «уродством». Или человека кто-то действительно обидел, и он после этого ни о чем другом уже не может думать, все его помыслы, все его внимание направлены только на это, он уже и в самых безобидных поступках окружающих и даже в их доброжелательных действиях видит только одно - желание ущемить его интересы, вновь обидеть его. То же может касаться и сутяжничества (кверулянства; лат. querulus - жалующийся) - склонности к бесконечным жалобам, рассылаемым во всевозможные инстанции, причем число этих инстанций все возрастает, так как в конечном итоге каждая инстанция (например, газета, суд и т. д.), куда вначале жаловался такой сутяга, не признавшая его «правоты», сама становится объектом очередной жалобы.

Сверхценные идеи особенно характерны для психопатических личностей.

Бредовые идеи (бред) - неправильные умозаключения, ошибочные суждения, ложная убежденность. От обычных человеческих заблуждений (например, от суеверия -убежденности в существовании ведьм, колдунов, «нечистой силы») или от неправильного предположения о недоброжелательном отношении окружающих бред отличается следующим:

  1. всегда возникает на болезненной основе, это всегда симптом болезни;
  2. человек полностью убежден в достоверности своих ошибочных идей;
  3. бред не поддается никакой коррекции, никакому разубеждению со стороны;
  4. бредовые убеждения имеют для больного чрезвычайную значимость, так или иначе они влияют на его поведение, определяют его поступки.

Просто заблуждающийся человек (например, в силу недостатка знаний или особенностей воспитания верящий в «нечистую силу») при настойчивом разубеждении может отказаться от своих заблуждений, равно как и человек, по тем или иным причинам думающий о плохом к нему отношении окружающих. Если же это бред, допустим, бред околдования или бред преследования, то никакими доводами, никакими фактическими доказательствами этого больного разубедить не удастся. Пока он болен, он непоколебимо будет верить в то, что «испорчен нечистой силой», или в то, что окружающие его «жестоко преследуют».

По клиническому содержанию (по теме бреда) все бредовые идеи с известной долей схематизма можно разделить на три большие группы: бредовые идеи преследования, бредовые идеи величия и бредовые идеи самоуничижения (депрессивный бред).

Мышление является опосредствованным и обобщенным процессом, познающим объективную реальность. Нарушения мышления могут быть различными, например, по скорости:

  1. Ускорение - это, когда заметно растет количество ассоциаций в течение какого-то периода времени.
  2. Предельное ускорение - большой скачок идей.
  3. Замедление - это, когда реально снижается количество ассоциаций за период какого-то времени.

Или же расстраивается стройность:

  1. Разорванность - это, когда видимо нарушается логическая связь предложения, но грамматическая сохраняется.
  2. Легкая разорванность - уход в сторону от основной идеи или темы.
  3. Бессвязность - здесь уже нарушается как логическая, так и грамматическая связь предложения.

Либо расстраивается целенаправленность:

  1. Разноплановость - это, когда суждения формируются по различным принципам.
  2. Обстоятельность - трудно образовываются новые ассоциации из-за того, что преобладают предыдущие.
  3. Резонерство - когда начинает бесплодно мудрствовать.

А также расстраивается продуктивность:

  1. Ход навязчивых мыслей - насильственное возникновение мыслей, которые осознаются совершенно бесполезными. Они могут быть в виде страхов, сомнений, воспоминаний, влечений и сопровождаться приступом.
  2. Навязчивые действия - когда самопроизвольно на автомате совершаются какие-то одни и те же движения, и человек старается их силой воли удержать.
  3. - возникновение суждений, в основу которых положены реальные факты, которые по своему значению слишком преувеличены, особенно, когда отсутствует критика.
  4. Сущий бред или бредовые идеи - возникновение ошибочных суждений, в которых заложена болезненная основа. Они полностью подчиняют себе пациента и не поддаются коррекции, в особенности, когда отсутствует критика.

Резонерство выражается у человека в том, как сказал И. П. Павлов, бесплодно мудрствовать, а еще назвал это явление словесной опухолью. В речи в изобилии присутствуют сложные логические построения, вычурные абстрактные понятия, термины, чаще всего употребляемые без малейшего понятия, какое их истинное значение. Когда пациент старается как можно обширнее дать ответ на поставленный вопрос врачом, то для страдающего этой болезнью вообще не является важным, понял ли его врач. Такие пациенты кайфуют от самого процесса нарушения мышления, а не от конечной мысли. Поэтому она получается аморфной, и не имеет четко выраженного содержания.

Во время обсуждения бытовых вопросов, у больных явно выражена затруднительная формулировка предмета разговора, бросаются витиеватыми выражениями, смотрят на существующую проблему сквозь абстрактные науки такие как философия или космология. Такое проявление пространных бесполезных философских рассуждений нередко можно услышать в связке с абсурдными увлечениями.

Бывают случаи, когда лишь по одной интонации можно определить сказанное как резонерское. Поэтому у резонерства наблюдаются различные психические патологии:

  1. Шизофреническая, которая является классическим резонерством.
  2. Эпилептическая.
  3. Органическая.

Нарушения мышления: разноплановость

Такая разновидность нарушения мышления как разноплановость выражается расстройством суждений о чем-либо, находящемся на различных уровнях плоскостей. Одновременно нарушается их последовательность, в разной степени обобщаются, и временами у человека наблюдается невозможность правильного рассуждения, не видно в его действиях целенаправленности, им теряется изначальная цель, и он не может справиться даже с самым простым заданием. Такими расстройствами страдают шизофреники, когда их мысли в одночасье текут различными руслами, не охватывая самой сути обсуждаемой проблемы, не ставя перед собой цель переключаться эмоционально и субъективно.

Поэтому разноплановость становится причиной эмоционального насыщения обыденных предметов, которые воспринимаются как символы. Например, у пациента явно выражен бред самообвинения. Когда ему дают печенье, то он сходу делает вывод, что до вечера он будет сожжен в печи, так как печенье у него символизируется с печью. Возникновение таких абсурдных рассуждений связано с тем, что происходит эмоциональная захваченность, разноплановость в мышлении, поэтому у человека при виде любых предметов, проявляется искаженное и неадекватное их рассмотрение.

Нарушение саморегуляции

Под нарушением саморегуляции подразумевается несостоятельность целенаправленно организовать свои мысленные действия. Одновременно с этим у испытуемого может появиться доступ к сложным обобщениям, логическим операциям, и как результат все расплывается, отсутствует целенаправленность, и в итоге он неспособен решить поставленные задачи. Это также относиться к больным шизофренией.

Саморегуляция может нарушаться и у эпилептиков. В их мыслях проявляется ригидность, и тяга все обстоятельно детализировать. Происходят нарушения регулятивного аспекта образования целей, а у шизофреников наблюдается снижение целеустремленности.

Психопатология рассматривает нарушения мышления, как расстройства с ассоциативным процессом, патологию рассуждений, и патологию развития мыслей по скорости. Возникновение расстройств с ассоциативным процессом связано с болезненным изменением скорости, нарушением строя и целенаправленности мыслей.

Бредовые идеи

Такие нарушения мышления как бредовые идеи - это набор ложных и ошибочных умозаключений, причиной возникновения которых является болезненная основа, и для них недоступна критика, а также коррекция. Если человек совершенно здоров, но он заблуждается, то в этом случае его можно хоть как-то, но переубедить, либо же он сам разберется в своих ошибочных взглядах.

Тогда как в другом случае, бред является проявлением расстройств психики, и устранить его можно только при специальном лечении. Исходя из психопатологических механизмов, бредовые идеи могут быть первичными и вторичными.

При первичном бреде , человек интерпретирует из-за нарушения мышления, устанавливаются неправильные связи, неправильно воспринимаются реальные объекты и их взаимоотношения. Первичный бред в основном присущ легким психическим заболеваниям.

При вторичном бреде , идеи происходят первичного расстройства, коим может быть любая эмоция, сознание, память или восприятие. Бредовая идея может быть:

  1. Галлюцинаторной.
  2. Образной.
  3. Конфабуляторной.
  4. Маниакальной.

Из выше перечисленного становится понятным, что возникновение вторичного бреда связано с более глубоким уровнем расстройства психики.

Нарушения мышления: ускорение

Ускорение - эти нарушения мышления формируются беспрерывным потоком речи и ассоциаций. Мысли вместе с речью все время скачут и не имеют между собой связи. Происходит спонтанное возникновение ассоциаций, образов и умозаключений. У них поверхностный смысл и их может вызвать любой раздражитель. Речь человека льется без остановки, из-за этого он может охрипнуть или произойти полная потеря голоса. Но, по сравнению с бессвязным мышлением, здесь высказывания обладают определенным смыслом. Ускоренное мышление проявляется в следующем:

  1. Быстроте и хаотичности ассоциаций.
  2. Повышенной отвлеченности и спонтанности ответов.
  3. Экспрессивной жестикуляции и мимике.
  4. Осознанности действий, понимании ошибок и способности их исправления.

Сверхценные идеи

Нарушения мышления связывают еще с такой закономерностью как возникновение сверхценных идей. Это происходит за счет логически обоснованных убеждений, которые имеют большой эмоциональный заряд, тесную связь с мировоззрением человека, и основываются на реальных событиях. В жизненном процессе человека они занимают неадекватную по своему значению доминирующую позицию, подминают под себя всю его жизнедеятельность, что чревато дезадаптацией. Сверхценные идеи по своему содержанию отражают мировоззрение человека, при этом наблюдается отсутствие критики, либо она есть, но формально. Они дают человеку толчок к действиям, соответствующим их содержанию. За счет такой организации мыслей происходит сужение круга интересов человека, появляется избирательная восприимчивость реалий. Спустя какое-то время сверхценные идеи становятся неактуальными. Их содержание может быть связано с переоценкой таких моментов:

  1. Придается превосходство биологическим свойствам человека, то есть ему свойственно преувеличивать насколько он болен, или же в такой же форме убеждать в наличии биологических дефектов и недостатков.
  2. Преувеличиваются психологические свойства собственной личности, например, возникновение идей чрезмерной талантливости или реформаторства.

Бессвязность мышления

Характерным явлением для бессвязного нарушения мышления является абсолютная хаотичность и не имеющий никакой смысловой нагрузки ассоциативный процесс, состояние речи определяется отдельными словами, между которыми нет взаимосвязи. В этом немного угадывается шизофазия, но отличие бессвязности от нее в том, что ее возникновение происходит за счет нарушения сознания. Рассмотрим ниже некоторые варианты, связанные с:

  1. Патологией суждений, которая выражается навязчивым состоянием, сверхценными и бредовыми идеями.
  2. Навязчивым состоянием, то есть разнообразием мыслей, влечений страхов, сомнений…, которые непроизвольно появляются в сознании пациента, очень даже хорошо понимающего всю их абсурдность и одновременно не может их побороть. Происходит этакое навязывание человеку идей, от которых у него не получается избавиться по собственной воле. От эпизодического появления навязчивых мыслей не застрахованы даже психически здоровые люди. Это может происходить от переутомления либо при недосыпании. Это могут быть какие-то навязчивые воспоминания какой-то мелодии, строки из песни, набор чисел, имена и др.

Нарушения мышления: замедление

Нарушения мышления могут сопровождаться замедлением, при котором может прогрессировать не только замедленный темп речи, но и ограниченное возникновение ассоциаций. По этой причине речь получается односложной, она не имеет развернутых определений и объяснений. Происходят затруднения процесса, во время которого должны формироваться умозаключения, поэтому пациенту трудно осмысливать набор сложных вопросов, он не может сосчитать, при этом создается такое впечатление, что он интеллектуально занижен.

Но, замедленное мышление чаще всего выступает в качестве временного обратимого симптома, и когда психоз разрешается, происходит полное восстановление мыслительных функций. Часто замедление у пациентов связывают с депрессивным состоянием, либо легким расстройством сознания.

Патологическая обстоятельность

Нарушения мышления могут еще выражаться в качестве патологической обстоятельности, или вязкости. Причиной ее появления является тугоподвижность мысленного процесса. Речь у больного в этом случае является не только медленной с растягиванием слов, но бывает и слишком многословной. Больному присуще «обсасывать» каждую деталь, и постоянно свою речь сопровождать несущественными уточнениями. Если предложить ему ответить на любой вопрос, то у пациента созревает мысль о том, что вам что-то непонятно, и он снова начинает свою речь. В такой способ, через сложные сплетения, он самостоятельно достигнет того момента, которому он так тщательно пытается дать пояснения. Такое состояние мыслительного процесса называют еще «лабиринтом».

Патологическая обстоятельность может проявляться за счет органических заболеваний мозга, в особенности у эпилептиков. К глубокому сожалению это является необратимым симптомом. Основной причиной такого диалога является то, что пациент не может отличить главную часть от второстепенной. Поэтому такой набор уточняющих подробностей для него составляет также большую важность.

Мышление здорового человека соответствует законам логики. Отражая сущность реальной жизни, оно позволяет полноценно общаться и познавать окружающий мир, результаты познания представляются понятными. Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения, характера используемых средств, иx новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. В этой связи выделяются следующие типы мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Логическое мышление в известной мере противоположно интуитивному и, конечно, аутистическому, связанному с уходом от действительности во внутренний мир аффективных переживаний.

Психическая патология сферы ассоциаций включает ряд таких факторов, которые существенным образом влияют на течение мыслей и мышление. В результате у душевнобольных возникают такие идеи, представления и выводы, которые выглядят сомнительными, а часто даже совершенно неприемлемыми. При этом имеют значение не только качественные, но и количественные изменения, характеризующие ассоциативный процесс, мышление - его темп, скорость, последовательность.

Ускорение ассоциативного процесса - увеличение количества ассоциаций, образующихся в единицу времени в каждый данный его отрезок, облегчение их возникновения. Характеризуется непрерывностью возникновения мыслей, суждений. Умозаключения в таких случаях становятся поверхностными, они могут быть обусловлены случайными связями. В выраженных случаях ускорение мышления достигает степени скачки идей (fuga idearum), вихря мыслей и представлений. Больше всего у таких больных бросается в глаза усиливающаяся отвлекаемость, как пишет Э. Блейлер (1916), - сначала внутренняя, а потом и внешняя отвлекаемость. Больные очень часто меняют целевые представления. В тяжелых случаях при каждой новой, только намеченной мысли наблюдается «перескакивание» на совершенно другие: больной, например, рассказывает о поездке на курорт, затем переходит к описанию посторонних мелочей, перескакивает с предмета на предмет, часто не в состоянии из-за этого довести мысль до конца. Повышенная отвлекаемость извне может быть нерезкой, но чаще она достаточно ясно выражена. Всякое впечатление органов чувств, которое больной испытывает, сейчас же находит отражение в его речи: он замечает цепочку у врача и начинает говорить об этом, слышит звон монет - переходит к теме денег. Такую отвлекаемость можно трактовать и как расстройство внимания (повышенную живость). Мышление при потоке ассоциаций и скачке идей нельзя назвать мышлением без цели, она всегда имеется, но постоянно меняется. Можно наблюдать преобладание внешних и словесных ассоциаций над внутренними. В суждениях и умозаключениях таких больных обнаруживается непоследовательность. Как выбор впечатлений и идей, так и их порядок одинаково неудовлетворительны. Темы мышления часто меняются в зависимости от простого созвучия произносимых слов или предмета, случайно попавшего в поле зрения. В подобных случаях наблюдается ассоциативный ментизм - непрерывный и неуправляемый поток мыслей, воспоминаний, наплыв образов, представлений, что приближает данное состояние к психическому автоматизму.

Торможение ассоциаций характеризуется обратными возбуждению проявлениями, прежде всего уменьшением количества ассоциаций в единицу времени и в соответствии с этим замедлением самого процесса мышления.

Здесь совокупность мыслительных процессов идет медленно и субъективно с затруднением, перемена целевого представления возникает не сразу. В крайних случаях она делается вообще невозможной. Предпочтение отдается какому-то одному представлению.

Торможение процесса мышления отражает замедление возникновения ассоциаций, уменьшение их количества, образующегося в единицу времени. Мысли и представления формируются с трудом, их немного, содержание однообразно, бедно. Больные жалуются на «отсутствие мыслей в голове», утрату способности быстро соображать, «притупление мыслей», интеллектуальное оскудение.

Бессвязность (инкогеренция) мышления описана Т. Мейнертом (1881). Характеризуется растерянностью, повышенной отвлекаемостью, утратой способности к образованию ассоциативных связей, правильному, логическому соединению представлений и понятий, реальному отражению действительности во всем ее многообразии. Обнаруживается потеря способности к элементарным обобщениям, анализу и синтезу, мышление становится хаотическим, ассоциативные связи теряют смысловое содержание (бессмыслие, ). Речь больных состоит из беспорядочного набора слов с преобладанием имен существительных, утрачивается грамматическая правильность, иногда речь приобретает характер рифмованной, но совершенно бессмысленной болтовни.

Обстоятельность мышления - затруднение образования новых ассоциаций вследствие доминирования и ретенции предыдущих. У больных утрачивается способность отделять главное от второстепенного, существенное от несущественного, что снижает продуктивность мышления. При изложении каких-либо сведений пациенты привлекают большое количество ненужных деталей, старательно и подробно описывают не имеющие никакого значения мелочи.

Тугоподвижность (торпидность, вязкость) мышления - выраженная затрудненность последовательного течения мыслей с очевидной замедленностью и крайней тягучестью. Торпидными (вялыми, оцепенелыми) становятся речь больных и их действия.

Персеверация мышления характеризуется наряду с общим затруднением ассоциативного процесса длительным преобладанием одной какой-либо мысли, одного представления. Больной «топчется» на одной мысли, многократно повторяет ее, ответ на вопрос также упорно повторяется даже после того, как задается новый вопрос, совершенно другого содержания.

Задержка, закупорка мышления (Sperrung) - остановка, обрыв мыслей. Больные при этом замолкают, утрачивают нить разговора, пытаются заменить «ушедшую» мысль другой, похожей, но вновь «теряют» ее вследствие новой закупорки. Это происходит при ясном сознании, субъективно регистрируется как потеря мысли. Э. Блейлер (1920) специально подчеркивает, что надо отличать sperrung (задержку ассоциаций) от hemmung (торможения), так как последнее указывает на депрессию, а sperrung характерен для .

Паралогическое мышление - возникновение несопоставимых ассоциативных связей и понятий, положений, объединение противоречивых идей и образов с произвольной заменой одних понятий другими. При этом может наблюдаться «соскальзывание» с основной мысли на совершенно другую по ее направленности, что сопровождается утратой логической связи, делает речь малопонятной по содержанию и смыслу.

И. Ф. Случевский (1975) приводит как пример паралогического мышления письмо одного из больных.

«Уважаемые товарищи! Достойно внимания все, что может заинтересовать всех. К этому я постараюсь добавить немного из фактов, еще происходящих на наших глазах. Возможно, это вызовет с вашей снисходительностью некоторую мягкость, точнее, может быть, мягкая снисходительность будет в центре вашего настроения. Итак, самой человеческой или гуманной профессией является пока медицина. А это все бы признали, если бы поняли отчетливо тесную зависимость голоса общественности, лица общества с медициной. Не хочу навязываться, хотя всеобщее внимание на улучшение здоровья - современное, типичное явление. Конечно, я не пишу масштаба из жизни, наверное, все-таки расширить при общей целеустремленности внимания на все абсолютно полезно отрицать мелочи в нашем кругозоре. У меня дело простое… сформулировать вопрос труднее, чем решать постоянное и повседневное ознакомление с одними и теми же проблемами почти совсем не отягощает трудящихся».

Резонерское мышление характеризуется наличием пустых и бесплодных рассуждений, основанных на формальных, поверхностных аналогиях. Э. А. Евлахова (1936) отмечала у больных шизофренией различные типы резонерства. Вариант «вычурного» резонерства отличается преобладанием аутистической позиции и своеобразной личностной пропорции: тонкость, гиперэстетичность, наблюдательность при наличии эмоционального уплощения. «Манерно-резонерское» мышление характеризуется преобладанием рассуждательства, переоценкой формальной стороны предмета рассуждения, малой содержательностью и продуктивностью предмета рассуждения, банальностью, трафаретностью, склонностью к стереотипиям. «Педантичное резонерство» отличается достаточной контактностью и большей живостью интеллекта, склонностью к шуткам и плоскому остроумию при непонимании юмора, иронии, при утрате чувства такта, чрезмерной патетичностью, с которой произносятся банальные суждения. Выделенные типы резонерства автор не соотносит с особенностями течения болезни.

Психологическая сущность резонерства раскрыта в работах Т. И. Тепеницыной (1965, 1979). Она обнаружила, что резонерство не связано с каким- либо определенным видом ошибок в осуществлении собственно мыслительных операций, а обусловлено особенностями личностно-мотивационной сферы больных. Такой вариант личностной позиции больного определяется как утрированная претенциозно-оценочная позиция, аффективная неадекватность выбора предмета обсуждения, несоответствие его способам доказательств и поводу, недостаточная самокритичность, своеобразная манера речи (витиеватость, склонность к многозначительным интонациям, употребление в избытке зачастую совершенно не подходящих к предмету обсуждения понятий, многоречивость). Резонерское мышление чаще всего встречается при шизофрении, но наблюдается и при , иногда при олигофрении, органических поражениях головного мозга.

Аутистическое мышление (Э. Блейлер, 1911, 1912) определяется автором как аффективное, при котором доминирующими мотивами формирования ассоциаций являются желания, в то время как реально-рационалистические представления вытесняются. Аутистическое мышление возникает как симптом преобладания внутренней жизни (аутизм), что сопровождается активным уходом от реальной жизни. Аутистическое мышление, таким образом, может давать выражение всевозможным тенденциям и влечениям, которые скрыты в человеке, одновременно самым противоположным (амбивалентность, амбитендентность мышления). Так как логика, репродуцирующая реальные соотношения, не является для аутистического мышления руководящим началом, самые различные желания могут сосуществовать друг с другом независимо от того, находятся ли они в противоречии, отвергаются ли они сознанием или нет. При реалистическом мышлении в жизни и поступках большое число влечений и желаний игнорируется, подавляется в пользу того, что является субъективно важным; многие из этих желаний едва ли доходят до нашего сознания. В аутизме, при аутистическом мышлении все это может получить свое выражение подчас в одних и тех же аутистических мыслях, противоположных по содержанию: быть опять ребенком, чтобы простодушно наслаждаться жизнью, и быть в то же время зрелым человеком, желания которого направлены, например, на достижение власти, на высокое положение в обществе; жить бесконечно долго и заменить одновременно это жалкое существование нирваной. При этом идеи могут выражаться в самых рискованных символах, а мышление одновременно - становится символическим. Подобные особенности мышления и аутизм как особый Феномен чаще встречаются, по мнению Э. Блейлера, при шизофрении.

По Выготскому: всегда вместе с мышлением нарушается и речь (Выготский «Мышление и речь»). Часто, по речи, как человек говорит, как четко выстраивает свои мысли, мы можем сказать, как он непосредственно и мыслит.

Выделяются в психиатрии:

  1. Расстройства ассоциативного процесса (это способ мышления, который говорит о его целенаправленности, стройности, подвижности).
  2. Содержание мышления - понятийный аппарат (умозаключения и тп).
Расстройства ассоциативного процесса
Включают ряд нарушений способа мышления, выражающееся в изменении темпа, подвижности, стройности и целенаправленности. Выделяют следующие клинические феномены:

1. Первый феномен - ускоренное мышление . Характеризуется обилием и быстротой возникающих ассоциаций, при этом их поверхностностью, отвлекается легко от любой темы (любая ассоциация рождает следующую ассоциацию), речь приобретает непоследовательный характер (так называемый «скачущий»), любое замечание собеседника рождает новый поток ассоциаций и речь приобретает напор (быстрота и напор речи). Иногда это доходит до такой быстроты, то мы слышим отдельные выкрики и это называется «скачка идей». Естественно, это свойственно больным в маниакальном состоянии, при приеме психостимуляторов. И когда это состояние заканчивается (или маниакальная фаза или действие психостимуляторов), то мышление становится обычным для этого человека и возникает критика («Что ж я говорил то?»).

2. Существует всегда некая противоположность это замедленное мышление . Выражается в медленной, односложной речи. Отсутствуют развернутые объяснения и определения. Бедность ассоциаций. Если задаете, какой то «сложный» вопрос («Как зовут и как вы сюда попали?»), возникает с трудом осмысление сложных вопросов. Их речь медленная и бедна ассоциациями. Иногда, из-за того, что они сами понимают, что как-то не так говорят, пациенты могут производить впечатление поглупевших, но это не так. Это характерно для депрессии и это временно обратимый синдром, который, по уходу этой фазы уходит и возникает критика.

3. Патологическая обстоятельность (или вязкость) проявляется в тугоподвижности мышления. Больной с обстоятельностью говорит не просто медленно, растягивая слова, но и очень многословно. Останавливается на каждой детали и все время в свою речь вносит несущественные уточнения. Если задать какой-то вопрос, то такой пациент решает, что вы его не поняли и начинает свою речь сначала. И таким образом, сложным сплетением, все таки доходит до той темы, которую он пытается осветить. Это мышление еще называют «лабиринтным». Патологическая обстоятельность или вязкость характерна (и наблюдается) при органических заболеваниях мозга, особенно при эпилепсии и всегда, в отличие от предыдущих двух феноменов, указывает на длительное течение заболевания и это необратимый симптом. И причина в таком разговоре как раз заключается в том, что пациент не может выделить главное от второстепенного. И тогда эти уточняющие подробности становятся для него также важны.

Подробности, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы, «как-бы», «чтобы», «грубо говоря», - всегда свидетельствует об определенном оскуднении мышления.

4. Резонерство проявляется также многословием, но мышление здесь теряет всякую целенаправленность. Речь изобилует сложными логическими построениями, вычурными абстрактными понятиями, терминами, которые нередко употребляются без понимания и без контекста. При резонерстве абсолютно не важно, слушают ли его и задают ли ему вопросы, он гнет свою линию. Мышление становится аморфным, лишенным четкого содержания, любые житейские вещи рассматриваются с точки зрения философии, религии и тп. Старые психиатры называли такую речь «метафизической интоксикацией». Такой способ мышления свойственен больным шизофренией.

Если в хороших отношениях и очень хотите его выслушать, нужно ему все время говорить «не пойму, не пойму тебя...» . И тогда он может собраться и высказать все нормально. Что совершенно не свойственно при органике.

Вторичное нарушение мышления, тоже резонерство когда нарушена память. Вычурная странная речь возникает здесь не из-за того, что я так мыслю, а из-за того, что пропадают слова. Резонерство здесь как способ мышления будет вторичным, а первичным будет нарушение памяти.

5. Разорванность или шизофазия также свойственна больным шизофренией на очень длительных стадиях. Ассоциации и какие-то слова подобранны пациентом вообще случайно. Интонационно правильная речь, вслушавшись вы понимаете, что это просто набор слов, который логически выстроен.

Креппелин: «Не ищите шизоидов среди народа...»

6. Бессвязность или инкогеррентность - это грубый распад всего процесса мышления. Здесь уже нарушена и грамматическая структура. Нет никаких законченных фраз. Можно услышать только обрывки фраз или быссмысленные звуки. При этом больной вообще не доступен контакту. Как правило, это связано с двигательными вещами, как качание («Жу-жу лежуу, жу-жу лежу...»). Это бывает при аутизме, при кататонической форме шизофрении (кататонический ступор, двигательное расстройство) и на фоне тяжелого расстройства сознания (предсмертный вариант).

7. Речевые стереотипии. сюда относятся стоячие обороты («вот вот», «как бы», «грубо говоря») Это всегда органика и оскуднение мышления. Или отдельные фразы бесконечно повторяются (если развивать тему, то уйдете в лабиринтное мышление и будет еще хуже). Но это всегда органика. К речевым стереотипиям относятся персеверации. Что это такое?

Больную Альцгеймером просят перечислить времена года, она перечисляет. А потом ее просят перечислить пальцы, которые она при этом загибает. И она опять начинает повторять месяца. Вторая задача не усваивается и персеверируется первая (персеверация это замена).

Стоячие обороты это всегда признак снижения или опустошения мышления.

8. Наплыв мыслей выражается тягостным для пациента состоянием хаотичного потока проносящихся в голове мыслей, обычно возникающих в виде приступа. Как будто вся голова лопается от каких-то мыслей. Больной замолкает, какой-то момент сидит и потом говорит: «Фуф, отпустило!» И при этом не может «схватить» ни одной своей мысли. Это отвлекает, он может бросить работу, отвлечься от того, что он делал. Наплыв мыслей очень часто является начальным нарушением при шизофрении (как и обрыв мыслей).

9. Обрывы в мышлении, остановка, закупорка мышления . Здесь наоборот, как будто бы все мысли улетели из головы («Думал-думал и наткнулся в стенку...» ). Если мы ощутим, что у нас мысль есть некая физическая субстанция и мы ощутим ее обрыв. И всегда, что наплыв, что обрыв мыслей носит именно насильственный, неприятный характер, который понимается больным как вторжение в его голову.
Просто пустая голова - астения. А много мыслей - тревога.

10. Аутистическое мышление (в данном контексте, «аутический» употребляется как отрыв от реальности). Выражается в замкнутости, оторванности от реальности. Больные не интересуются практической значимостью своих вещей.

Гегель: «Если мои идеи не складываются с реальностью, тем хуже для реальности».

Зато мир фантазий чрезвычайно развит. Это все больше связано с его рефлексией, с внутренними ощущениями. При этом, он может говорить абсолютно бесцветно, его переживания выходят только на бумагу или, если он к вам расположен, он может дать вам почитать и даже поделится кое-какими мыслями по этому вопросу. Аутистическое мышление свойственно больным шизофренией, но более свойственно шизоидам, как отрыв от реальности. Это не значит, что они не понимают эту реальность, она просто для них не значима.

11. Символическое мышление здесь у нас вообще мышление характерно изобилует неологизмами и выдуманными словами.

12. Паралогическое мышление - нарушение определенное логики, подмена логики. Больные, путем сложных логических измышлений, приходят к выводам, явно противоречащим действительности. Наблюдается смещение понятий, так называемое «соскальзывание». Подмена прямого и переносного смысла слов, нарушение причинно-следственных взаимоотношений.

Например: Люди умирают и трава умирает. Значит, люди трава.

Паралогическое мышление как переходное к нарушению суждений.