Роща хетага: священные деревья, каменный стол, три пирога. Кто он, Святой Хетаг? Явление чуда Хетагу

Например:

1) в одной из версий Хетага олицетворяют, как юношу из кабардинских или черкесских племен, принявшего христианство в тайне от своей семьи и своего народа, которые исповедовали ислам. Естественно, что в данной ситуации, дабы спасти свою жизнь и отстоять свою веру Хетаг вынужден бежать в христианскую соседнюю страну, коей является Осетия еще с древних времен. Но ему ни как не удается уйти от погони и в критический момент, когда преследователи вот-вот его настигнут, он взмолившись Уастырджи просит его о помощи. Происходит чудо, в поле где не было леса появляется достаточно большая роща из высоких деревьев, достаточная чтобы беглец смог скрыться от своих преследователей. Так по этой версии Хетаг избежал верной смерти.

2) Другая версия воспетая Коста Левановичем Хетагуровым, который кстати называл себя потомком Святого Хетага. Якобы Святой Хетаг является прародителем фамилии Хетагуровых и Коста не кто иной, как его потомок в десятом поколении. Выдержки из этнографического очерка К.Л.?Хетагурова «Особа» (1894 г.): «Сам Хетаг, по уверению его потомков, был младшим сыном князя Инала, жившего за Кубанью, на притоке последней - Большом Зеленчуке. Приняв христианство, Хетаг бежал от преследования своих братьев в горную Осетию. Старший брат Хетага Биаслан считается родоначальником кабардинских князей, а второй, Асланбег, остался бездетным. Место первоначального пребывания Хетага в теперешней Осетии до сих пор считается святыней. Это совершенно обособленная, великолепная роща с многовековыми гигантами в Куртатинской долине. Эта «куща Хетага», как гласит народное предание, по зову Хетага выделилась от леса и укрыла его от преследования шайки кабардинских разбойников. Несмотря, однако, на такую легендарность личности Хетага, потомки его поименно перечисляют всех членов идущих от него поколений. Я, например, являюсь одним из многочисленных членов десятого поколения и могу перечислить своих предков: 1. Хетаг. 2. Георгий (единственный сын). 3. Мами и брат его. 4. Гоци и три его брата. 5. Зида (Сида) и два его брата. 6. Амран и четыре его брата. 7. Аса и брат его. 8. Елизбар и три его брата. 9. Леуан (отец мой) и брат.
Хетаг, говорят, проник в Нарскую котловину через Куртатинский перевал, так как другой путь по Алагирско-Касарскому ущелью был менее доступен и из-за природных, и из-за искусственных преград. На это указывает и то, что осетины Куртатинского ущелья особенно свято чтут память Хетага. В Нарской котловине указывают и теперь в селении Слас на постройки, возведенные Хетагом. Указывают и место, где Хетаг убил оленя - это подножье той скалы, на которой теперь громоздится селение Нар. Здесь указывают также на воздвигнутую Хетагом постройку, где он поселился. В преданиях нет никакого намека на то, чтобы Хетаг отличался воинской доблестью или участвовал в походах и сражениях. Напротив, он славился своим незлобием. Однажды, взамен трех невольников, проданных им в Тифлисе, Хетаг получил, кроме платы, следующий совет: «Когда ты рассердишься, то левой рукой удерживай правую». Это наставление спасло жизнь его сыну, который настолько вырос за время его отсутствия, что Хетаг по возвращении домой ночью, застав его спящим в одной постели с матерью, хотел заколоть его, но, вспомнив совет, положил оружие в изголовии спящих, вышел и всю ночь провел на берегу реки. Утром все разъяснилось к общему счастью.

Участие нарских осетин в рядах грузинских войск по найму или волонтерами относится ко временам правнука Хетага - Гоци, который, будучи небольшого роста, сразил в единоборстве персидского великана и получил от грузинского царя серебряную чашу с соответствующей надписью и грамотой. Чаша цела и до сих пор переходит по наследству от отца к старшему сыну. Из грамот грузинских царей, уцелевших в фамилии Хетагуровых, самая ранняя - пожалованная царем карталинским Арчилом (1730-1736) «в знак нашей милости нарскому дворянину Хетагуру-Зидахану» (Зида)».

Эта попытка исследования легенды о Хетаге была не последней.

Уже в конце жизни, работая над своей исторической поэмой «Хетаг», поэт Коста Хетагуров проявил себя как ищущий этнограф, скрупулезно собирающий и проверяющий каждый сюжет из генеалогии своего рода. Интересно, что он уже тогда выдвинул гипотезу, согласно которой легендарный Хетаг происходил из военной аристократии прикубанских алан XIV века. В поэме поэт показывает героическую борьбу кавказских народов против монголо-татарских захватчиков. Старший брат Хетага Биаслан (в поэме - Бяслан) считался предком кабардинских князей, принявших ислам. Поэтому в основе произведения лежит глубокий религиозно-личностный конфликт.

В поэме автор повествует о следующем. Разбив войско Мамая, аланы возвращаются домой с богатой добычей. Их уже ждут старые князья Инал и Солтан, старшие на торжественном пиру. Возносятся бесчисленные тосты в честь храбрых воинов, и особенно за Хетага - самого доблестного героя. Но он не принимает участия во всеобщем веселье, сидя в глубокой печали. Солтан призывает его к себе, произносит в его честь речь и предлагает ему взять в жены любую из своих дочерей-красавиц. Хетаг желал бы руки старшей дочери, однако по обычаю требуется ее согласие. Оставшись наедине со старейшинами, она признается, что любит Хетага, но выйти за него не в силах - он изменил «отцовской религии», побывав в Крыму и приняв там христианство. Гости в смятении, но Инал и Солтан принимают решение - молодые сами должны сделать выбор - «ведь от счастья не бегут». Пир завершается, и благодарные гости расходятся по домам. На этом месте поэма была прервана. (Возможно следующее дальнейшее развитие событий: Хетаг крадет невесту и сбегает с ней в горную Осетию. По дороге, когда их почти настигла погоня, случается описанное в легенде чудо: лес по зову Хетага сошел с гор, и беглецы скрылись от преследователей. - Авт. А.С. Коцоев).

3) По третьей версии Святого Хетага отождествляют со Святым Георгием, римским полководцем, который был по своему происхождению потомком древнего хеттского народа (древние хетты жившие в центре Малой Азии по одной из теорий являются прародителями адыгского, абхазского, черкесского, кабардинского народов). Имя Хетаг- якобы расшифровывается, как Георгий из страны хеттов.

Опять-таки это все возможные перечисленные версии и теории происхождения данного большого праздника осетинского народа. Хочется еще отметить, что энергетическое поле возникшее в «Роще Святого Хетага» отчетливо показывется на приборах. Т.Е. данное место выбрано неспроста и имеет большую энергетику, влияющую на человека наиболее благоприятно, именно в период празднования «Дня Святого Хетага». В целом, для многострадального осетинского народа, этот праздник можно отождествить с главным праздником Ирландии — «День Святого Патрика». Подразумевая под собой праздник единения нации, почитания осетинских традиций, повествования младшим о доблестной истории наших предков и многих других аспектов, которые нас идентифицируют как осетин потомков аланов.

12.07.2016

«Сам Хетаг, по уверению его потомков, был младшим сыном князя Инала, жившего за Кубанью, на притоке последней – Большом Зеленчуке. Приняв христианство, Хетаг бежал от преследования своих братьев в горную Осетию. Старший брат Хетага Биаслан считается родоначальником кабардинских князей, а второй, Асланбег, остался бездетным. Место первоначального пребывания Хетага в теперешней Осетии до сих пор считается святыней. Это совершенно обособленная, великолепная роща с многовековыми гигантами на Куртатинской долине».

Коста, «Особа» (1894 г.).

День Хетага – общенациональный праздник осетинского народа, отмечаемый во второе воскресенье июля в священной роще рядом с селением Суадаг.

В прежние времена в Священную рощу Хетага допускались только самые достойные мужчины. Они просили Всевышнего о здоровье для родных и близких, о защите от несчастий и невзгод, о богатом урожае и увеличении поголовья скота. До начала Великой Отечественной войны женщинам не позволялось посещать священную рощу. Когда же мужчины ушли сражаться на фронт и некому стало молиться, женщинам пришлось нарушить древний запрет – под деревьями рощи они взывали к святому, моля о защите отцов, мужей и братьев.

В день Хетага традиционно закалывают быка, теленка или барана. На праздничный стол не принято ставить мясо птицы, рыбу или свинину. В священную рощу с раннего утра съезжаются люди со всей Осетии. Они идут к святому месту пешком, неся с собой приношения (кувинæгтæ): ритуальные треугольные пироги (æртæдзыхонтæ), три ребра жертвенного животного, выпивку. Их освящает жрец (дзуарылæг) со словами:

О Всевышний, равных которому нет, слава тебе! Ты являешься творцом Вселенной, так пошли же нам свою благодать и благодать своих святых.

Святой Хетаг, слава тебе! Ты посланник Всевышнего на Земле, так даруй нам такое счастье, чтобы все наши начинания добром оканчивались! Да будут угодны тебе наши приношения со всех концов Осетии!

Считается, что молитвы, произнесенные в Священной роще Хетага, имеют особую силу. Здесь не рекомендуется проводить долгие застолья, так как некоторые выпившие часто ведут себя недостойно, сквернословят и устраивают драки.

Приношения (кувинæгтæ) после освящения люди увозят обратно домой (аходæггаг) для праздничного стола с соседями и родственниками. Все, что было привезено в священную рощу, забирают назад. На святом месте оставляют только пожертвование (мысайнаг). При этом из рощи Хетага нельзя забирать ничего из того, что там было, иначе можно навлечь на себя гнев небожителя. Даже фрукты и ягоды, сорванные в роще, необходимо употребить в пищу там – сотни лет это был неписаный закон, оберегавший неприкосновенность этого уникального уголка

Читатель! Сбираюсь поведать тебе
Старинную повесть о славном
И доблестном предке, стяжавшем себе
Бессмертье в потомстве забавном.
Я сам из потомков его и, как гусь,
Лишь годный в жаркое, нередко,
Встречаясь с другими «гусями», кичусь
Прославленным именем предка.
Преданье я черпал из тысячей уст,
А памятник цел и поныне:
Священная роща иль «Хетагов куст»
Стоит в Куртатинской долине.
Еще не касался ни разу топор
Его долговечных питомцев;
В нем странник чужой потупляет свой взор,
Послушный обычаю горцев.
Коста, из неоконченной
поэмы «Хетаг».

Рассказывали, будто был случай, когда суадагский парень вернулся из Священной рощи Хетага домой и в блюде с освященными пирогами обнаружил листочек из рощи. Чтобы не навлечь гнев на дом женщины, заново испекли пироги, мужчины приготовили шашлык (физонæг) и с этим приношением отправили парня обратно на святое место. Там он вознес молитву в честь Хетага и оставил случайно унесенный лист, а также хатыркурæггаг мысайнаг (монетку во оставление грехов), после чего вернулся домой.

Раньше к святому месту приходили, предварительно искупавшись, надев чистую новую одежду. У самой дороги мужчины спешивались и к Священной роще Хетага шли босиком (чтобы даже случайно не унести с собой на обуви прилипший листочек). Общение с Хетагом происходило в форме внутреннего диалога, а молитвы были короткие. В священной роще никогда не разводили огонь, не зажигали свечи. Говорили: «Арт бæлас сафæг у» («Огонь губит дерево»). Жертвоприношений в священной роще тоже не делали. Чистота, тишина, смирение и молитва всегда царили в ней.

Пусть снизойдет на всех жителей Осетии в этот славный праздник благодать Хетага!

Председатель Правительства Эрик Пухаев провел совещание с руководителями министерств и ведомств по проблемным вопросам, выявленным в ходе заслушивания отчетов за первое полугодие, - сообщает Официальный сайт Правительства РЮО. В работе совещания приняли участие Министр строительства, архитектуры и ЖКХ Эдуард Дзагоев, Председатель Комитета по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Марина Кочиева, Председатель Комитета геологии, экологии и природопользования Бала Бестауты, Председатель Комитета по строительству и эксплуатации автомобильных дорог...

19.07.2019

В 2020 году исполнится 100 лет целенаправленному истреблению народа Южной Осетии правительством Грузии. Картина бесчеловечной расправы над мирными осетинами ужасает даже в сравнении с жестокостью эпохи революционного хаоса. То, что тогда произошло в Южной Осетии, не поддается человеческому осмыслению. По данным парламентской комиссии РЮО по геноциду 1920 г., последствия действий войск грузинского правительства на территории Южной Осетии носили масштабный характер. Убито и умерло во время бегства и эмиграции: мужчин -...

19.07.2019

Продолжается рабочий визит Президента Республики Южная Осетия Анатолия Бибилова в Республику Никарагуа. В поездке Президента сопровождают Министр иностранных дел Дмитрий Медоев и Чрезвычайный и Полномочный Посол РЮО в РН Нарим Козаев. В рамках визита состоялась ознакомительная поездка в города Никарагуа Масая и Гранада. В сопровождении мэра города Масая Орландо Ногуэра югоосетинская делегация осмотрела достопримечательности города и посетила фольклорное представление. В городе Гранада состоялась встреча Анатолия Бибилова с мэром Джулией де...

Состоялась встреча Эрика Пухаева и Министра внутренних дел Игоря Наниева, в ходе которого глава министерства доложил о результатах шести месяцев работы, - сообщает Официальный сайт Правительства РЮО. «По сравнению с аналогичным периодом 2018 года количество зарегистрированных преступлений снизилось на 32,7 процентов, раскрываемость преступлений остается стабильно высокой. Так, за шесть месяцев текущего года совершено 74 преступления, раскрыто из них 58, в то время как в прошлом году совершено 110, раскрыто 98»,...

Осетины – единственный народ на Северном Кавказе (кроме казаков, разве что), сохранивший христианскую веру. Традиции христианства в Осетии весьма своеобразны и уходят своими корнями в далекий 10 -й век, когда предки современных осетин, аланы, приняли христианство из Византии. n Среди устных преданий осетин есть рассказы о легендарных мучениках и праведниках, о всяческих чудесах, явленых Богом и святыми. Таковой является легенда о праведном Хетаге.

n В давние времена аланы группами поселились в Кабарде и на Кубани. На берегу реки Большой Зеленчук, притока Кубани, жил князь Инал. Было у него три сына: Беслан, Асланбег и Хетаг. Беслан – основатель династии кабардинских князей. У Асланбега детей не было. Когда в Кабарде усилились позиции ислама, когда древняя христианская церковь зеленчукского округа после оползня ушла в озеро, даже тогда Хетаг был верен своему Богу. За это на него обозлились даже родные, не считали его больше за своего. И тогда Хетаг отправился в Осетию. Прознали о том его враги, решили его настигнуть в дороге и убить за то, что не хотел принять их веры. Картина Фидарова "Святой Хетаг

Хетаг был на пути в Куртатинское ущелье, когда недалеко от того места, где сейчас селение Суадаг, его догнали враги. Из леса, покрывающего склоны близлежащих гор, услышал Хетаг крик: «Хетаг! В лес!» . И ответил настигаемый врагами Хетаг своему доброжелателю: «Хетаг уже не доберется до леса, но лес доберется до Хетага!» И тут масса леса поднялась со склона горы и перенеслась к месту, где был Хетаг, укрыв его в своей чаще. Преследователи, испуганные такими чудесами, бросились бежать. n Так появилась Роща Хетага или Святилище Круглого Леса (Тымбылхъады дзуар). А на склоне горы, откуда поднялся лес, по сей день растет только трава.

Деревья в Хетаговой роще резко отличаются от деревьев в окрестных лесах – они выше, толще, гуще их листва. Народ как зеницу ока бережет Рощу – по неписанному закону из нее нельзя ничего выносить с собой – даже маленькую веточку, даже листик. n Рассказывают, несколько лет назад один ученый, житель г. Ардон, специально вывез из Рощи с собой веточку как вызов тому, что он считал темными предрассудками. Молва утверждает, что не прошло и двух дней, как с ученым стало твориться что-то странное (нарушения нервной системы); он выздоровел лишь после того, как его родные посетили Рощу и попросили прощения у Святого Уастырджи за молитвенной трапезой.

Хетаг прожил в роще около года, а потом перебрался в селение Нар. А Роща стала одним из главных святых мест Осетии. n Каждый год в июле люди по всей республике отмечают Праздник Хетага.

Говорят, молитвы, произнесенные в святой роще Хетага, имеют особую силу. Считается, что Хетага покровительствует всем людям: даже совершившие преступления могут молиться в роще. Главное не причинять ей при этом вред. С рощей Хетага связано много традиций и запретов: например, из рощи ничего нельзя выносить. В древности только самые достойные мужчины допускались в рощу для того, чтобы попросить об урожае, излечении болезни и т. п. Мужчины и по сей день от трассы до рощи один километр идут босиком.

n До Великой Отечественной Войны женщинам не позволялось посещать святилище св. Уастырджи в Роще Хетага (по сей день женщины не произносят имя этого святого, заменяя его описательным выражением «покровитель мужчин» или, говоря о конкретно Хетагском Уастырджи, «святой Круглого Леса»). Когда же в тяжелые дни войны мужчины ушли сражаться, и некому было помолиться за них в Роще, осетинки перешагнули через древний запрет, молились под развесистыми деревьями за здоровье своих отцов, мужей, братьев, возлюбленных «покровителю мужчин святилища Круглого леса» . n «Как когда-то Великий Бог выручил Хетага, пусть так же защищает Он и вас!» – одно из наиболее часто звучащих в Осетии добрых пожеланий.

Сначала в роще не было построек, потом были выстроены места для жертвоприношений, «трех пирогов» . Пироги, принесенные в рощу, должны быть теплыми, так как при их приготовлении добрые намерения пища как будто впитывает в себя, а в теплых пирогах, считается, эти намерения сохраняются. Сначала в рощу приносили только пироги без напитков. Позже в качестве жертвоприношений стало разрешаться приносить молоко и мед. n В наши дни роща Хетага не имеет государственного статуса. То есть это не памятник природы или культуры - это общенациональная святыня. На территории Рощи построен кувандон (по-осет. «кувæндон») - молитвенный дом. По праздникам туда разрешено заходить и женщинам. n с 1994 года, День Хетага отмечается в Республике Северная Осетия - Алания как республиканский общенародный праздник.

Роща Хетага расположенная неподалеку от села Суадаг - почитаемая и охраняемая святыня осетинского народа, которая не является государственным памятником культуры или природы.

Об этой роще бытует легенда, которая рассказывает о побеге кабардинского князя Хетага от преследователей, главной целью которых было убить его за принятие христианства. Известно, что большинство кавказцев, в том числе и кабардинский народ, мусульмане. Единственной христианской республикой на Кавказе была Осетия, куда и направился кабардинский князь. Когда преследователи уже практически догнали юношу в чистом поле, он попросил у Господа помощи, на что услышал голос: "Хетаг! Беги к лесу!" Лес был не совсем близко, и добежать к нему Хетаг никак не успевал, тогда голос молвил: "Лес, к Хетагу!" После этих слов сразу же перед князем выросла роща с большими деревьями, где юноша смог укрыться от преследователей, оставшись не пойманным. В этой роще молодой князь прятался от врагов около года, а позднее, поселившись в селении Нар, дал начало осетинскому роду Хетагуровых.

С этой рощей связано несколько традиций и запретов. Один из запретов состоит в том, что из этой святыни нельзя ничего выносить. Еще с самого начала сюда разрешалось входить только самым достойным мужчинам для вознесения молитв о здоровье людей и богатом урожае. До начала Великой Отечественной войны женщинам запрещено было входить на территорию рощи. Но несмотря на это, они ходили сюда молиться за своих мужчин, которые ушли воевать. После этого запрет сняли.

На территории рощи можно увидеть молитвенный дом – кувандон. Каждый год в июле сюда приезжают люди со всех уголков Северной Осетии на всем известный праздник Хетага. В республике этот день объявлен национальным праздником. Говорят, что молитвы, которые были произнесены в роще, имеют некую особую силу.

Роща Хетага (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Роща Хетага - это священное для осетинов место, появление которого связано с древней легендой. Она гласит, что отказавшийся принимать ислам кабардинец-христианин Хетаг бежал в Осетию, но у него не было сил, чтобы добраться до леса и скрыться там. И тогда лес сам пришел к беглецу, укрыв его от преследователей.

С тех пор сюда приезжают христиане из всех окрестных городов и сел, чтобы помолиться. Молитвы, прочитанные в роще, считаются особенно сильными. С 1994 г. здесь в июле отмечается праздник Хетага, на который собирается множество осетинов. Он приходится на второе воскресенье месяца.

Сейчас, как и раньше, роща Хетага имеет почти идеально круглую форму, за что ее часто называют «Круглой». Общая площадь реликтового лесного массива - 13 га. Здесь есть молитвенный дом, обустроены специальные места для приношений (традиционно это теплые пироги).

Если смотреть на юг, в верхней части склона горы видна поляна, совпадающая по форме и размерам с рощей. Создается впечатление, что деревья действительно переместились в нужное место в полном объеме.

Деревья в роще выше и ветвистее, чем во всех окрестных лесах. Возможно, это связано с тем, что выносить из леса что-либо, а тем более, ломать ветки - запрещено. Также здесь нельзя разводить огонь, пить спиртное, проливать кровь.

Практическая информация

Адрес: Северная Осетия, Алагирский район, пос. Суадаг. Координаты GPS: 43.057816; 44.301795.