Возникновение слуховых ощущений. Понятие, роль, механизм возникновения чувств человека Прикосновения и давление


Человек, являясь одновременно живым организмом и членом общества, отражает в своем мозгу объективные отношения, которые складываются у него как личности с отдельными объектами отражения. Отражение включает в себя отношение личности как действующего и познающего субъекта к объектам, которые могут удовлетворять его потребности или препятствовать этому процессу. Такая своеобразная сторона отражения мира в мозгу человека составляет область чувств или эмоциональную сферу его личности. Чувства - это отражение в мозгу человека его реальных отношений, т. е. отношений субъекта потребностей к значимым для него объектам.

Данное определение требует некоторых терминологических пояснений. Понятие "отношения" употребляется в психологии в двух значениях: во-первых, как объективно складывающаяся взаимосвязь субъекта и объекта (объективные отношения), а во-вторых, как отражение или переживание этих связей (субъективные отношения личности).

Слово "чувство" и в повседневной жизни, и в литературе употребляется во многих значениях. Например, чувствами называют ощущения (чувство сладости), иногда влечения и желания, иногда наличие сознания и т. д. Научный термин "чувство" следует применять только тогда, когда речь идет об отражении в мозгу живых существ их отношений к объектам, удовлетворяющим потребности или препятствующим этому удовлетворению, выражающихся в переживании.

Не следует отождествлять термины "чувства" и "эмоции", что нередко делается в популярной литературе (и некоторых учебниках психологии). Правильнее называть эмоцией только конкретную форму протекания психического процесса переживания чувств. Например, нельзя чувство патриотизма, ответственности за порученное дело или чувство любви матери к детям именовать эмоцией, хотя эти чувства проявляются в психической жизни людей как поток разнообразных по силе, длительности, сложности и даже своему содержанию эмоциональных переживаний.

Нецелесообразно также резко разграничивать чувства и эмоции, называя чувствами только случаи, когда субъект отражает значимые для него взаимоотношения своей личности и общества, а эмоции рассматривая лишь как показатели полезности или вредности раздражителей для жизнедеятельности, как проявление низших чувств, связанных с инстинктивными по своему происхождению формами поведения (пищевым, половым рефлексами и пр.). Эмоции возникают и при переживании высших чувств, коренящихся в условиях общественного бытия человеческой личности и входящих в состав ее сознания.

Сигнальная и регулятивная функции чувств

Чувства, как своеобразная сфера человеческой психики, сторона деятельности личности, многообразно переживаются человеком. Во-первых, чувства - это система сигналов о том, что из присходящего в мире имеет значение для человека как личности. Из бесчисленного количества раздражителей, действующих на органы чувств, некоторые выделяются, сливаются друг с другом, как бы цементируются возникающим чувством, производят впечатление и сохраняются как образы памяти, окрашенные определенным чувственным тоном. Физиологически это объясняется тем, что некоторые раздражения становятся для живого существа сигналами благополучия или неблагополучия, а переживание чувства выступает как подкрепление систем условных рефлексов, из которых слагается личный опыт человека. Эта сигнальная функция чувства называется в психологии импрессивной стороной чувств.

Во-вторых, чувства и многообразные формы их переживаний выполняют не только сигнальную, но и регулятивную функцию. Они определяют в известной мере поведение человека, становясь длительными или кратковременными мотивами человеческой деятельности и отдельных действий (а также способов их выполнения), порождая влечения, стремления к представляемой и мыслимой цели.

Эмоции выражаются в движениях и многочисленных телесных изменениях. Эти изменения в организме человека служат объективными показателями переживаемых чувств. Выполнение непроизвольных и сознательных движений приспособительного характера, изменения голоса, мимика, жестикуляция, перестройка процессов, протекающих в организме, называется в психологии экспрессивной стороной эмоциональных состояний.

Основные качества чувств

Субъектом чувств, их носителем, существом, переживающим их, является личность, познающая мир и изменяющая его в своей целенаправленной деятельности. Чувство не может возникнуть и существовать вне определенного субъекта: чувство всегда бывает чьим-то чувством. Предметы и явления, на которые правлена практическая и теоретическая деятельность человека и которые при этом вызывают у него эмоциональное впечатление и соответствующее выражение, называются объектами чувств.

Чувства хотя и субъективны (я испытываю воздействие вот так, а другой по-иному), но познаваемы. Они всегда имеют строго детерминированную (причинно обусловленную) природу. Все субъективное по происхождению и по сущности своей всегда есть нечто объективное, реальное, т. е. материальное, "пересаженное" в человеческую голову и "переработанное" в ней.

Субъективные чувства, порождаемые объективным миром, реально проявляются не только в телесных изменениях, но и в действиях, высказываниях, поступках личности.

То, как относится человек к объекту своего чувства, какое личное отношение выражено в данном случае, представляет собой качественное содержание этого чувства. Человек может любить, ненавидеть, бояться, гневаться, удивляться, жалеть и т. д. Одно перечисление и классификация подобных переживаний заняли бы десятки страниц. Эмоциональных состояний столько же, сколько существует различных отношений личности к тому, что может удовлетворить ее потребности или препятствовать этому удовлетворению. Вместе с тем следует назвать те основные качества, которые бывают обязательно присущи любому эмоциональному состоянию, любому чувству. Без них какой бы то ни было факт психики не может быть отнесен к эмоциональной сфере. Основные качества чувства - это необходимый и своеобразный признак эмоционального отношения личности к объекту.

Обычно выделяют два основных качества эмоционального отношения личности к фактам ее жизни - положительное и отрицательное, так как чувства являются показателем того, что удовлетворяет, удовлетворило или могло бы удовлетворить пробудившуюся потребность, либо, наоборот, того, что мешает, препятствует этому удовлетворению. Например, удовлетворение потребности в пище вызывает удовольствие. То, что мешает нормальному удовлетворению потребности, порождает неудовольствие. Даже воспоминания о помехах на пути к удовлетворению потребности иной раз крайне неприятны. Подобная зависимость распространяется и на гораздо более сложные ситуации, в частности па те, где наряду с потребностями организма действуют различные мотивы социального порядка. Потребность молодого поэта увидеть хоть два-три своих стихотворения напечатанными проявляется в разных ситуациях: то как удовольствие (редактор похвалил стихи и обещал обязательно их напечатать), то как неудовольствие (редколлегия решила из подготовленного номера газеты выбросить стихи из-за недостатка места или их малой оригинальности). Правильнее, однако, говорить о четырех основных качествах эмоциональных состояний. Кроме положительного и отрицательного отношения личности к объекту ее чувств, наблюдается двойственное, а также неопределенно-ориентировочное Отношение, сводить которое к собственно удовольствию и неудовольствию не следует.

При двойственном (амбивалентном) чувстве удовольствие или неудовольствие не только сливаются и переходят одно в другое, но это сосуществование составляет одну из необходимых качественных характеристик испытываемого чувства, как, например, при ревности, когда любовь и ненависть могут быть весьма своеобразно объединены. Двойственность чувств вполне объяснима: ведь реальные предметы, лица, собственные действия, а тем более жизненные ситуации обычно весьма сложны по своему содержанию и связи человека с ними нередко не исчерпываются одним каким-то элементарным отношением. Турист, страдая от жажды, удовлетворяет свою потребность прохладной водой и как будто бы должен испытывать удовольствие. Но может случиться, что вода пахнет, например, нефтью, и тогда от одного и того же объекта в тот же момент человек испытывает сразу и удовольствие и неудовольствие. В художественной литературе содержится множество примеров этих двойственных чувств: "люблю и ненавижу", "наслаждаюсь и стыжусь", "разлука - сладкая печаль", "приятное страдание" и т. д.

Эмоциональная жизнь личности представляет собой постоянное возникновение противоречий, разрешение их и появление новых. Относительное равновесие в отношениях личности со средой (природной и общественной) и во внутренней среде организма постоянно нарушается, восстанавливается и снова нарушается. Именно это определяет основные качества отдельных эмоциональных состояний: отрицательное, положительное, двойственное.

Четвертое возможное качество эмоционального отношения субъекта к предметам его чувств - неопределенность обычно кратковременной эмоциональной реакции, но иногда и надолго установившегося чувства к некоторым объектам. Неопределенность связана с ориентировкой в них. Человек, сталкиваясь в жизни с новым предметом, приходит нередко в состояние волнения, выделяет в восприятии данный предмет из окружающей среды и переживает чувства удивления, недоумения, заинтересованности, любопытства. Это эмоциональная сторона первичной ориентировки в новых впечатлениях. Иногда единственной потребностью, лежащей в основе таких переживаний, бывает потребность понять "что это такое?". Ориентировочное чувство отличается неустойчивостью и непродолжительностью и легко переходит в отрицательное или положительное отношение к объекту. Содержание чувств

Как указывалось, чувства по содержанию исключительно разнообразны. Содержание чувств складывается из отношения человека к тому, от чего зависит его существование, возможность дальнейшего развития, а иногда - и к тому, что может вызвать непосредственно наслаждение или страдание. Иными словами, чувства человека коренятся в самых разнообразных естественных и культурных потребностях. То, что удовлетворяет пробудившуюся потребность или может содействовать ее удовлетворению, вызывает положительное эмоциональное состояние, которое закрепляется как устойчивое чувство. То, что не удовлетворяет эту потребность или грозит помешать ее удовлетворению, вызывает отрицательное эмоциональное состояние, которое тоже закрепляется как чувство.

Чувства показывают, не грозит ли человеку опасность, приемлемы ли для человека его реальные взаимоотношения с другими людьми, положение, которое он занимает в обществе. Человек - общественное существо, и поэтому содержание его чувств охватывает отношения, выходящие далеко за пределы его личной жизни. Радость и огорчение, гнев и восторг, страх и отвага, увлечение делом и скука, восхищение и негодование - чувства, которые имеют социальное происхождение и зависят от жизненной позиции личности, ее активности, участия в совместной с другими людьми деятельности в обществе, от сложившихся в коллективе межличностных отношений.

Некоторые чувства закрепляются, становясь доминирующими эмоциональными свойствами личности. Соответственно людей можно охарактеризовать как добродушных или гневливых, трусливых или смелых, любознательных или равнодушных, отзывчивых или черствых и т. д.

Динамика чувств

В чувствах человека обнаруживается единство устойчивых и изменчивых компонентов. Когда речь идет о динамике развития чувства, то подразумевают два различных явления. Во-первых, динамика возникшего переживания. Переживание радости, гнева, скорби, негодования, возникнув, начинает нарастать, достигает кульминации и потом, изжив себя, угасает. Оно переходит в фазу спокойного, но радостного настроения (после положительно окрашенного переживания) или в стадию беспокойного, иногда апатичного самочувствия (после отрицательных переживаний). Во-вторых, подразумевается динамика длительного чувства. Даже оставаясь доминирующими эмоциональными свойствами личности, чувства претерпевают весьма сложные изменения. Возникшее чувство может упрочиться, приобретая все большую интенсивность, переживания при этом становятся все более яркими и волнующими. Так, в годы Великой Отечественной войны советские люди, столкнувшись с отвратительным по своей античеловеческой сущности фашизмом, все более укреплялись в ненависти к гитлеровским оккупантам. Ненависть к фашизму в сочетании с любовью к Родине явилась одним из важнейших факторов, которые привели народ к исторической победе.

Динамика чувств в ряде случаев приобретает иной характер и направление. Наряду с прогрессом в развитии чувств может наблюдаться и угасание. Учитель, систематически привлекающий внимание класса различными "сильнодействующими" средствами (повышение голоса, окрики, удары указкой по столу и т. д.), может в течение некоторого времени использовать возникающие при этом эмоции страха у учащихся. Однако частое повторение подобных воздействий делает учеников в конечном счете эмоционально нечувствительными. Учителю необходимо считаться с возможностью эмоциональной адаптации школьников к шаблонным нотациям, нравоучениям, повторяющимся, но не приводимым в исполнение угрозам и т. п. В состоянии эмоционального пресыщения то, что увлекало, начинает вызывать раздражение и скуку, то, что было приятным, становится не-приятным.

Например, понравившаяся человеку музыкальная пьеса, песенка, прослушанная много раз подряд, зачастую уже не только не волнует, не пробуждает чувств, не создает хорошего настроения, но, наоборот, раздражает. IV. 14.2. Физиологические основы эмоциональных состояний

Роль различных отделов мозга в возникновении эмоций

Как и все психические процессы, эмоциональные состояния - результат деятельности мозга. Возникновение их вызвано изменениями, которые совершаются во внешнем мире. Эти изменения ведут к повышению или понижению жизнедеятельности, пробуждению одних потребностей и угасанию других, к переменам в процессах, происходящих внутри человеческого организма. Физиологические процессы, характерные для эмоций, имеют своей основой как сложные безусловные, так и условные рефлексы. Известно, что системы условных рефлексов замыкаются и закрепляются в коре больших полушарий, а сложные безусловные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полушарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга на вегетативную нервную систему. Переживания чувств человеком всегда результат совместной деятельности коры и подкорковых центров. Чем большую значимость для человека приобретают изменения, происходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими будут переживания чувств. Возникающая вследствие этого перестройка систем временных связей вызывает процессы возбуждения, которые, распространяясь по коре больших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отделах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, находятся различные центры физиологической деятельности организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной и др. Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается изменением ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяжело и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает и усиленно бьется), изменением кровоснабжения отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушением функционирования секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту от волнения, "холодный" пот от страха) и т. д.

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказывает регулирующее, в основном тормозящее, влияние на подкорковые центры, таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения и ее регулятивные функции нарушаются при воздействии раздражителей большой силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате иррадиации перевозбуждаются и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего утрачивается контроль за выразительными движениями, исчезает обычная сдержанность. Короче говоря, при эмоциональных состояниях изменяется интенсивность разных сторон жизнедеятельности человека.

Роль гипоталамо-лимбической системы и ретикулярной формации в возникновении эмоций

Последние электрофизиологические исследования деятельности мозга, осуществленные учеными, весьма ясно обнаружили громадную роль эмоций в жизни высших животных и человека, а вместе с тем своеобразный механизм их возникновения, позволяющий подвести объективный фундамент под описанные биологами, физиологами и психологами факты.

Оказалось, что эмоциональное состояние по физиологической сущности представляет собой не столько функции коры больших полушарий и регулируемой ею системы подкорковых центров "вообще", сколько свойство совершенно определенных образований нервной системы, а именно: во-первых, ретикулярной формации, функции которой не являются специфическими, а только активизируют деятельность других механизмов мозга; во-вторых, некоторых центров, расположенных в таламусе (зрительных буграх) и в особенности в гипоталамусе (подбугорной области), в лимбической системе, промежуточной между древними подкорковыми образованиями и новой корой больших полушарий. Для эмоциональных реакций важны также функции центров, входящих в состав подкорковых узлов - скоплений серого вещества, включенных в белое вещество больших полушарий. Если кора больших полушарий тонко анализирует и регулирует отдельные ощущения и движения, объединяющиеся в точные операции и действия, то перечисленные формации мозга обслуживают более общие реакции организма на изменения в окружающей среде и его внутренней среде.

Выяснилось, что даже при значительных повреждениях коры больших полушарий, когда нарушается или вовсе прекращается тонкий анализ раздражений, поступающих из окружающего мира и внутренней среды организма, основные эмоциональные состояния сохраняются и животные продолжают реагировать на электрические раздражения, поступающие в лимбическую систему (так называемый "эмоциональный мозг"), подбугорья, зрительные бугры и ретикулярную активирующую формацию, типичными реакциями наслаждения или страдания, удовольствия или недовольства, гнева или страха, радости или угнетенности.

Тщательно проведенные эксперименты, при которых регистрировали биотоки с помощью вживления электродов в определенные пункты мозга, обнаружили, что у млекопитающих существуют в гипоталамусе участки, условно названные центрами наслаждения и центрами страдания. При раздражении первых центров животное каждый раз испытывает приятное ощущение, настолько интенсивное, что само ищет его возобновления. Когда же раздражают током центры страдания, подопытное существо дрожит, пытается убежать, а затем избегает ситуаций, которые сопровождались подобными эмоциями.

Аналогичные центры положительных и отрицательных эмоций находятся и в других названных отделах головного мозга, причем центры наслаждения и центры страдания расположены весьма близко друг от друга. Вызванное с помощью электродов возбуждение одного из этих парных центров вызывает одну из двух противоположных эмоций, связанных с определенной потребностью, - положительную или отрицательную. По-видимому, если возбуждение распространяется на смежные центры, появляется амбивалентная, двойственная, реакция.

Центры страдания и центры наслаждения при всей своей близости и сходстве имеют в некоторых отношениях различное устройство. Например, центры страдания, находящиеся в разных отделах мозга, связаны друг с другом в единую систему, вследствие чего отрицательные по основному качеству эмоции переживаются организмом в целом как его общее неблагополучное состояние; центры наслаждения, разбросанные по разным отделам мозга, в известном смысле более независимы друг от друга, и, по-видимому, разные виды положительных по своему качеству эмоций сильнее отличаются друг от друга, чем отдельные виды отрицательных переживаний. Описанная особенность расположения центров может в какой-то степени объяснить парность и полярность подавляющего большинства эмоций.

Для каждой из них можно подыскать противоположную: нравится - не нравится, удобно - неудобно, любовь - ненависть, радость - горе и т. д.

Эксперименты с электрораздражением центров страдания и центров наслаждения позволили сделать важный вывод. Именно возбуждение центров оказалось тем самым подкреплением, вследствие которого вырабатываются условные рефлексы, а следовательно, образуются временные связи в коре больших полушарий, являющиеся основой восприятий, памяти, воображения, мышления, навыков, привычек, установок и стереотипов поведения (т. е. всего того, что составляет разумную деятельность индивида). От постоянного функционирования этих же эмоциональных центров, расположенных и вдоль мозгового ствола, и в подбугорье, и отчасти в подкорковых узлах больших полушарий, зависит угасание условных рефлексов, их торможение и тем самым вся стройная селективная (избирательная, выборочная) система деятельности коры больших полушарий.

"Эти подкорковые узлы являются... центрами важнейших безусловных рефлексов, или инстинктов: пищевого, оборонительного, полового и т. д., представляя, таким образом, основные стремления, главнейшие тенденции животного организма. В подкорковых центрах заключен фонд основных внешних жизнедеятельностей организма... Подкорка оказывает положительное явление на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы"1. И. П. Павлов считал, что нарушение, ломка выработанного в процессе жизни определенного динамического стереотипа высшей нервной деятельности составляет основу для переживания отрицательных чувств, а подготовленное видоизменение стереотипа - основу для возникновения положительно окрашенных чувств.

Разные по местоположению центры удовольствия и страдания, а тем самым и соответствующие эмоции, далеко не одинаковым образом подкрепляют или тормозят условнорефлекторные связи. Если, например, центры, лежащие в подбугорье (гипоталамусе), продолжают неизменно действовать при бесчисленных повторениях ситуаций наслаждения или страдания, то деятельность центров, разбросанных в подкорковых узлах больших полушарий, при многократном раздражении быстро начинает угасать и эмоциональные реакции слабеют, а затем совсем прекращаются. Именно этим объясняется, что эмоциональная окраска умственной деятельности отличается особой динамичностью, а эмоциональные реакции, сигнализирующие о мощных основных потребностях организма, не угасают, не прекращаются после многократного повторения: боль от органического повреждения не утихает, удовольствие от физического упражнения не надоедает, пока гомеостатические реакции не изменились в корне (т. е. пока отрицательный, положительный или смешанный, амбивалентный, сигнал не потерял своего значения для жизнедеятельности индивида). В опытах американского исследователя Олдза крысы, научившиеся путем нажатия на рычаг, производившего электрораздражение соответствующего центра в подбугорье, вызывать у себя эмоцию наслаждения, занимались этим непрерывно, не отвлекаясь даже для сна и еды. При этом животные доходили до состояния тяжелого физического изнеможения. Между тем, например, страх, вызываемый у воробьев пугалом на огороде, довольно быстро угасает.

Именно различием в качестве, степени и устойчивости удовольствия или страдания при раздражении разных центров можно объяснить то, что в одних случаях условный рефлекс с эмоциональной окраской возникает при одно, двукратном подкреплении, а в других случаях сотни подкреплений не создают прочной связи Точно так же одни условные рефлексы с ясной эмоциональной окраской быстро угасают, а другие отличаются высокой прочностью, и сильнодействующие условные тормоза почти не оказывают на них влияния.

Здесь, очевидно, можно найти объяснение случаям исключительной устойчивости некоторых эмоционально насыщенных установок и влечений личности, например тенденции вести определенный полюбившийся образ жизни. Так, даже весьма значимые события (смерть близкого человека, крупные неприятности на службе и т. п.) не могут блокировать привычное поведение алкоголика, связанное с получением наслаждения от состояния опьянения, или блокируют его поведение лишь на короткое время, после чего "все становится на свое место".



Которые проявляются в отражении отдельного свойства предметов. Сюда можно отнести разнообразные явления окружающего мира и внутренние состояния организма человека во время непосредственного воздействия материальных раздражителей на рецепторы. Виды ощущений помогут определить наиболее распространенные раздражители человека.

Роль ощущений в жизни

Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, потому что они представляют собой уникальный источник всех знаний о мире. Люди ощущают окружающую действительность при помощи органов чувств, потому как они являются единственным каналам, по которому в человеческое сознание проникает внешний мир.

Разнообразные виды ощущений способны в той или иной степени отражать определенные свойства окружающей среды. Сюда можно отнести звуки, освещение, вкусовые качества и многие другие факторы, благодаря которым человек имеет возможность ориентироваться в окружающем мире.

Физиологическая основа ощущений - это нервные процессы, которые по своей природе появляются во время действия раздражителя на адекватный анализатор. Он, в свою очередь, состоит из рецепторов, нервных путей и центрального отдела. Тут происходит обработка разнообразных сигналов, которые поступают непосредственно от рецепторов в кору головного мозга. Можно с уверенностью сказать о том, что благодаря поступлению в мозг импульсов и раздражителей, человек может быстро реагировать и воспринимать различные виды ощущений.

Как возникают ощущения?

Ощущения человека возникают только в том случае, когда появляется определенный раздражитель. Стоит отметить, оказание определенного воздействия на рецептор, может привести к появлению раздражителя. Он преобразовывает все процессы в нервное возбуждение, которое передается в центральные части анализатора.

В этот момент человек может ощущать вкусовые качества, свет, а также многие другие факторы. В таком случае должна возникнуть ответная реакция организма на тот или иной раздражитель. Она передается от головного мозга к органам чувств при помощи центробежного нерва. Человек может перемещать собственный взгляд и выполнять многие другие действия ежесекундно, воспринимая раздражительные сигналы.

Основная классификация ощущений

Главная роль ощущений в жизни человека заключается в своевременном доведении до центральной нервной системы всех необходимых сведений. Можно выделить наиболее распространенную классификацию, в которой представлены виды ощущений.

Разновидности ощущений:

    Экстероцептивные: а) контактные - температурные, тактильные и вкусовые; б) дистантные - зрительные, слуховые и обонятельные.

    Проприоцептивные: а) мышечно-двигательные.

    Интероцептивные - они свидетельствуют о текущем состоянии всех внутренних органов.

Определенные ощущения способны отражать свойства предметов, явлений внешнего мира, отражающие состояние организма, осязательные, болевые, а также ощущения разнообразного происхождения. Именно благодаря таким возможностям человек может различать цвета и свет.

Вкусовые ощущения

Можно сказать с уверенностью, что вкусовые ощущения обуславливаются разнообразными свойствами окружающих вещей. Они не имеют полной или объективной классификации. Если брать во внимание основной комплекс ощущений, которые возникают по причине вкусовых веществ, то можно выделить несколько основных раздражителей - это кислые, соленые, сладкие и горькие продукты.

Вкусовые ощущения часто включают в себя обонятельные, а в некоторых случаях сюда можно отнести реакцию на давление, тепло, холод или боль. Если говорить про едкие, вяжущие, терпкие вкусовые качества, то они обусловлены целым комплексом различных ощущений. Благодаря сложному комплексу человек способен чувствовать вкус потребляемой еды.

Вкусовые рецепторы способны проявлять себя во время воздействия разных вкусовых областей. Получается, что отдельно взятое вещество обладает относительно небольшим молекулярным весом.

Значение свойств ощущений

Основные свойства ощущений должны сводиться к адаптации или приспособлениям разнообразных раздражителей. Все это происходит до того момента, пока реакция человека не будет равна минимальным показателям. Сюда можно отнести сенсибилизацию, контраст, а также взаимодействие с разными раздражителями.

Разновидности и свойства ощущений могут проявляться в разной степени, то есть зависят они от индивидуальных физических и биологических характеристик определенного субъекта. Но стоит отметить, что все перечисленные свойства является значимыми в области психологической точки зрения. Стоит отметить, что сенсибилизация и адаптация сегодня широко используются в психотерапии с целью развития способности каждого человека более ярко и эмоционально воспринимать различные позитивные элементы.

Экстероцептивные и тактильные ощущения

Все ощущения человека можно разделить на экстероцептивные и тактильные. Стоит отметить, что экстероцептивные ощущения дают для организма человека всю необходимую информацию, которая поступает исключительно из окружающей среды. В свою очередь, зрительный образ люди получают при помощи наличия достаточного количества клеток, которые носят названия "колобков" и "палочек".

"Палочки" помогают обеспечить достаточно хорошее зрение в сумерках, а "колобки" отвечают за цветовое зрение. Ухо может реагировать на колебания давления в атмосфере, которые воспринимаются в качестве звука.

Луковицы вкуса, которые находятся на сосочках языка, способны воспринимать несколько главных вкусов - кислый, соленый, сладкий и горький. Тактильные ощущения человека появляются во время взаимодействия любого механического раздражителя и рецепторов. Они находятся на коже пальцев, ладоней, губ и многих других органах.

Проприоцептивные ощущения предоставляют важную информацию о текущем состоянии мышц. Они способны быстро реагировать на степень сокращений и расслабление мышц. Стоит отметить, что проприоцептивные ощущения информируют человека о состоянии внутренних органов, его химическом составе, наличии биологических, полезных или вредных веществ.

Особенности болевых ощущений

Боль представляет собой важное биологически активное защитное приспособление. Оно возникает при помощи воздействия разрушительной силы раздражения. Стоит отметить, что болевые ощущения могут служить в качестве сигнализации о возможной опасности для организма человека. Чувствительность боли распределяется по поверхности кожи, а также во внутренних органах. Процесс распределения происходит частично и неравномерно.

Есть участки, где расположено небольшое количество болевых рецепторов. Были проведены экспериментальные исследования, которые предоставили возможность считать распределение болевых точек динамическим и подвижным. Болевые ощущения являются результатом воздействий, превышающих положенный предел интенсивности и частоты импульсов. Также все зависит от длительности определенного раздражителя.

По теории Фрея, различная болевая чувствительность имеет самостоятельный, периферический и центральный нервный аппарат.

Прикосновения и давление

Чувства и ощущения человека проявляются также в прикосновениях. Классическая теория кожной чувствительности говорит о том, что есть признание особенных чувствительных точек, которые характерны для каждого вида ощущений. В таком случае нет предположения про особенные рецепторные точки, которые необходимы для давления и прикосновения. Давление ощущается человеком в качестве сильного прикосновения.

Представленные характеризуются при помощи особенностей прикосновений и давления. Поэтому можно точно определить их место локализации, которое вырабатывается в результате опыта во время участия зрения и мышечных суставов. Стоит отметить, что большое количество рецепторов характеризуется быстрой адаптацией. Именно поэтому человек ощущает не только силовое давление, но и изменение в интенсивности.

Общепринятые характеристики ощущений

Стоит отметить, что интенсивность - это главная характеристика ощущений человека, которая определяется количеством и силой действующего раздражителя. Определенные органы чувств имеют особенную чувствительность к отображаемым явлениям. Чувствительность можно охарактеризовать в качестве порога ощущения.

Длительность ощущения представляет собой временную характеристику, которая может быть определена периодическими воздействиями раздражителя на длительность и интенсивность. Но стоит отметить, что при этом нужно учитывать и многие другие особенности. Во время воздействия раздражителя на любой орган чувств определенное ощущение может возникать не сразу, а спустя некоторое время. Это явление можно охарактеризовать как скрытое или латентное время ощущения.

Обонятельные ощущения

Ощущение запаха - это разновидность химической чувствительности. Стоит отметить, что у животных обоняние и вкус являются единым целым, они через определенный промежуток времени просто дифференцируются. Еще несколько лет назад было принято считать, что в жизни человека обоняние играет не особенно важную роль. Если смотреть с точки зрения познания внешнего мира, то зрение, слух и осязание находятся на первом месте и являются более важными.

Но стоит отметить, что запах оказывает непосредственное влияние на разнообразные функции вегетативной нервной системы. Также при помощи этого чувства можно создать положительный или отрицательный эмоциональный фон, который способен окрасить общее самочувствие человека.

Осязание

Во время осязания каждый человек познает материальный мир, совершает процесс движения, который может переходить и в сознательное целенаправленное ощупывание. Именно таким образом человек на практике имеет возможность познать любые предметы.

Ощущения прикосновения и давления - это типичные традиционные психофизиологические явления. Они связаны с порогами кожной чувствительности, поэтому играют только подчиненную роль в сознании человека, а также его объективной действительности. Органы ощущения - кожа, глаза, уши - позволяют человеку познавать мир в полной мере.

Световые раздражения воспринимаются сетчатой оболочкой глаза. Она является рецепторной частью зрительного аппарата. Прежде чем достигнуть сетчатки, лучи света проходят через прозрачные преломляющие среды глаза, т. е. через роговицу, водянистую влагу передней камеры, хрусталик и стекловидное тело. При этом наибольшее преломление лучей происходит в хрусталике. Глазное яблоко принято сравнивать с фотоаппаратом, в котором хрусталик выполняет роль линзы, а сетчатка является светочувствительной пластинкой. При рассматривании предметов в сетчатке глаза получается обратное уменьшенное изображение (рис. 152).

Рис. 152. Построение изображения в глазу (схема). а - верхняя точка предмета; а 1 - положение ее изображения на сетчатой оболочке глаза; в и в 1 - соответственно - нижняя точка предмета и положение ее изображения

Светочувствительные элементы в сетчатой оболочке - колбочки и палочки. Установлено, что с колбочками связано дневное зрение, а с палочками - ночное, сумеречное зрение. В палочках имеется особое вещество, называемое зрительным пурпуром, или родопсином. На свету родопсин распадается, а в темноте восстанавливается. В образовании этого вещества принимает участие витамин А. При нарушении образования зрительного пурпура развивается так называемая куриная слепота. В колбочках содержится другое светочувствительное вещество йодопсин.

Световые лучи, достигая сетчатой оболочки, раздражают колбочки и палочки. В них происходят сложные химические процессы, сопровождающиеся распадом светочувствительных веществ. Возникшее при этом возбуждение по зрительному нерву передается в головной мозг. В коре головного мозга происходит восприятие световых раздражений - возникают зрительные ощущения. Мозговой отдел зрительного анализатора находится в затылочной доле больших полушарий.

Цветоощущение . Способность глаза к цветоощущению объясняется тем, что в сетчатой оболочке имеются три вида колбочек: одни воспринимают красный цвет, другие - зеленый и третьи - синий (основные цвета спектра). В зависимости от того, какие колбочки раздражаются, возникает соответствующее цветоощущение. Различные колбочки могут раздражаться одновременно и в разной степени, что ведет к восприятию различных цветов и их оттенков.

У некоторых людей наблюдается расстройство цветового зрения, общее ослабление цветоощущений, потеря ощущений отдельных цветов или полная потеря цветоощущения. Так, некоторые люди не могут отличить светло-коричневый цвет от темно-зеленого и пурпурный и фиолетовый от синего. Такая форма цветовой слепоты называется дальтонизмом (по имени ученого Дальтона, у которого была обнаружена цветовая слепота). Для проверки цветового зрения применяются специальные цветовые таблицы.

Адаптация глаза . Человеческий глаз обладает приспособляемостью к видению предметов при разной яркости освещения. Такая приспособляемость называется адаптацией . При ярком освещении световые раздражения воспринимают только колбочки (дневное зрение). В палочках же в это время зрительный пурпур полностью разрушен и они не функционируют. При быстрой смене яркого освещения темнотой человек вначале ничего не видит. Затем происходит постепенное восстановление зрительного пурпура в палочках сетчатки и появляется сумеречное зрение.

Аккомодация . Человеческий глаз обладает способностью видеть предметы на различном расстоянии. Такая приспособляемость глаза называется аккомодацией . Она зависит от того, что кривизна хрусталика вследствие его эластичности может изменяться. При рассматривании предметов, находящихся на близком расстоянии, хрусталик имеет большую выпуклость, чем при рассматривании предметов, далеко лежащих. Одновременно с изменением кривизны хрусталика меняется его преломляющая сила, и фокус лучей от рассматриваемого предмета всегда оказывается на сетчатке. Преломляющую силу линз в оптике измеряют в особых единицах - диоптриях . За одну диоптрию принимается преломляющая сила линзы с фокусным расстоянием 1 м.

Изменение кривизны хрусталика зависит от сокращения и расслабления ресничной мышцы. При сокращении этой мышцы расслабляется связка, при помощи которой хрусталик прикреплен к ресничному телу, и хрусталик становится более выпуклым. Это происходит при рассматривании предметов на близком расстоянии.

Близорукость и дальнозоркость . У некоторых людей наблюдается нарушение зрения, выражающееся в том, что изображения предметов получаются нечеткими, расплывчатыми. Такие изображения получаются в том случае, если фокус лучей от рассматриваемого предмета оказывается не на сетчатке, а вне ее: при близорукости - впереди сетчатки, при дальнозоркости - за сетчаткой (рис. 153). Причиной близорукости и дальнозоркости является нарушение аккомодации или особенность строения глазного яблока. У близоруких расстояние от хрусталика до сетчатки обычно несколько увеличено, у дальнозорких - уменьшено. Чтобы получить четкое изображение, такие люди носят очки с соответствующими линзами.

В эволюции живых существ ощущения возникли на базе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи избирательно реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения.

Органы чувств, или анализаторы человека, приспособлены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, химических, механических и других воздействий).

Ощущения - субъективные образы объективного мира. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов. Ощущение как психическое явление при отсутствии ответной реакции организма или при её неадекватности невозможно. Оно возникает как реакция нервной системы на раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер.
Размещено на реф.рф
Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор состоит из трех частей˸ 1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным; 3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторная дуга состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора.

Восприятие и ощущение - взаимосвязанные процессы. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности ᴇᴦο свойств.

Виды ощущений (по Ч. Шеррингтону)˸

Экстероцептивные ощущения - возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые).

Интероцептивные ощущения (органические) – ощущения, сигнализируют с помощью специализированных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.

Проприоцептивные ощущения (кинестетические) – ощущения, отражающие движение и относительное положение частей тела человека, с помощью рецепторов расположенных в мышцах, сухожилиях, суставах.

Субсенсорные ощущения - форма непосредственного психического отражения действительности, обусловливаемая такими раздражителями, о влиянии которых на ᴇᴦο деятельность субъект не может дать себе отчета (одно из проявления бессознательного).

Слуховые ощущения возникают в результате действия воздушных волн на барабанную перепонку. Колебания воздуха, дойдя по наружному слуховому проходу до барабанной перепонки, вызывают ее колебательные движения. Колебания барабанной перепонки повторяются слуховыми косточками и широким концом стремечка передаются перепонке овального окна внутреннего уха. Колебания перепонки овального окна передаются перилимфе, которая, колеблясь, вызывает колебания эндолимфы. Эндолимфа же своими колебаниями вы-

зывает колебательные движения волосков кортиева органа и тем самым возбуждает окончания слухового нерва. Возбуждение, возникшее в рецепторах слухового нерва, доходит до коры головного мозга-до мозговых концов звукового анализатора, и вызывает у нас восприятие звука.

Наличие двух окошечек в стенке внутреннего уха имеет большое физиологическое значение, так как благодаря такому строению становится возможным колебательное движение эндолимфы. Эндолимфа несжимаема, поэтому, когда стремечко оказывает давление на перепонку овального окна и вдавливает ее, перепонка круглого окна выпячивается под давлением эндолимфы; тем самым создается возможность для колебания эндолимфы.

Рис. СХЕМА, ОБЪЯСНЯЮЩАЯ ВОСПРИЯТИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗВУКА. А - источник звука находится вправо; Б - источник звука находится перед испытуемым. Звук доходит одновременно до обоих ушей; В - источник звука находится влево

В последние годы получены новые данные о восприятии звуков разной частоты. Считается, что звуковые колебания низкой частоты вызывают колебание всей перилимфы каналов улитки. Эти колебания в свою очередь вызывают колебательные движения всей основной мембраны. Вместе с основной мембраной колеблются и все волоконца воспринимающих клеток. Изменения, которым они подвергаются при колебании, вызывают в них возбуждение, передающееся по слуховому нерву в соответствующие центры головного мозга.

Низкие звуковые колебания вызывают колебательные движения не всей перилимфы, а только ее части. В итоге колебания основной мембраны тоже ограничиваются небольшим участком и возбуждение возникает только в части волоконцев. В зависимости от размеров участков основной мембраны, вовлекаемых в колебание, и их местонахождения воспринимаются звуки разной частоты Например, звуки высокой частоты вызывают колебания небольшого участка начала жидкости у овального окна, звуки средней частоты - половины жидкости с максимальной амплитудой колебаний в середине жидкости, звуки низкой частоты - колебания всей жидкости с максимальной амплитудой в конце участка жидкости.

Граница слуха

Человеческое ухо имеет определенные границы восприятия звука: от 16 до 20 000 колебаний в секунду. Верхняя граница с возрастом изменяется. Чем старше человек, тем меньше колебаний способно воспринимать ухо. Максимальное количество колебаний, которое способно воспринимать ухо человека в 35 лет, составляет 15 000, а в 50 лет - даже 13 000.

У животных границы слуха намного шире, чем у человека. Так, например, собака слышит 35 000 колебаний в секунду, которые абсолютно не слышны человеку. Благодаря этой особенности собака слышит звуки там, где человек считает себя находящимся в абсолютной тишине. Эта особенность собаки делает ее очень ценной для сторожевой службы.

Передача звука

Звук передается органу слуха не только при помощи колебаний воздуха и его действия на барабанную перепонку, но и через кости.

В наличии костной передачи можно убедиться, если ножку звучащего камертона приложить к костям черепа, предварительно заткнув уши ватой. Описанная слышимость обусловлена костной передачей.

Определение направления звука

Человек хорошо различает местонахождение источника звука. Способность определять направление звука тесно связана с одновременным функционированием обоих ушей. Глухой на одно ухо не может определить направление звука, если не будет поворачивать голову в разные стороны. Нормальный же человек легко определяет направление звука, не поворачивая головы.

Такая способность связана с тем, что если звук идет сбоку, он достигает обоих ушей неодновременно. В ухо, которое ближе к источнику звука, звук поступает раньше. На рис. приведена схема, которая дает возможность уяснить причины способности определять направление звука. Если источник звука находится сбоку, в ухо противоположной стороны звуковые волны поступают с опозданием в 0,0006 се кунды. Такое небольшое отставание во времени не мешает восприятию их как одного звука.

Человек после некоторой тренировки может с большой точностью определять направление звука. Эта способность в значительной степени совершенствуется, и у тренированного человека ошибка в определении направления источника звука не превышает 3°.

Звук

Орган слуха воспринимает звук, который представляет собой колебание воздуха. Колебания имеют разную частоту и периодичность, и в зависимости от этого мы воспринимаем тот или другой звук.

Все звуки делятся на две группы: музыкальные звуки и шумы.Они отличаются друг от друга тем, что музыкальные звуки имеют определенную периодичность колебаний и точную частоту, а шумы представляют собой неправильные колебания воздуха без определенной периодичности и без точной частоты.

Различают высоту и силу звука.

Высота звука зависит от частоты колебаний воздуха в секунду. Высокие тоны (тонкие звуки и голоса) имеют большую частоту колебаний, а низкие тоны (грубые, басистые звуки и голоса)-меньшую частоту колебаний.

Сила звука зависит от величины размаха (амплитуды) колебаний частиц воздуха. Чем больше величина колебания, тем сильнее звук.

Для характеристики звука прибегают к третьему его качеству-тембру.

Тембром называется та особенность звука, благодаря которой мы отличаем друг от друга звуки разных музыкальных инструментов, например скрипки и пианино, даже когда они одинаковой силы и высоты.

Статья на тему Возникновение слуховых ощущений