Цивилизация древней греции. Особенности происхождения греческой цивилизации Античная греция родина демократии

«Культура и история Греции» - Архитекторы равняются на классические каноны античных храмов. Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Людям философского склада открывается суть вещей. В греческих мифах можно провести много параллелей с легендами других народов. И кажется, что с течением времени ничего не меняется.

«Боги Греции» - Посейдон – бог моря. Арес – бог войны. Аид – Бог в царстве мёртвых. Гефест - бог огня и кузнечного дела. Дионис - бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Афина -богиня мудрости и справедливой войны. Деметра – богиня земледелия. Артемида -богиней охоты, гор и лесов. Афродита -богиня любви и красоты.

«Урок Греция» - Ход урока. Цели урока. Обобщающий урок в 5 классе раздела «Древняя Греция» по курсу «История Древнего мира». Жюри подводит промежуточные результаты. 4. Игра в лото Учителем раздаются карточки лото с примерами и конвертами с множеством ответов. Предварительный этап. В данном случае карточки направлены на проверку терминологии Правильное соответствие оценивается жюри в 1 балл Вопросы 1. налог А. Рабы в Спарте 2. стратег Б. народ 3. демократия В. Обязательный платеж в пользу государства 4. демос Г. Военачальник в Афинах 5. илоты Д. власть народа.

«Греция и Македония» - 3) Что происходило в Македонии в 4 в. до н.э. МАКЕДОНИЯ - горная страна на севере Балканского полуострова. Исократ. Кто в греции был против царя филиппа? Запомнить: 338 г. до н.э. – битва при Херонее, покорение Греции. Ф. 1. В 5 в.до н.э. персам не удалось подчинить города Эллады. Нужно узнать. Восстания и войны.

«Зарождение демократии в Афинах» - Реформы солона. Требования демоса. «ДЕМОС»+ «КРАТОС»= ДЕМОКРАТИЯ (народ) (власть) (власть народа). СОЛОН - избран архонтом в 594-м г. до н.э. Зарождение демократии в Афинах. Перемены в управлении Афинами. Избираются из знати и из демоса Состоит из знати и демоса Делит власть с демосом Народ участвует в управлении.

«Культура Греции» - Культура Древней Греции. Исторические памятники Древней Греции. Волосы греков были густыми и пышными. Крепиды. Эндромиды. Акрополь воплощал представление о могуществе и величии Афинской державы. Эпос - особый вид искусства Древней Греции. Белые одежды отделывали яркой цветной каймой. Характерные особенности культуры Древней Греции.

На вопрос Что принято считать родиной демократии? заданный автором Артем Маркин лучший ответ это Родиной демократии считали и продолжают считать Грецию. Если же быть более точным, то Афинский полис. Именно греки-афиняне изобрели демократию.
Всякое изобретение появляется только тогда, когда в нем появляется настоящая нужда. Лук был изобретен тогда, когда невозможно стало подкрадываться к добыче на расстояние броска дротика. Так и Афинам VIII века до н. э. необходимо было решить задачу – как жить дальше. Грекам понадобилось около двух веков, чтобы решить эту задачу. И в результате, изначально очень жестокий народ, изобретает демократию.
Жестокость этого народа проявлялась в отношении не только к чужеземцам, но и к своим детям, например:
отец семейства имел право избавляться от своих детей при их рождении как ему заблагорассудится;
глава семьи мог продавать своих подросших детей работорговцам и т.д.
«ДЕМОКРАТИЯ» ОЗНАЧАЕТ «ВЛАСТЬ НАРОДА».
Демократические преобразования в Афинах связаны с историей Солона, поэта и законодателя. Солон разбогател на морской торговле. В Афинах он пользовался репутацией человека, свободного от сословных предрассудков и безукоризненно честного.
«Знать уважала его за его богатство, бедные – за честность» (ПЛУТАРХ)
Солон (между 640 и 635 - около 559 до н. э.)
Он смог укротить знать и удержать от кровавой резни «демос» и граждане Афин постепенно пришли к равенству гражданских и политических прав в своем полисе.
Только эта демократия была исключительно для «граждан» – она никогда не распространялась на рабов, которые в античном городе составляли большинство трудящихся.
--
Поскольку речь идет о Греции, то не составляет труда назвать и ее самую высокую гору. Бесспорно это Олимп.

Олимп
Оли́мп (греч. Ὄλυμπος) - наиболее высокий горный массив в Греции (2917 м). Национальный парк.
В древнегреческой мифологии Олимп - священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом.

Олимп
Ну а это самая высокая гора в Солнечной системе вулкан Олимп. Находится на Марсе. Высота 27 км от основания горы.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что принято считать родиной демократии?

Ответ от БесстыжаЯ ™...® [гуру]
Один из древнейших городов мира, столица Греции и родина демократии. Это город удивительной судьбы, за тысячи лет переживший высочайшие взлеты и падения, то, становясь центром цивилизации, то, отходя на обочину истории. Афины разрастались не по планам градостроителей, а за счет волн переселенцев, хлынувших сюда в результате политических конфликтов и бедствий через неустойчивые греческие границы. Здесь расположена «жемчужина» Греции – Акрополь, который по праву считается шедевром мировой значимости. Парфенон, храм Девы Афины, покровительницы города, величественно возвышается над городом и хорошо просматривается из любой его точки. Театр Диониса, расположенный на южном склоне Акрополя, являлся частью святилища Диониса, в настоящее время, частично реставрированный, - место проведения Афинского фестиваля.
Греция расположена в юго-восточной Европе и занимает южную часть Балканского полуострова и многочисленные острова, крупнейшие из них - Крит, Родос, Корфу. Площадь материковой части и островов составляет около 132 тыс. км2. Грецию омывают воды Эгейского, Ионического и Средиземного морей. Ландшафт отличается большим разнообразием. С одной стороны, высокие горы и горные хребты, такие как Пинд, Олимп (самая высокая гора Греции, 2917 м) , а также горы Македонии и Фракии. С другой стороны, бесконечная кружевная кайма суши, обрамляющей море. Именно эта глубокая изрезанность берегов придает Греции ту необычную красоту, которая делает ее единственной и неповторимой в Средиземноморье.

Современный мир многим обязан древней Греции . Это сравнительно небольшое государство оказало огромное влияние на развитие всех областей жизни человека. Возьмем, к примеру, мифы, которые являются отражением жизни человека, как в те времена, так и сегодня. Представления о мире – о человеке, медицине, политике, искусстве, литературе - в глобальном масштабе зарождались именно в Греции. Это государство было расположено на юге Балканского полуострова и на островах Эгейского моря. Соответственно, на такой сравнительно небольшой территории размещалось небольшое количество населения, но, как говорил Александр Македонский «Один грек стоит тысячи варваров». Греция выделялась среди других государств – Вавилонии, Египта и Персии – и не без оснований.

Карта древней Греции

Древнейшие времена Древней Греции

Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.

О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

Народы Греции и их развитие

Населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.

Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.

Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины . Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.

VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, тем не менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государством, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.

Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

Роль греческой цивилизации в истории развития мира

Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция . Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература, живопись или скульптура. «Илиада» - главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.

Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.

Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

Периоды древней Греции. История развития

Ранний период (1050-750 год до н. э.)

Вслед за окончательной , знавшей письменность, - последней из славных цивилизаций эгейского бронзового века, материковая Греция и острова у ее побережья вступили в эпоху, именуемую некоторыми историками «Темный век» . Однако, строго говоря, данный термин скорее характеризует перерыв в исторических сведениях, которые касаются временного интервала, начавшегося около 1050 года до н. э., нежели отсутствие знаний или исторического опыта у тогдашнего населения Эллады, хотя письменность и была утрачена. В действительности как раз в это время, время перехода в железный век, начали появляться политические, эстетические и литературные черты, присущие затем классической Элладе. Местные вожди, называвшие себя парями, управляли небольшими, тесно между собой связанными сообществами - предтечами древне-греческих городов-государсгв. Очевиден следующий этап в развитии расписной керамики, которая стала проще по форме, но вместе с тем прочнее; ее внешний вид, как свидетельствует показанный справа сосуд , приобрел новое изящество, гармоничность н соразмерность, ставшие отличительными чертами позднейшего греческого искусства.

Пользуясь смутными воспоминаниями , троянцев и других , странствующие певцы слагали повествования о богах и простых смертных, придавая поэтическую образность греческой мифологии. К концу этого периода грекоговорящие племена заимствовали у алфавит и приспособили его к своему языку, что позволило записать многие сказания, долго хранившиеся в устной традиции: лучшие среди них из дошедших до нас - гомеровские эпосы «776 год до н. э. , принято считать началом последующего непрерывного подъема греческой культуры.

Период Архаики (Архаический) (750-500 год до н. э.)

В VIII веке побуждаемые ростом населения и благосостояния эмигранты из древней Греции в поисках новых сельскохозяйственных угодий и торговых возможностей растеклись но всему Средиземноморью. Греческие поселенцы в чужих странах, однако, стали не просто подданными городов, основывавших колонии, а отдельными, автономными политическими образованиями. Дух независимости, владевший поселенцами, а так же потребность в совместных действиях для поддержания каждого сообщества породили такую политическую единицу, как полис. Во всем греческом мире предположительно насчитывалось до 700 подобных городов-государств . Иностранные культуры, с которыми в этот период экспансии Эллада вступала в контакт, воздействовали на греков самым различным образом.

Геометрическая роспись керамики уступила место изображениям животных и растительным рисункам в восточном стиле, а также детализированным мифологическим сценам нового чернофигурното стиля вазописи (см. ниже в галерее фото ниже). Художники, работавшие с камнем, глиной, деревом и бронзой, начали создавать монументальные скульптуры человека Типичная для архаики статуя Куроса (фото слева) несет явные следы египетского влияния, но в то же время демонстрирует зарождающееся стремление к симметрии, легкости и реализму. В седьмом столетии появляются первые подлинно греческие храмы, украшенные протяженными фризами и колоннами дорического ордера (см. ниже в галерее фото). Лирическая и элегическая поэзия, глубоко личная и эмоционально насыщенная, приходит на смену высокопарным стихам прошлого. Развитие торговли способствует широкому распространению изобретенной лидийцами чеканки монет. На материке в это же время Спарта вводит у себя такую политическую систему, в которой особое значение придается жесткому управлению и дисциплине, и становится в результате крупнейшим и наиболее могущественным городом-государством того периода. Афины , напротив, меняют и кодифицируют законы, заботясь о справедливости и равенстве, открывают доступ в правящие органы все большему числу граждан и закладывают основы демократии.

Классический период (500-323 год до н. э.)

Классический период в античной Греции, когда здесь невероятно быстро расцвели искусства, литература, философия и политика, ограничен временем войн с двумя иностранными державами - Персией и Македонией. Победа эллинов над персами породила новый дух сотрудничества между разными городами-государствами и Афинами, чей флот сыграл решающую роль, обеспечив благоприятный перелом в ходе борьбы с так называемыми варварами. Дань, шедшая от союзников в афинскую казну в обмен на военную защиту, обеспечила афинянам возможность приумножить свои и без того значительные богатства и гарантировала этому городу политическое, культурное и экономическое верховенство во всем Средиземноморье. Практически всем гражданам Афин, независимо от финансового положения, был обеспечен доступ к выборным должностям, и за исполнение соответствующих обязанностей они получали вознаграждение. За государственный счет скульпторы, архитекторы и драматурги работали над произведениями, которые до сих пор остаются высшим творческим достижением человечества. Показанная, например, справа бронзовая статуя Зевса высотой 213 сантиметров дает в концентрированном виде представление о мастерстве художников классической Эллады (древней Греции), которые воспроизводили в своих произведениях человеческое тело с необыкновенным динамизмом. Греческие философы, историки и специалисты в области естественных наук оставили образцы рационального теоретического анализа.

В 431 году застарелая вражда между Афинами и Спартой вылилась в войну, продлившуюся почти 30 лет и закончившуюся поражением афинян. Десятилетия непрерывных сражений привели к ослаблению политического влияния во многих городах-государствах, где не прекращались жестокие распри. Расчетливый и честолюбивый македонский царь Филипп II сумел извлечь выгоду из подобного хаоса и вскоре стал хозяином всей территории древней Греции. Филиппу не удалось завершить строительство империи, он был убит, и на трон взошел его сын Александр . Всего 12 лет спустя Александр Великий (Македонский) умер, но оставил после себя державу, раскинувшуюся от Адриатики до Мидии (см. ниже в галерее фото).

Эллинистичекий период (323-31 год до н. э.)

На развалинах империи Александра после почти 50-летней ожесточенной борьбы за его наследство возникли три крупные державы: Македония, Египет Птолемеев и государство Селевкидов , простиравшееся от современной Турции до Афганистана. Поражает то , что от македонской столицы Пеллы на западе и до Ай-Ханума на востоке язык, литература, политические институты, изобразительное искусство, архитектура и философия в городах и поселениях, возникших в результате походов Александра, после его смерти остались безусловно греческими. Последующие цари подчеркивали свое родство с Элладой, особенно с Александром: на рисунке слева показана фракийская серебряная монета , на которой он изображен с бараньими рогами Зевса-Амона - бога, имеющего корни и на Востоке, и на Западе. Обладая обшим языком, находка, под влиянием постоянных торговых контактов, сохраняя письменные тексты и привлекая к себе многочисленных путешественников, эллинистический мир делался все более и более космополитичным.

Процветали образование и просвещение, создавались библиотеки - среди них была и Великая Александрийская библиотека , где насчитывалось около полумиллиона томов. Но греческие правящие классы отказывались допускать в свои ряды рядовых подданных, и обширные новые царства повсюду сотрясались от внутренних смут. Неуклонно слабеющая и нищавшая Македония в 168 году до н. э. попала под господство. Один за другим объявляли себя независимыми губернаторы провинций в державе Селевкидов, образовавшие множество мелких государств с династической формой правления. Из царств, на которые распалась империя Александра, бастионом стоял еще Египет Птолемеев. Клеопатра VII, последняя в этом роду (и единственная, кто выучил язык подвластного населения), покончила самоубийством, когда римляне победили при Акции. Однако хотя и удалось подчинить все Средиземноморье, господство латинян еще не означало прекращение греческого влияния: римляне впитали культуру древней Греции и увековечили эллинское наследие так, как не смогли бы и сами греки.

Древняя Греция.

Корни европейской культуры находятся в Греции. Творческие до-стижения и открытия греков наложили свой отпечаток на все напра-вления и формы европейской культуры – от спорта до философии. Прошло уже 2 тысячи лет, а влияние уже греческой культуры по-прежнему сильно.

Как появились греки на юге Балкан? Точно это неизвестно, но с большей долей вероятности мы можем предположить, что их пле-мена пришли туда с северных равнин. Государственная организация греков существенно отличалась от общинного строя народов север-ной и равнинной Европы, равно как и от примитивного устройства азиатских племён. Пришедшие на юг Балкан северяне сохранили свои этнические племенные различия, закрепившиеся в языке по на-званиям местностей: образовались народности македонян, фессали-йцев, спартанцев, афинян и др. Все они, однако, составляли еди-ный греческий народ и говорили на общем для них древнегреческом языке.

Во всех сферах жизнедеятельности греческий народ проявил свой творческий гений. Древние греки были глубокими мыслителями и великолепными спортсменами, отличными кулачными бойцами.

Их лозунг «Никаких излишеств!» , начертанный на фронтоне храма Аполлона в Дельфинах, не означал призыва к посредствен-ности. Напротив, aurea mediokritas (т.е. золотая середина) , прослав-ленная много позже в римские времена в лирике и философии Гора-ция, противоречила их беспокойному духу, который, однако, не нарушал равновесия и гармонии. Эти черты творческого духа элли-ноы наложили отпечаток на все – архитектуру, живопись и литера-туру, философию и эстетику, эстетику и мифологию. Венера Мил-осская навечно останется воплощение идеальной женской красоты.

В греческой культуре на первый план выходит личность. Такого взгляда на человека мы не встречали ни в одной из рассмотренных культур. Лишь греки осмыслили эту категорию и тем самым поста-вили перед человечеством целый ряд важнейших проблем: личность и общество, добро и зло, любовь и ненависть, великодушие и ме-сть, радость земного бытия и мрак царства теней, человек как рав-ный среди богов.

Эллада – родина демократии.

Ещё в одной области культурной и социальной жизни греки высту-пили зачинателями, первопроходцами. Их города-полисы породили и передали следующим поколениям практический опыт демократии.

Ни о чём подобном в более ранних обществах не могло быть и речи. Само слово «демократия» греческого происхождения и означает: «демос» - народ и «кратео» - я управляю. Категория индивида и понятие демократии сущностно и практически связаны так, что возникают одновременно и одно без другого не существуют.

Считается, что античные цивилизации Древней Греции и Рима стоят у истоков европейской традиции политической, экономической и духовной жизни. Античную Грецию принято считать родиной демократии.

Древнейший в Европе очаг цивилизации появился на рубеже III – II тыс.до н.э. на острове Крит. Центрами хозяйственной и государственной жизни здесь были огромные дворцы. Самый знаменитый из них был дворец в Кноссе. Критскую культуру еще называют минойской (Минос – легендарный царь Крита, сын Зевса). Через 600 лет своего существования ок. 1400 г. до н.э. минойская цивилизация на острове Крит погибает, вероятно, после извержения вулкана. На смену ей пришла ахейская культура, которую еще называют микенской цивилизацией (от названия г. Микены в материковой Греции, где располагался один из мощных дворцов-цитаделей). Племена материковой Греции – ахейцы, неоднократно совершали военные походы. Один из них, вероятно, описан Гомером в «Илиаде» и известен под названием Троянской войны. В XII в. до н.э. микенская цивилизация погибла, вероятно, под ударами пришедших с севера греков-дорийцев. Минойская и микенская цивилизации по своему типу были близки к цивилизациям Древнего Востока, хотя и имели важные отличия. Здесь, где отсутствовала сама возможность ведения ирригационного земледелия, государство принимало минимальное участие в организации производства.

Греческая цивилизация (С XI – II/I в.до н.э.) занимала южную часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. Плодородной земли здесь мало, крупных рек нет, климат засушливый. Более благоприятные условия для садоводства (выращивали виноград, оливки) и животноводства (разводили коз и овец). Страна была богата полезными ископаемыми: серебром, медью, свинцом, мрамором, золотом. Естественным богатством Греции было море: здесь располагаются удобные бухты, многочисленные острова, близко расположенные друг от друга. Это создавало благоприятные условия для развития мореплавания и торговли. Т.о. цивилизация Древней Греции формировалась как приморская.

Мощный толчок к развитию античной цивилизации Древней Греции дала начавшаяся ок. 500 г.до н.э. великая греческая колонизация. Ее причины заключались в быстром росте населения, нехватке земли, острой политической борьбе, поражение в которой вынуждало проигравших к переселению на новое место, а также стремление к контролю торговых путей. Колонизация развернулась в разных направлениях и осуществлялась по морю: на запад (Сицилия, Южная Италия, южное побережье Франции, восточное побережье Испании), на север (Фракия, Северное и Западное Причерноморье), на юго-восток (северная Африка). На новых землях образовывались колонии по образцу родных городов. Колонизация имела важные последствия:

· Произошло расширение ареала цивилизации, которая охватила практически все средиземноморское побережье,

· Открылись огромные возможности для торговли, которая ускорила развитие судостроения, различных ремесел, денежного обращения. Из колоний в Грецию поставлялось зерно, лес, металлы, ряд продуктов, которых там не хватало;

· Снизился уровень социальной напряженности, приглушен протест безземельного населения.

· Духовными ценностями становились личная инициатива, деятельное участие в изменении окружающего мира и собственной судьбы. На первый план выходит культ личности и принцип соревновательности между людьми (яркий пример этого – Олимпийские игры).

Самым крупным торговым центром к V в.до н.э. стали Афины. Шла морская активная торговля не только с колониями, но и странами Древнего Востока. Росло денежное обращение, возникают и развиваются кредитные и ростовщические операции. Однако в своей основе хозяйство продолжало оставаться натуральным.

Античный полис

В Древней Греции не сложилось крупного, единого государства. На основе родоплеменных общин сформировалось несколько сот небольших самостоятельных государств-полисов.

Многие особенности античных цивилизаций предопределило существование такого общественного института (основной ячейки цивилизации) , как античный полис . Полис – это: город-государство, которое состояло из города и прилегающей к нему сельской округи, особая разновидность общины.

Государство в Древней Греции не подчиняло общину, оно вырастало из нее. Фактически община и была государством, что является важнейшей особенностью античных цивилизаций . Полис занимался не только внутренними делами, но и осуществлял внешнюю политику, имел собственную армию (граждане полиса на время войны вступали в ополчение) . Полис являлся верховным собственником земли (при наличии частной собственности на землю). Обычно полисы были небольшими по территории (самый большой полис – Спарта, занимала территорию в 8 400 кв.км.). Полисы были устойчивой формой государственности, они возникали и в колониях, причем вели себя по отношению к метрополии как независимые государства. Все полисы стремились к экономической и политической независимости – автаркии (в пер. - самодостаточность).

Членами полиса были лишь греки, уроженцы данной общины, лично свободные, которые владели частной собственностью (землей). При этом землей могли владеть только полноправные граждане полиса. Все члены полиса обладали политическими правами, могли принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис был гражданской общиной. Внутри полиса была создана особая система идеалов. Его граждане верили, что, с одной стороны, благополучие каждого из них зависит от родного полиса, вне которого существование невозможно (благодаря ограничению количества земли, которой можно было владеть, простые земледельцы чувствовали себя в рамках полиса защищенными от обезземеливания и разорения) . С другой стороны, процветание полиса зависит от его граждан. Они ощущали себя полноправными людьми, что составляло предмет особой гордости , единым коллективом. Полисная структура культивировала такие гражданские качества, как гордость за отечество, приоритет общественного над личными, идеал гражданского долга, служения, ценность личной свободы, уважение к праву, верность традициям, убеждение в превосходстве собственного уклада жизни, почитание прошлого, уважение сельскохозяйственного труда как основы благополучия и процветания. Именно в полисе складывался особый тип личности – свободной, инициативной, честолюбивой, преданной своему государству.

Свободные люди, не являвшиеся гражданами полиса, и не владевшие недвижимой собственностью , считались неполноправными. Ими, прежде всего, были иноземцы (метеки в Афинах), среди которых было немало богатых людей. Но в политической жизни полиса они участия не принимали.

В Древней Греции рабство было классическим , в отличие от патриархального (домашнего), развитого на Древнем Востоке .При такой форме рабы не имели никаких прав, приравнивались к говорящим орудиям. Они являлись объектом купли-продажи, не могли заключать браки, иметь свое хозяйство. Дети рабынь считались приплодом и также являлись рабами. Т.о., рабство античных цивилизаций отличалось жестокостью. Иногда рабов отпускали на волю, но и в этом случае они по-прежнему продолжали зависеть от хозяина, который становился их покровителем. Одной из причин проведения такой отчетливой границы между свободными и рабами было то обстоятельство, что рабами становились военнопленные (особенно много их стало в первой половине V в.до н.э., когда проходили греко-персидские войны) . Обращать соплеменников в рабов за долги довольно рано было запрещено.

В сельском хозяйстве труд рабов использовался мало. Рабы в основном трудились на тяжелых работах – в рудниках, мастерских, в качестве слуг в домах зажиточных людей. Поэтому, как и на Древнем Востоке, рабы в Древней Греции не были основными производителями.

Условием появления полисной структуры общества и государства была та особенность, что в Греции не было условий для появления больших царских и храмовых хозяйств. Первоначально во главе полисов стояли царь (басилевс) и родовая знать, которая ущемляла права простого свободного населения (демос ). Особого размаха борьба с аристократией достигла к VII в.до н.э. Во многих полисах она заканчивалась свержением родовой знати и установлением тирании, т.е. единовластия (в то время это понятие не имело отрицательного смысла) , благодаря которой обуздывался произвол знати.Ослабление позиций аристократии приводило к замене тирании другими формами правления. В одних полисах устанавливалось демократическое правление, в других олигархическое. Встречались и такие формы правления в полисах, как аристократические и монархические, хотя и редко .

В полисах большую роль играло народное собрание, которое принимало окончательные решения по важнейшим вопросам. Вводился принцип выборности верховного правителя (в Афинах – архонт) , должностных лиц полиса. Нередко продолжали существовать советы старейшин, которые часто также являлись выборными (в Афинах – ареопаг, затем «Совет 500»). В различных полисах структура власти и управления могла различаться. Высокая роль народного собрания и выборность власти – это два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии, которая не во всех полисах достигла расцвета.

Знаменитыми и наиболее могущественными греческими полисами были Афины и Спарта. Афины – символ древнегреческой демократии. Основой хозяйства были торговля, ремесла. Афины имели самый мощный в Древней Греции флот, здесь было классическое рабство. Здесь процветали науки и искусства, огромные средства затрачивались на архитектурное украшение города. Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации, через острую борьбу с родовой знатью. Реформы Солона (первая половина VI в.до н.э.) запретили долговое рабство, списали с бедняков долги, вернув им статус полноправных граждан. Была укреплена частная собственность, на богатых были возложены обременительные общественные работы (строительство судов, устройство праздников). При Солоне возросла роль народного собрания. Окончательно афинская демократия сложилась к середине V в.до н.э., когда Эфиальт и Перикл продолжили реформы Солона. Были усилены позиции демоса, отменен имущественный ценз для избрания на высшие должности, государственная служба начала оплачиваться, что открыло доступ к власти рядовым гражданам. Все должностные лица избирались, были подотчетны народному собранию. Т.о., в Афинах 25 веков назад были разработаны многие принципы демократии, которые продолжают действовать и в наше время.