Николай Гринёв. Он не ушел в небытие, он ушел в бессмертие

В истории Великого Новгорода есть имена, без которых его величие сложно было бы представить. Николай Николаевич Гринёв — бывший генеральный директор Новгородского музея-заповедника, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Человек-легенда, чье имя неразрывно связано с современной историей Великого Новгорода. Реставрация Грановитой палаты и Софийской звонницы, реконструкция памятника 1000-летию России, создание Дома-музея Некрасова в Чудово и Музей уездного города в Валдае… Возвращением своего исторического имени Новгород во многом обязан Николаю Гринёву.

Последние годы Николай Николаевич был в музее экспертом по изучению и популяризации объектов культурного наследия. Всего полгода не дожил до своего семидесятилетия.

Из почти полувекового трудового стажа Николай Николаевич отдал музею двадцать пять лет, из которых девятнадцать – его возглавлял. Он обладал блестящей эрудицией, был великолепным оратором, имел глубокие исторические знания, зарекомендовал себя умелым организатором и грамотным, инициативным администратором. Гринёв пользовался безусловным авторитетом как у коллег-музейщиков, так и у руководителей города, области и страны. Сегодня на страницах нашего издания о Николае Николаевиче вспоминает его воспитанник, коллега и близкий товарищ Сергей Трояновский .

5 декабря Николаю Николаевичу исполнилось бы 70 лет. Мы собираемся в этот день, чтобы вспомнить о нем. Все, кто был близок с ним на протяжении десятилетий, хотят зримо представить его среди нас. До сих пор трудно поверить в то, что мы не услышим его замечательных лекций, бесед, шуток. Николай Николаевич был той яркой личностью, вокруг которой сформировалась среда. Человек, о котором можно говорить в разных ипостасях. Замечательный человек с точки зрения личных качеств, ученый, внесший свой личный вклад в изучение раннего Новгорода…Но и конечно, он неотделим от музея-заповедника, которому посвятил самые важные годы своей жизни.

Я лично познакомился с Николаем Николаевичем более 30 лет назад, будучи выпускником школы, собиравшимся поступать в новгородский пединститут. Он был в составе приемной комиссии и терпеливо выслушивал мой лепет о том, как я хочу стать историком. Он тогда был преподавателем пединститута и лектором с серьезной школой новгородского обкома партии, имел блестящее историческое образование не только в силу того, что заочно окончил Ленинградский Университет, но и в силу беспрерывно пополняемых знаний о Новгороде. С ним всегда было интересно и, как будущий студент, я впечатлился! Его внешность, бархатистый голос завораживали, погружали в историю настолько, что студенты между собой величали его не иначе, как «Коля-бог».

Николай Николаевич серьезно повлиял на мою судьбу. В новгородском пединституте я отучился 1 год. Затем с его участием, при поддержке новгородской археологической экспедиции во главе с Валентином Лаврентьевичем Яниным, мне удалось перевестись в Московский Университет, уже зная, что меня ждет место работы в музее. Под своим крылом он вырастил многих сотрудников, пестуя их и прививая правильное отношение к музейной работе. Это был человек широкой души, который вкладывал всю свою энергию в музейное строительство и с его участием состоялась судьба многих работников музея.

Николай Николаевич Гринёв родился в тяжелое послевоенное время, в 1947 году в Валдае. Детство его прошло в очень интеллигентной среде. Бабушка учила его французскому языку, одевала его по старорежимной дворянской моде. Он ходил в нарядах, присущих дореволюционной России. В нем всегда чувствовалась эта русская интеллигентность досоветской эпохи. Внешность, способность говорить содержательно, с хорошим знанием русского языка, правильная артикуляция речи, его лекторские данные поражали всех.

Перед тем, как прийти работать в музей-заповедник, Николай Николаевич прошел серьезную жизненную школу. После преподавания истории и географии в валдайской школе, он был принят на работу в валдайский райисполком комсомола, где был 2-м секретарем до службы в армии. Одновременно он заканчивал заочно истфак Ленинградского Университета. О службе в рядах вооруженных сил Советского Союза он отзывался положительно, отмечал, что десантные войска позволили ему приобрести хорошую физическую подготовку, хотя он всегда был достаточно крепок. Очень любопытно он описывал эпизоды с так называемыми «дедушками», когда одному из них он раскроил голову каблуком сапога за навязывание неуставных отношений. Это было в его характере. Внешне очень доброжелательный и мягкий, в трудной ситуации он мог проявить жесткость. Нельзя было нарушать его самоуважения и проявляя твердость, он всегда шел до конца.

Я никогда не забуду ситуацию, когда во время проведения Ганзейских дней, и празднования 1140-летия Великого Новгорода в 1999 году, Николай Николаевич демонстративно покинул трибуну, на которой присутствовало все руководство области. Он категорически отказался передать немедленно Никольский собор на Ярославовом дворище на содержание русской православной церкви. Он сказал, что прямо, с ходу, этого делать не будет, это все-таки музейный объект. Просто спустился с трибуны и растворился в толпе. Такие поступки время от времени он совершал, и в этом видится проявление цельности и волевых качеств его натуры.

Так уж сложилась судьба, что Николай Николаевич Гринёв возглавил музей в один из самых трудных периодов его истории.1991 год, разваливается страна, экономика лежит на боку. Сплошные проблемы, начиная от выплаты зарплаты сотрудникам, до содержания огромного хозяйства в городе и по области: Чудово, Старая Русса, Валдай, Боровичи, Кончанское…Все нужно было сохранить, не дать разбежаться кадровому составу, который долгие годы тщательно подбирался. И здесь о Гринёве можно сказать самые высокие слова, потому как ему удалось не только сохранить, но и нарастить музейный ресурс, включая людей. Его усилиями, в 1999 году, при поддержке академика Янина, музей был включен в свод особо ценных объектов Российской Федерации, как объект культурного наследия. С этого момента ситуация изменилась. Музей стал получать средства из федерального бюджета. Огромная организация, где трудится более 600 человек получила шанс на выживание. Сегодня нельзя сказать, что мы процветаем, но ситуация гораздо стабильнее, чем у наших ближайших соседей, находящихся на содержании областных бюджетов и растерявших филиалы.

Деятельность Николая Николаевича Гринёва не осталась незамеченной государством, он получил несколько почетных и очень значимых для работников культуры званий. Почетная грамота президента РФ увенчала его карьеру директора музея, но главная награда-это признание за ним заслуг в виде знаков, которые ему были вручены от города и области. И похоронен он на аллее почетных граждан, хотя официально он не был утвержден в этом статусе. Тем не менее, некоторые неформальные вещи становятся гораздо важнее официальных.

Большинство из нас знает Николая Николаевича, как директора музея и просветителя. Знамениты его монологи об истории, с которыми он часто выступал на радио и телевидении. В меньшей степени известна его научная деятельность, и сейчас мы обсуждаем возможность издания его работ. Он готовился к защите кандидатской диссертации, многое сделал, напечатал несколько важных статей по происхождению упоминанию раннего Новгорода в летописи, писал о событиях, связанных с Ярославом Мудрым. Эти публикации постоянно у нас в работе, мы на них ссылаемся при формулировании научных гипотез и идей. Его кандидатская легко состоялась бы, если бы не заботы о музее. Совместить эту суетную, будничную, рутинную работы с перфекционистским (а он умел только так), написанием научного труда, видимо, было невозможно. Он предпочел делать прикладную часть своей работы, помог музею встать на ноги, окрепнуть.

При его участии были реструктурированы многие службы и возникли новые музеи, такие, как музей Северо-Западного фронта в Старой Руссе. Была полностью переделана экспозиция музея в Боровичах, Музей колоколов стал его детищем и украшением Валдая.

Не оставлял без внимания и археологию. При участии Московского Университета он создал археологический центр, который в 90-е помог выжить экспедиции.

Его вклад в научный мир, его контакты с научным сообществом были непрерывными, он пользовался заслуженным авторитетом.

Музей всегда будет о нем помнить, и вряд и кто-то в ближайшее время дотянется до его уровня.

Годовщина ухода Николая Николаевича Гринёва будет только в апреле, но сейчас, в день его рождения, мы испытываем потребность собраться, вспомнить, посмотреть фотографии, заглянуть в его глаза хотя бы на экране. О нем нельзя говорить, как о человеке, который ушел в небытие. Он ушел в бессмертие.

Фото: предоставлены Новгородским музеем-заповедником

Новости – Великий Новгород, Новгородская область. Пароход. Онлайн

Родился 1 октября 1910 года в селе Молодовое, ныне Шаблыкинского района Орловской области, в семье крестьянина. Окончил неполную среднюю школу и индустриальный техникум в городе Константиновка Донецкой области. В 1926 - 1931 годах работал забойщиком шахты № 1 в Горловке и кочегаром на химическом заводе в городе Константиновка, одновременно учился в индустриальном техникуме. После окончания техникума, в 1931 - 1933 годах, учился в Одесском индустриальном институте. В октябре 1933 года по комсомольской путёвке поступил в 9-ю военную школу лётчиков в городе Харькове. После окончания школы с сентября 1936 года служил старшим лётчиком и командиром звена в 21-й отдельной истребительной эскадрилье в Забайкалье.

С 23 мая по 16 сентября 1939 года помощник командиpа эскадpильи 22-го истребительного авиационного полка лейтенант Н. В. Гpинёв участвовал в боях на реке Халхин - Гол. Совершил 157 боевых вылетов, пpовёл 25 воздушных боёв, сбил лично 4 и в гpуппе 6 вpажеских самолётов. Командуя pазведывательной эскадpильей, обнаpужил несколько аэpодpомов пpотивника и при штурмовке уничтожил на земле 4 самолёта.

17 ноябpя 1939 года за проявленный героизм и умелое командование эскадрильей удостоен звания Героя Советского Союза.

В 1940 - 1941 годах учился на курсах усовершенствования при Военно - Воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. С апреля 1941 года командовал 273-м истребительным авиационным полком.

До конца Великой Отечественной войны сражался на Калининском, Закавказском, Северо - Кавказском, Степном, Западном и 2-м Украинском фронтах, был командиром 518-го истребительного авиационного полка, а с августа 1942 года по октябрь 1945 года - старшим инспектором - лётчиком по технике пилотирования Управления 5-й Воздушной армии. Ранен в 1942 году в районе Керчи.

К маю 1945 года имел на своём счету 27 воздушных побед (с учётом боёв в Монголии). С 1945 года подполковник Н. В. Гpинёв - в отставке. Умер 28 апреля 1963 года в городе Сочи.

Hагpаждён оpденами: Ленина, Кpасного Знамени, Отечественной войны 1-й степени; медалями, орденом "За воинскую доблесть" МНР.

* * *

Николай Гринёв родился 1 октября 1910 года в селе Молодовое Шаблыкинского района Орловской области в семье крестьянина. Окончил семилетку. В 1926 - 1931 годах работал забойщиком шахты № 1 в городе Горловка, а затем кочегаром на химическом заводе в Константиновке. Одновременно учился в индустриальном техникуме в городе Константиновка Донецкой области, который окончил в 1931 года. Затем, по 1933 год, учился в Одесском индустриальном институте.

С 1933 года в рядах Красной Армии. По комсомольской путёвке был направлен в 9-ю Роганскую военную школу лётчиков в городе Харькове, которую окончил в 1936 году.

Сразу же после училища Николай, попал в Забайкалье. Служил старшим лётчиком, а затем командиром звена 21-й отдельной истребительной эскадрильи. Вспоминает генерал - майор авиации А. В. Ворожейкин, служивший в этот период в одной эскадрилье с Гринёвым:

"Длинный, худощавый лейтенант в выгоревшем шлеме и в изрядно поношенном реглане. Реглан ему явно короток, отчего фигура лейтенанта кажется ещё более нескладной. Он очень тощ, и в своей истёртой кожанке чем-то смахивает на огородное пугало".

С первых же дней, как только начались бои на Халхин - Голе, Гринёв летал всегда ведущим группы. На его счету было несколько одержанных побед. В полку его знали и ценили. Общительный, весёлый, прямой по характеру, он пользовался уважением лётчиков. И совсем не случайно, когда во второй половине июля 1939 года Военным советом 1-й армейской группы принималось решение о формировании отдельной разведывательной истребительной эскадрильи, он был назначен её командиром.

Эта первая в наших ВВС истребительно - разведывательная часть предназначалась для профессиональной воздушной разведки. До сих пор такую работу выполняли обычные самолёты - истребители и бомбардировщики, которые нередко становились лёгкой добычей японских истребителей.

В разведывательную эскадрилью Гринёва были отобраны лучшие лётчики из 3 полков. Комиссаром эскадрильи стал лейтенант Арсений Ворожейкин - прекрасный лётчик, обладавший спокойным, уравновешенным характером.

Эскадрилья расположилась на полевом аэродроме в непосредственной близости от реки Халхин - Гол. Истребители И-16 разместились полукругом на расстоянии 100 - 200 метров друг от друга и находились в полной боевой готовности. Связь со штабом ВВС армейской группы была прямая и поддерживалась бесперебойно. Помимо выполнения чисто разведывательных задач эскадрилья использовалась также для перехвата вражеских самолётов и в качестве резерва командования.

Гринёв вместе с начальником штаба эскадрильи капитаном Василием Борзяком разработали подробный план воздушной разведки. Весь район разведки (200 километров по фронту и 100 - в глубину) был разделён на участки. Участки были закреплены за звеньями. Каждое звено должно было 2 - 3 раза в день просматривать с воздуха подопечную территорию. Под особым наблюдением находились железнодорожные станции Хайлар, Халун - Аршан, Хандагай и дороги, ведущие от них к фронту.

План был утверждён командованием и точно выполнялся. Лётчики добывали ценные сведения о передвижении японских войск, производстве инженерных работ, местах сосредоточения резервов и базирования японской авиации. О результатах разведки Гринёв дважды в сутки докладывал командованию ВВС армейской группы.

Лётчикам эскадрильи Гринёва часто приходилось выполнять задачи при сильном противодействии со стороны противника, вступать в схватки с японскими истребителями. Так было, например, 20 августа - в первый день Халхингольской наступательной операции. До полудня эскадрилью держали в резерве, а затем подняли в воздух навстречу большой группе японских бомбардировщиков, приближавшихся к району боёв под прикрытием истребителей. Задача Гринёва и его лётчиков состояла в том, чтобы не допустить удара японских бомбардировщиков по наступавшим советско - монгольским войскам.

В плотном строю эскадрилья Гринёва шла навстречу колонне бомбардировщиков. Заметив опасность своим подопечным, японские истребители бросились наперерез нашим. Началась схватка. Замыкающее звено лейтенанта Анатолия Комосы было отрезано. Сам Гринёв вырвался из карусели и продолжал на полной скорости сближение с бомбардировщиками. Вместе с ним шли комиссар эскадрильи Арсений Ворожейкин и лётчик Игнатий Шинкаренко.

Положение неожиданно осложнилось: со стороны солнца на наших лётчиков свалилась новая группа японских истребителей. Враг настигал сзади и справа, намереваясь расстрелять в упор ведущее звено. Надо было принимать какое - то решение. Однако Гринёв, пренебрегая смертельной опасностью, не сворачивал с курса и, форсируя мотор, в порыве отчаянной и непреклонной решимости мчался на колонну бомбардировщиков. Втянув голову в плечи, прячась за бронеспинку от потянувшейся к его машине пулемётной трассы, Гринёв врезался в строй бомбовозов. Последовала короткая очередь по головному бомбардировщику. В воздухе раздался сильный взрыв, на землю посыпались бомбы.

Строй колонны японских бомбардировщиков был нарушен. От яростных атак наших истребителей они взрывались один за другим. Оставшиеся, побросав бомбы куда попало, повернули обратно и бросились наутёк. Преследуя их, Гринёв и Ворожейкин вогнали в сопку ещё один СБ-96.

Генерал - майор авиации А. В. Ворожейкин рассказывает:

"Я заметил японских истребителей, уже мчавшихся наперерез нашей эскадрилье. Началась лобовая атака. Самолёты, замыкавшие наш строй, были отрезаны. Чудом вырвавшись из возникшей карусели, мы с Гринёвым направились на бомбардировщики, но тут же со стороны солнца высыпало ещё с десяток японских истребителей. "Всё ! И нас скуют боем!"

Враг настигал сзади, сбоку, вот-вот начнёт расстреливать в упор! А Гринёв, не сворачивая, шёл на бомбардировщики, и я, держась рядом, видел, как готовится он к встрече с японскими пулями: втянул голову в плечи, утопил своё длинное тело в кабине, прячась за бронеспинку... Весь устремился вперёд, сосредоточился, чтобы лучше прицелиться... Нет сомнения: он погибнет, но не свернёт с курса. Сколько настойчивости у этого человека!..

Что было делать в тот момент, когда Гринёв, презрев смерть, рвался навстречу вражеским бомбардировщикам? Не оставляя своего места, я шёл справа от командира, а сверху на нас валился десяток японских истребителей. Русский человек по природе упрям и за жизнь свою бьётся упорно. Но, коль случилось попасть в переплёт, где решается судьба других людей, он забывает себя, становится до предела смел, и ради спасения товарищей может не задумываясь отдать свою жизнь. Так поступал сейчас мой командир Гринёв. А я следовал за ним, в порыве отчаянной, непреклонной решимости...

Не теряя больше ни мгновения, я бросился в лоб на ближайшее звено... Короткое замешательство среди вражеских истребителей, на которое я, собственно, и рассчитывал, произошло: одни стали тут же разворачиваться, чтобы зайти в хвост мне, другие, напротив, уклонились от атаки. Я взглянул в ту сторону, где должен был находиться командир, и успел заметить только, как он нырнул под строй бомбардировщиков. В следующий момент в воздухе раздался сильный взрыв, вспыхнуло пламя, посыпались бомбы - это подорвался от пуль Гринёва ведущий японских бомбардировщиков, разметав весь строй и принудив подчинённых поспешно освободиться от опасного груза...


За какие-то секунды картина боя резко изменилась: разрушив свои боевые порядки, японские бомбовозы, неуклюжие, большие, спешили скорее развернуться, чтобы спастись бегством, но, зажатые юркими И-16, метались, как блудливые коровы в чужом огороде. Несколько таких махин, пачкая небо сизо - чёрным дымом, свалились на землю. Ещё 3 бомбардировщика взорвались, подобно пороховым бочкам, и разлетелись красно - пёстрыми брызгами... А японские истребители, как только численное превосходство перешло на нашу сторону, бросили своих подзащитных и - наутёк. Однако в лучшем положении они не оказались: И-16 догоняли их на прямой и уничтожали. Трассирующие пули молниями полосовали небо, фейерверками раскрашивали синеву падающие самолёты противника. Беспомощно и слабо качались в воздухе парашютисты. Наши бойцы и командиры на земле ликовали при виде такою потрясающего зрелища, кидали в воздух каски и пилотки. Разгром врага - полный".

В одном из разведывательных полётов 23 августа Гринёв обнаружил большую колонну автомашин с пехотой, двигавшуюся к фронту из Хайлара. Он немедленно доложил об этом командованию и получил приказ держать противника под постоянным наблюдением. К вечеру Гринёв вместе с комиссаром Ворожейкиным поднялся в воздух в 3-й раз и установил, что японские резервы сосредоточиваются восточнее Больших Песков. Командование выдвинуло на угрожаемый участок 80-й полк 57-й стрелковой дивизии и батальон 6-й танковой бригады. Утром следующего дня японцы перешли в наступление. Это были части 14-й пехотной бригады, переброшенные на Халхин - Гол из резерва Квантунской армии. Через 2 дня они были разгромлены.

После того как 24 августа советско - монгольские войска замкнули кольцо вокруг халхингольской группировки противника, японское командование попыталось использовать транспортные самолёты в целях переброски окружённым частям боеприпасов и продовольствия. Первым это обнаружил Гринёв. Командование поставило перед ним задачу сорвать воздушные перевозки противника.

Задачу эскадрилья выполнила блестяще. В течение 25 и 26 августа лётчиками эскадрильи было уничтожено несколько транспортных самолётов противника, один из них сжёг на земле Гринёв. После этого полёты японских транспортных самолётов прекратились.

Потеряв в воздушных боях большую часть своих новых самолётов, японское командование бросило в бой все самолёты, находившиеся в Маньчжурии, в том числе устаревших конструкций.

В начале сентября эскадрилья Гринёва встретила около 20 тихоходных бипланов, похожих на наши Р-5, снятые с вооружения несколько лет назад. Эти бипланы пытались бомбить части 8-й монгольской кавалерийской дивизии, занимавшие оборону вдоль границы в районе высоты Хулат - Улайн - Обо. Все японские самолёты стали лёгкой добычей эскадрильи Гринёва.

Разведывательная эскадрилья Гринёва внесла значительный вклад в разгром японцев. В воздушных боях её лётчики уничтожили более 20 вражеских самолётов, не потеряв ни одного своего.

Сам лейтенант Н. В. Гринёв за время боёв на Халхин - Голе совершил 157 боевых вылетов, провёл 25 воздушных боёв, сбил 4 японских самолёта лично и 6 - в группе с товарищами. Штурмовыми действиями на аэродромах сжёг 4 вражеские машины. Был награждён орденом Красного Знамени (29.08.1939 года) и монгольским орденом "За воинскую доблесть" (10.08.1939 года).

В представлении лейтенанта Н. В. Гринёва к званию Героя Советского Союза указывалось:

"Лично сам сбил 4 истребителя... В бою показал себя как храбрый, бесстрашный лётчик. В последнее время командует разведывательной эскадрильей, где проявляет смелость, мужество и отвагу. Отыскал ряд аэродромов противника, сжёг на аэродроме противника 2 самолёта "Дуглас" и 2 лёгких бомбардировщика".

Отвага и смелость Гринёва в бою опирались на трезвый расчёт, знание обстановки, техники, своих сил и возможностей. В сочетании с высоким воинским мастерством это приносило ему неизменный успех.

17 ноября 1939 года Лейтенанту Гриневу Николаю Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль "Золотая Звезда" № 166.

В 1940 - 1941 годах учился на Курсах усовершенствования командного состава при Военно - Воздушной инженерной академии им. Жуковского. С апреля 1941 года командовал 273-м истребительным авиационным полком.

Богатый боевой опыт, полученный в небе Монголии, в полной мере был использован Гринёвым в годы Великой Отечественной войны. Сотни молодых лётчиков учились у него искусству побеждать врага.

Он участвовал в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня. Воевал на Калининском, Закавказском, Северо - Кавказском, Степном, Западном и 2-м Украинском фронтах. Был командиром 518-го истребительного авиационного полка. В 1942 году был ранен в районе города Керчь. С августа 1942 года по октябрь 1945 года был старшим инспектором - лётчиком по технике пилотирования Управления 5-й Воздушной армии.

Всего в 1939 - 1945 годах подполковник Н. В. Гринёв одержал лично и в составе группы 27 воздушных побед (возможно в это число входят и 4 самолёта, сожжёные на земле Монголии штурмовыми ударами).

С октября 1945 года - в отставке. Жил в городе Сочи.

Родился в семье крестьянина. Русский. Окончил семилетку. В 1926-31 гг. работал забойщиком шахты № 1 в г. Горловка, а затем кочегаром на химическом заводе в Константиновке. Одновременно учился в индустриальном техникуме в г. Константиновка Донецкой области, который окончил в 1931 г. В 1931-33 гг. учился в Одесском индустриальном институте.

В РККА с 1933 г. По комсомольской путёвке был направлен в 9-ю Роганскую военную школу лётчиков в г. Харькове, которую окончил в 1936 г. С сентября 1936 г. служил старшим лётчиком, а затем командиром звена 21-й отдельной истребительной эскадрильи Забайкальского военного округа. Член ВКП(б) с 1938 г.

Вспоминает генерал-майор авиации Ворожейкин, служивший в этот период в одной эскадрилье с Гриневым: «Длинный, худощавый лейтенант в выгоревшем шлеме и в изрядно поношенном реглане. Реглан ему явно короток, отчего фигура лейтенанта кажется еще более нескладной. Он очень тощ, и в своей истертой кожанке чем-то смахивает на огородное пугало».

Участвовал в боях у реки Халхин-Гол с мая 1939 г. Командовал эскадрильей 22-го истребительного авиаполка.

С июля 1939 г. командовал отдельной разведывательной эскадрильей. Совершил 157 боевых вылетов, провел 25 воздушных боев, сбил 4 самолета лично и 6 в группе. Летчики эскадрильи под его командованием сбили более 20 самолетов. Был награжден орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом «За воинскую доблесть» (10.08.39).

Лётчики отдельной разведывательной эскадрильи следили за передвижением японских войск, инженерными работами, а также аэродромами противника. Район разведки (200 км по фронту и 100 км - в глубину) был разделён на участки, которые были закреплены за звеньями. Каждое звено должно было 2-3 раза в день просматривать с воздуха свою территорию. Под особым наблюдением находились железнодорожные станции Хайлар, Халун-Аршан, Хандагай и дороги, ведущие от них к фронту. О результатах разведки комэска дважды в сутки докладывал командованию ВВС армейской группы.

В представлении лейтенанта Гринева к званию Героя Советского Союза указывалось: «Лично сам сбил 4 истребителя... В бою показал себя как храбрый, бесстрашный летчик. В последнее время командует разведывательной эскадрильей, где проявляет смелость, мужество и отвагу. Отыскал ряд аэродромов противника, сжег на аэродроме противника два самолета «Дуглас» и два легких бомбардировщика».

Ворожейкин рассказывает: «Я заметил японских истребителей, уже мчавшихся наперерез нашей эскадрилье. Началась лобовая атака. Самолеты, замыкавшие наш строй, были отрезаны. Чудом вырвавшись из возникшей карусели, мы с Гриневым направились на бомбардировщики, но тут же со стороны солнца высыпало еще с десяток японских истребителей. «Все! И нас скуют боем!» Враг настигал сзади, сбоку, вот-вот начнет расстреливать в упор! А Гринев, не сворачивая, шел на бомбардировщики, и я, держась рядом, видел, как готовится он к встрече с японскими пулями: втянул голову в плечи, утопил свое длинное тело в кабине, прячась за бронеспинку... Весь устремился вперед, сосредоточился, чтобы лучше прицелиться... Нет сомнения: он погибнет, но не свернет с курса. Сколько настойчивости у этого человека!..

Лучшие дня

Что было делать в тот момент, когда Гринев, презрев смерть, рвался навстречу вражеским бомбардировщикам? Не оставляя своего места, я шел справа от командира, а сверху на нас валился десяток японских истребителей. Русский человек по природе упрям и за жизнь свою бьется упорно. Но, коль случилось попасть в переплет, где решается судьба других людей, он забывает себя, становится до предела смел, и ради спасения товарищей может не задумываясь отдать свою жизнь. Так поступал сейчас мой командир Гринев. А я следовал за ним, в порыве отчаянной, непреклонной решимости...

Не теряя больше ни мгновения, я бросился в лоб на ближайшее звено... Короткое замешательство среди вражеских истребителей, на которое я, собственно, и рассчитывал, произошло: одни стали тут же разворачиваться, чтобы зайти в хвост мне, другие, напротив, уклонились от атаки. Я взглянул в ту сторону, где должен был находиться командир, и успел заметить только, как он нырнул под строй бомбардировщиков. В следующий момент в воздухе раздался сильный взрыв, вспыхнуло пламя, посыпались бомбы - это подорвался от пуль Гринева ведущий японских бомбардировщиков, разметав весь строй и принудив подчиненных поспешно освободиться от опасного груза...

За какие-то секунды картина боя резко изменилась… разрушив свои боевые порядки, японские бомбовозы, неуклюжие, большие, спешили скорее развернуться, чтобы спастись бегством, но, зажатые юркими И-16, метались, как блудливые коровы в чужом огороде. Несколько таких махин, пачкая небо сизо-черным дымом, свалились на землю. Три бомбардировщика взорвались, подобно пороховым бочкам, и разлетелись красно-пестрыми брызгами... А японские истребители, как только численное превосходство перешло на нашу сторону, бросили своих подзащитных и - наутек. Однако в лучшем положении они не оказались: И-16 догоняли их на прямой и уничтожали. Трассирующие пули молниями полосовали небо, фейерверками раскрашивали синеву падающие самолеты противника. Беспомощно и слабо качались в воздухе парашютисты. Наши бойцы и командиры на земле ликовали при виде такою потрясающего зрелища, кидали в воздух каски и пилотки. Разгром врага – полный».

17.11.39 г. лейтенанту Гриневу Николаю Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 166.

В 1940-41 гг. учился на Курсах усовершенствования командного состава при Военно-воздушной инженерной академии им. Жуковского. С апреля 1941 г. командовал 273-м истребительным авиационным полком.

Участвовал в Великой Отечественной войне с первого до последнего дня. Воевал на Калининском, Закавказском, Северо-Кавказском, Степном, Западном и 2-м Украинском фронтах. Был командиром 518-го иап. В 1942 г. был ранен в районе города Керчь. С августа 1942 г. по октябрь 1945 г. - старший инспектор-лётчик по технике пилотирования управления 5-й ВА.

Всего в 1939-45 гг. подполковник Гринев одержал 27 воздушных побед.

С октября 1945 г. - в отставке. Жил в городе Сочи.

Спасибо
KENT 28.04.2009 03:22:38

Спасибо большое этому человеку,как и всем которые беззаветно служили на благо своей Родины!!! Особенное спасибо ему за то,что он является моим дедом!!!




01.10.1910 - 28.04.1963
Герой Советского Союза


Г ринёв Николай Васильевич - командир эскадрильи 22-го Краснознамённого истребительного авиационного полка истребительной авиационной бригады 1-й армейской группы, лейтенант.

Родился 1 октября 1910 года в селе Молодовое ныне Шаблыкинского района Орловской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1938 года. Окончил неполную среднюю школу и индустриальный техникум в городе Константиновка Донецкой области Украины. В 1926-1931 годах работал забойщиком шахты № 1 в Горловке и кочегаром на химическом заводе в Константиновке, совмещая трудовую деятельность с учёбой в индустриальном техникуме. По окончании техникума, в 1931-1933 годах учился в Одесском индустриальном институте.

В Красной Армии с октября 1933 года. По комсомольской путёвке поступил в 9-ю военную школу лётчиков в городе Харькове, по окончании которой с сентября 1936 года служил на командных должностях в ВВС: старшим лётчиком и командиром звена в 21-й отдельной истребительной эскадрилье Забайкальского военного округа.

Участник боёв с японскими милитаристами на реке Халхин-Гол (Монголия) с 23 мая по 16 сентября 1939 года.

Помощник командира эскадрильи 22-го истребительного авиаполка (истребительная авиабригада, 1-я армейская группа) лейтенант Гринёв Н.В. провёл 25 воздушных боёв, сбил лично 4 вражеских самолёта и 6 в группе. Командуя разведывательной эскадрильей, обнаружил несколько аэродромов противника, уничтожил 4 самолёта.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1939 года за умелое командование авиаэскадрильей и проявленный личный героизм при выполнении воинского и интернационального долга лейтенанту Гринёву Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 166).

По возвращении на Родину Н.В. Гринёв в 1940-1941 годах учился на курсах усовершенствования офицерского состава при Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. С апреля 1941 года командовал 273-м истребительным авиационным полком.

Участник Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. Сражался с немецко-фашистскими захватчиками на Калининском, Закавказском, Северо-Кавказском, Степном, Западном и 2-м Украинском фронтах. Был командиром 518-го истребительного авиационного полка. Ранен в 1942 году в районе города Керчь. С августа 1942 года по октябрь 1945 года - старший ннспектор-лётчик по технике пилотирования управления 5-й воздушной армии.

С октября 1945 года подполковник Н.В. Гринёв - в отставке. Жил в городе Сочи.

Награждён орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Значительная часть материалов и фото Героя любезно предоставлены майором запаса Савончиком Владимиром Михайловичем (город Краснодар)

Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011)