Теменная афазия. Расстройство речи или амнестическая афазия

Афазия – это нарушение речи вследствие проблем с корковыми центрами речи в головном мозге. При этом нет нарушений слуха и полностью сохранен артикуляционный аппарат, то есть нет других анатомических причин для речевых расстройств. Наиболее часто афазия возникает при острых нарушениях мозгового кровообращения (), при , опухолях, инфекционно-воспалительных поражениях ткани головного мозга (). Таким образом, афазия является симптомом грозного неврологического заболевания. Давайте попробуем разобраться, чем же именно проявляет себя афазия, какие существуют ее разновидности и как ее диагностируют. Этим вопросам и посвящается данная статья.

Термин афазия был предложен еще в 1864 году А.Труссо, происходит от греческой приставки «а», обозначающей отрицание, и слова «phasis», что означает речь. С тех пор прошло много времени, изучены различные варианты нарушения речи (от полного отсутствия до незначительных, незаметных обычному человеку изменений), однако формулировка и по сей день остается именно такой.

Об афазии как о симптоме неврологического заболевания говорят, когда не страдает интеллект и изначально речь не была нарушена, то есть при условии нормального развития речи до болезни. Недоразвитие способности говорить с детства называется алалией, и это уже совершенно иное расстройство.


Разновидности афазии

Разновидностей афазии существует довольно много, все они обозначаются не совсем понятными неврологическими терминами. Вот в этой-то терминологии мы с вами и попробуем разобраться.

Все виды афазии условно можно разделить на три группы:

  • нарушение способности говорить;
  • нарушение способности понимать обращенную речь;
  • нарушение называния отдельных предметов.

Первая группа речевых расстройств заключается в проблемах с воспроизведением речи, то есть когда человек понимает, что нужно сказать, но не может (формулировка есть в голове, но она не воспроизводится речевым аппаратом либо воспроизводится с нарушениями). В медицине это обозначают следующим образом – нарушение экспрессивной речи.

Вторая группа представляет собой нарушение способности понимать смысл сказанного. Это обозначается, как нарушение импрессивной речи.

О третьей группе нарушений говорят, когда и понимание, и воспроизведение не страдают, но потеряна формулировка (матрица) слова в головном мозге. В этом случае человек осознает, например, что за предмет перед ним, что им делают, но не может его назвать. То есть при виде ложки он скажет: «Это то, чем едят и размешивают пищу».

Каждая из выше описанных групп нарушений речи подразделяется на дополнительные разновидности. Такая классификация основана на анатомическом принципе. Дело в том, что существуют четко определенные участки коры головного мозга, обеспечивающие отдельные виды речи. Все эти участки изучены, они идентичны у большинства людей. Соответственно, та или иная разновидность нарушения речи возникает при определенном расположении патологического процесса в головном мозге. Логическая цепочка довольно проста: такое-то нарушение речи – такое-то место патологии в головном мозге. На этом основывается диагностика места поражения головного мозга. Именно для этого врач и определяет разновидность афазии.

При нарушении экспрессивной речи возникает так называемая моторная афазия, при нарушении импрессивной речи – сенсорная афазия, при нарушении называния отдельных предметов – амнестическая. Поговорим о каждом виде афазии более подробно.

Моторная афазия

Такие больные понимают речь, однако у них возникают проблемы с ее воспроизведением.

Этот вид нарушения речи неоднороден по своей структуре. Моторная афазия делится на:

  • эфферентную моторную афазию;
  • афферентную (артикуляторную) моторную афазию;
  • динамическую моторную афазию.

Эфферентная моторная афазия возникает при локализации патологии в области заднего отдела нижней лобной извилины преобладающего полушария (левого у правшей и правого у левшей). Эта зона именуется зоной Брока, поэтому иногда эфферентную моторную афазию так и называют – афазия Брока. При поражении нейронов зоны Брока у человека нарушается слого- и словообразование, воспроизведение всех или отдельных звуков. В наиболее тяжелых случаях спонтанная речь утрачивается вообще, больной объясняется только мимикой и жестами.

Иногда вся речь больного – это словесные или слоговые остатки (например, «ба», «за»). Частным проявлением эфферентной моторной афазии может быть слово-эмбол, то есть одно единственное слово, которое может произнести больной. На любой вопрос он произносит только его.

При меньшей выраженности дефекта речь становится бедной, состоит преимущественно из существительных, кажется безграмотной ввиду отсутствия согласованности (нет ни падежей, ни родов, ни предлогов). Больной объясняется, как иностранец, плохо знающий язык. Например, «утро-доктор-обход». При этом больной полностью осознает свой речевой дефект и пытается помочь себе жестами.

Для эфферентной моторной афазии характерно зацикливание больного на частях слов. Например, Вы просите повторить больного слово «топор». Вместо целого слова человек произносит «то-то-то», не в состоянии произнести окончание слова.

Для этой разновидности афазии характерна путаница букв, причем отличных между собой по произношению. Например, вместо слова «мама» больной произносит «дама», вместо «работа» - «когорта» и так далее.

Еще одной особенностью эфферентной моторной афазии является нарушение чтения вслух.

Афферентная моторная афазия возникает при расположении патологического очага сзади от нижнего отдела задней центральной извилины преобладающего полушария (теменная доля). В таком случае у человека в головном мозге как бы разрывается связь между звуковым выражением отдельных букв и артикуляционными возможностями. Отличительной особенностью этой разновидности афазии является путаница близких по произношению звуков («б» и «п», «з» и «с», «г», «к», «х»), что извращает смысл сказанного. Например, вместо «на бумаге мы пишем», больной произносит «на тумаке мы пищим». Кроме того, больной не в состоянии выполнить простые языковые жесты, например, сложить язык трубочкой, положить язык между верхними зубами и верхней губой, поцокать языком. При этой разновидности моторной афазии также нарушается чтение.

Динамическая моторная афазия развивается при поражении передних и средних отделов нижней лобной извилины преобладающего полушария, то есть зоны, расположенной рядом с зоной Брока. Эта разновидность моторной афазии характеризуется уменьшением спонтанной речи, как бы снижением речевой инициативы. При этом больной в состоянии правильно артикулировать звуки, произносить все слова. Выявить подобные нарушения можно в спонтанной повествовательной речи, попросив больного рассказать о себе. Рассказ будет бедным, скудным, как бы замедленным. Необходимы дополнительные стимулирующие вопросы. В речи мало глаголов, прилагательных, отсутствуют междометия. Кажется, что больной неохотно вступает в контакт.

Сенсорная афазия


При сенсорной афазии больной утрачивает способность к пониманию речи.

Эта разновидность речевых нарушений подразделяется на две группы: чисто сенсорная и семантическая афазия.

Чисто сенсорная афазия возникает при поражении задних отделов верхней височной извилины преобладающего полушария, которая носит название центр Вернике. При этом речевом расстройстве больной утрачивает способность смыслового понимания звуков, слогов и слов. То есть слух полностью сохранен, но любые звуки кажутся нечленораздельными. Это как если бы с вами разговаривали на совершенно незнакомом языке.

При тяжелой сенсорной афазии человек полностью не понимает обращенную к нему речь, он не может выполнить даже простые словесные инструкции (например, «поднимите руки»). При более легких формах сенсорной афазии нарушается понимание отдельных похожих звуков. Например, человеку предлагают ответить на вопрос: «Где собирают урожай – на башне или на пашне?», «Краской красят забор или запор?». Если такого больного попросить повторить какое-либо слово, то он не сможет сделать это правильно (например, вместо «дочка» скажет «точка»).

Еще одной особенностью сенсорной афазии является полное непонимание своего дефекта, то есть больной не замечает ошибок в своей речи. Он уверен, что все произносит правильно, это окружающие его не понимают, поэтому часто обижается.

Помимо нарушения понимания обращенной речи, при сенсорной афазии вторично нарушается собственное произношение, поскольку утрачивается смысловой контроль над словами. Часто речь таких больных многословна, непоследовательна и совершенно бессмысленна. Такую ситуацию именуют «словесной окрошкой».

Кроме выше изложенного, сенсорная афазия характеризуется нарушением чтения и письма. Человек не понимает суть предложенного текста, а при письме заменяет одни буквы на другие (особенно под диктовку).

Семантическая афазия развивается при поражении нижнетеменной дольки превалирующего полушария. При этой разновидности речевых расстройств человек понимает обращенную речь, правильно произносит слова и даже выполняет инструкции. Но при этом нарушается понимание логических связей в речевых инструкциях. Например, если попросить больного нарисовать круг и квадрат, он это с легкостью выполнит, а если предложить ему нарисовать круг внутри квадрата, это вызовет затруднения. То есть временные и пространственные взаимоотношения нарушаются (в том числе смысл предлогов «под», «над», «за» и так далее). Также больной не сможет объяснить разницу в высказываниях по типу «мамина дочка» и «дочкина мама».

При семантической афазии развивается неспособность понимать переносный смысл сказанного, написанное между строк, пословицы и поговорки утрачивают всякий смысл.

Амнестическая афазия

Амнестическая афазия развивается при поражении нижневисочной области превалирующего полушария. Суть этой разновидности нарушения речи заключается в забывчивости. Человек не может вспомнить и произнести слово, обозначающее какой-то предмет, при этом отлично понимая, для чего предмет предназначен. Например, на спичку больной скажет «это то, чем зажигают». Если подсказать слово, назвав первый слог, то больной произнесет его (как бы вспомнив), но через минуту самостоятельно не сможет его повторить.

Спонтанная повествовательная речь таких больных содержит преимущественно глаголы, бедна на существительные. А вот чтение и письмо не нарушаются вообще.

Смешанная и тотальная афазии

В большинстве случаев у одного больного имеется несколько разновидностей нарушения речи одновременно, что связано с анатомической близостью зон контроля речи в головном мозге. Тогда говорят о смешанной афазии.

Еще существует понятие тотальной афазии, когда нарушены все виды речи одновременно. Обычно такая ситуация возникает при обширном инсульте, когда зона поражения захватывает почти всю лобно-височную область превалирующего полушария.


Как обнаружить афазию?

Для определения вида нарушения речи разработаны специальные методики. Существует даже отдельный специалист по нарушениям речи (афазиолог). В большинстве случаев обнаружением афазии в клинической практике занимается невролог. Он проводит ряд несложных тестов, по которым и устанавливается тот или иной вид речевых расстройств. Какие же это тесты? Давайте узнаем:

  • для исследования речи больного просят рассказать о себе. Простой сбор жалоб, таким образом, также является тестом на нарушение речи;
  • затем больного просят перечислить дни недели или месяцы, повторить отдельные звуки и слоги (похожие и отличающиеся между собой: «ш» и «щ», «ж» и «о», «рама-дама» и так далее);
  • дают любой текст и предлагают прочитать вслух, а затем пересказать прочитанное;
  • больному показывают известные предметы (стул, стол, дверь, ручку) и просят назвать их;
  • просят ответить на вопрос, содержащий слова, отличающиеся по произношению (например, «что гонит ветер – пыль или пыл?»);
  • предлагают объяснить смысл любой известной пословицы;
  • озвучивают инструкцию по выполнению какого-либо действия и просят ее выполнить (например, «дотроньтесь левой рукой до мочки правого уха»);
  • задают вопросы на понимание логико-грамматических конструкций («кто брат отца и отец брата?»), пространственно-временных соотношений («что наступает раньше: лето перед весной или весна перед летом?»);
  • предлагают нарисовать треугольник под квадратом, круг слева от треугольника и так далее;
  • просят написать свои паспортные данные (ФИО, возраст) и любую фразу, а также фразу под диктовку.

Этой группы довольно простых тестов обычно достаточно для обнаружения того или иного вида речевых расстройств. Как видим, методика проста и не требует никаких дополнительных инструментов или приборов, что является неоспоримым плюсом для диагностики.

Итак, афазия – это неврологический симптом какого-либо заболевания головного мозга. Она представляет собой либо расстройство произношения, либо расстройство понимания речи, либо и то, и другое вместе. Существует много разновидностей симптома, возникновение каждой из которых четко связано с определенным участком головного мозга. Для выявления недуга созданы специальные методики. Однако даже на обычном амбулаторном приеме с помощью простых тестов можно обнаружить ту или иную разновидность афазии.

Познавательное видео на тему «Виды афазии»:

Видеоурок на тему «Восстановление речи при афферентной афазии»:

Видеоурок на тему «Восстановление речи при эфферентной афазии»:


116. При поражении правого полушария головного мозга у правшей возникают корковые речевые расстройства:

2.Алексии

3.Не возникают

117. У больных с сенсорной афазией нарушено:

1.Понимание речи

3.Воспроизведение речи

118. У больного с амнестической афазией нарушена способность:

1.Описать свойства и назначение предмета

2.Дать название предмета

3.Определить предмет при ощупывании

119. У больного с апраксией нарушены целенаправленные действия по причине:

2.Нарушения последовательности и схемы действия

3.Нарушения скорости и плавности действия

120. При поражении левой лобной доли возникает афазия:

1.Моторная

2.Сенсорная

3.Амнестическая

121. При поражении корковых речевых центров возникает:

2.Анартрия

122. При поражении левой угловой извилины возникает:

1.Аграфия

2.Алексия

123. При поражении левой надкраевой извилины возникает:

2.Аграфия

124. Зрительная агнозия наблюдается при поражении:

1.Зрительного нерва

2.Затылочной доли

3.Зрительной лучистости

125. Слуховая агнозия наблюдается при поражении:

1.Слухового нерва

2.Височных долей

3.Корковой зоны Вернике

126. При поражении левой височной доли возникает:

1.Моторная афазия

2.Сенсорная афазия

3.Амнестическая афазия

Ответ: 2, 3

127. При поражении теменной коры правого полушария мозга возникает:

1.Анозогнозия

2.Псевдомелия

4.Алексия

5.Аутотопагнозия

Ответ: 1, 2, 5

128. При поражении теменной коры левого полушария мозга возникает:

1.Моторная афазия

2.Акалькулия

4.Алексия

5.Агнозия

Ответ: 2, 3, 4

129. При поражении левой лобной доли нарушается:

3.Экспрессивная речь

Ответ: 1, 3

130. При поражении левой теменной доли возникает апраксия:

1.Идеаторная

2.Моторная

3.Конструктивная

Ответ: 1, 2, 3

Установить соответствие:

131. Вид афазии: Клинические проявления в виде нарушения:

1.Моторная А.называния предметов

2.Сенсорная Б.понимания загадок, логико-грамматических

3.Амнестическая конструкций

В.построения фразовой речи

Г.понимания простых инструкций

Д.узнавания предметов

Ответ: 1 - В. 2 - Б,Г. 3 - А.

132. Вид афазии: Расстройство речи:

1.Моторная А.парафазии

2.Сенсорная Б.словесный эмбол

3.Амнестическая В."словесный салат"

Г.неправильное называние предметов

Д.дизартрия

Ответ: 1 - А,Б. 2 - А,В. 3 - Г.

133. Локализация поражения: Симптом:

1.Надкраевая извилина А.моторная афазия

2.Зона Брока Б.сенсорная афазия

3.Зона Вернике В.апраксия

Г.амнестическая афазия

Ответ: 1 - . 2 - А. 3 - Б.

134. Локализация поражения: Симптом:

1.Средняя лобная извилина А.амнестическая афазия

2.Верхняя височная извилина Б.аграфия

3.Угловая извилина В.астереогноз

Г.алексия

Ответ: 1 - Б. 2 - А. 3 - Г.

135. Локализация поражения: Симптом:

1.Нижняя теменная долька А.моторная афазия

2.Зона Брока Б.астереогноз

3.Угловая извилина В.акалькулия

Г.аграфия

Ответ: 1 - Б. 2 - А. 3 - В.

Расстройства вегетативной нервной системы

Выбрать один правильный ответ:

136. При поражении диэнцефальной области возникает:

1.Нарушение походки

2.Нарушение терморегуляции

137. При поражении симпатического ствола возникают:

1.Эпилептические припадки

2.Вазомоторные нарушения

3.Нарушения сна

138. При поражении диэнцефальной области возникают:

1.Нарушения сна

3.Нарушения чувствительности

139. При поражении гипоталамической области возникают:

1.Вегетативные пароксизмы

2.Сегментарные вегетативные нарушения

3.Нарушения чувствительности

140. Для поражения солнечного сплетения характерно:

1.Боли в области пупка

2.Полиурия

3.Мидриаз

Выберите все правильные ответы:

141. Для височной эпилепсии характерны признаки:

1.Ощущение "уже виденного"

2.Обонятельные галлюцинации

3.Висцеральные кризы

4.Расстройства чувствительности по сегментарному типу

5.Отсутствие брюшных рефлексов

Ответ: 1, 2, 3

142. Для поражения гипоталамической области характерно:

1.Нарушение терморегуляции

2.Гемипарез

3.Гемианестезия

4.Нарушения сна и бодрствования

5.Нейроэндокринные расстройства

6.Повышение артериального давления

7.Нарушения сердечного ритма

8.Гипергидроз

Ответ: 1, 4, 5, 6, 7, 8

143. Для поражения гипоталамической области характерно:

1.Вегетососудистые пароксизмы

2.Нарушения потоотделения

3.Несахарный диабет

4.Парез лицевого нерва

5.Гипалгезия по проводниковому типу

6.Нарушения в эмоциональной сфере

7.Бессонница

8.Нейродермиты

Ответ: 1, 2, 3, 6, 7, 8

144. Для поражения звездчатого узла характерно:

1.Нарушения сердечного ритма

2.Жгучие боли в области половины лица, шеи и верхней конечности

3.Парезы рук

4.Нарушение адаптации к боли

5.Патологические симптомы

6.Отеки в области половины лица, шеи и верхней конечности

7.Трофические нарушения кожи верхней конечности и половины лица

8.Вазомоторные нарушения в области половоины лица

Ответ: 1, 2, 4, 6, 7, 8

145. Для синдрома Горнера характерны:

1.Экзофтальм

4.Энофтальм

5.Диплопия

6.Мидриаз

Ответ: 2, 3, 4

146. К общемозговым симптомам относятся:

1.Головная боль

2.Гемипарез

3.Джексоновская эпилепсия

4.Несистемное головокружение

6.Генерализованный судорожный припадок

Ответ: 1, 4, 5, 6

147. К очаговым неврологическим симптомам относятся:

1.Головная боль

2.Гемипарез

4.Джексоновская эпилепсия

5.Нарушение сознания

6.Нарушение координации

Ответ: 2, 4, 6

148. Менингеальные симптомы:

1.Кернига

4.Ригидность мышц затылка

5.Бабинского

6.Брудзинского

Ответ: 1, 4, 6

149. Признаки гипертензионного синдрома:

1.Головная боль в утреннее время

2.Головная боль в вечернее время

3.Брадикардия

4.Застойный диск зрительного нерва

5.Первичная атрофия диска зрительного нерва

Ответ: 1, 3, 4

150. Для синдрома Броун-Секара характерно:

1.Центральный парез на стороне поражения

2.Центральный парез на противоположной стороне

3.Нарушение глубокой чувствительности на стороне поражения

4.Нарушение глубокой чувствительности на противоположной стороне

5.Нарушение болевой чувствительности на стороне поражения

6.Нарушение болевой чувствительности на противоположной стороне

Навигация

По сравнению с другими формами речевых расстройств амнестическая афазия не так сильно снижает качество жизни заболевшего человека. Но и это состояние представляет определенную угрозу для пострадавшего. Во-первых, нарушение не возникает само по себе, а является лишь проявлением поражения тканей головного мозга. Оно может сопровождать развитие опасного для здоровья и жизни пациента заболевания. Во-вторых, по мере прогрессирования патологии ухудшается психоэмоциональный настрой человека, у него возникают проблемы с социализацией. Наконец, амнестическая форма расстройства редко встречается обособленно, обычно она идет в комплексе с другими афазиями.

Нарушение является лишь проявлением поражения тканей головного мозга, по мере прогрессирования патологии ухудшается психоэмоциональный настрой человека.

Что такое амнестическая афазия

Все разновидности афазий возникают в результате снижения функциональности тканей коры или вещества головного мозга в месте расположения отделов, отвечающих за формирование речи. Это может происходить под влиянием внешних факторов, внутренних процессов, органических поражений ЦНС. Афазия амнестическая становится результатом нарушений, захватывающих границу на стыке височной, теменной и затылочных областей в левом полушарии мозга. Как становится ясно из названия патологии, она протекает с определенными проявлениями амнезии.

Амнестическая афазия считается одним из самых легких речевых расстройств. Ее течение сопровождается минимальной потерей контроля пациента над высшими функциями его нервной системы. Клиническая картина патологии довольно размытая, иногда больной и его близкие даже не замечают наличия проблем. Для расстройства характерна утрата способности быстро подбирать слова для устного выражения мыслей. Во время спонтанной речи пациент забывает названия предметов, но может их описывать. Это в какой-то мере осложняет его взаимодействие с окружающими.

При амнестической афазии у пострадавшего не нарушена артикуляция, не снижен уровень интеллекта. У него сохраняется привычная острота слуха. Со стороны подача таким человеком информации выглядит несколько странно. Он использует мало существительных, плохо подбирает глаголы, оперирует в основном пространными описаниями.

Во время спонтанной речи пациент забывает названия предметов, но может их описывать.

Причины

На органическом уровне амнестическая афазия возникает из-за нарушения связи между несколькими анализаторами посредством передачи клетками нервных импульсов. В зависимости от типа провоцирующего фактора расстройство может проявиться резко или развиваться постепенно.

Внезапное появление очевидных признаков амнестической афазии может быть результатом таких патологий:

  • ишемический или геморрагический инсульт, тромбоз церебральных сосудов;
  • тяжелые черепно-мозговые травмы, особенно открытого типа;
  • стремительное развитие ряда психопатий;
  • отравление ядами, наркотическими средствами, алкоголем, медикаментами.

Постепенное развитие амнестической афазии с нарастанием клинической картины характерно для формирования опухолей в головном мозге, сосудистых заболеваний. Также причиной может стать инфекционный или воспалительный процесс, затрагивающий вещество или оболочки мозга.

Речевые расстройства нередко сопровождают развитие дегенеративных процессов в ЦНС, например, при болезни Альцгеймера.

Черепно-мозговые травмы легкой или средней степени тяжести тоже представляют опасность. Амнестическая афазия может стать их отсроченным осложнением, особенно, если в остром периоде у пострадавшего отмечались проблемы с памятью.

Неврологи выделяют ряд факторов, повышающих вероятность развития нарушения. В группе риска находятся пожилые люди, лица с наследственной предрасположенностью к перечисленным выше патологиям. Опасность представляют и общие болезни: атеросклероз, гипертония, ИБС, сахарный диабет, пороки сердца, мигрень или эпилепсия в анамнезе.

Симптоматика и проявления

В 90% случаев амнестическая афазия протекает мягко, из-за чего ее клиническая картина выражена слабо. Иногда симптомы патологии замечает только медицинский работник, вынужденный по каким-то другим причинам общаться с пациентом в течение длительного времени. Очень редко лица с этой формой речевого расстройства сами обращаются к неврологу по причине проблем с социализацией или эмоционального дискомфорта.

В 90% случаев амнестическая афазия протекает мягко, из-за чего ее клиническая картина выражена слабо.

Амнестическая афазия определяется по таким признакам:

  • пострадавший хорошо разбирается в предметах, их описании, свойствах и функциях, но при этом не может вспомнить названия объектов;
  • речь больного построена на использовании одних и тех же слов, фраз, словосочетаний. Иногда это приводит к коверканию предложения в плане логики или грамматики;
  • снижение памяти нередко распространяется на имена собственные;
  • иногда в изложении информации проскакивают неправильно употребленные слова, паузы. Может снижаться темп речи;
  • высказывания содержат минимум существительных и однотипные глаголы.

При амнестической афазии не страдает артикуляция, сохраняются способности к чтению и письму. В зависимости от типа заболевания, поразившего головной мозг, у пациента будут присутствовать общие или неврологические симптомы. Нередко этот тип нарушения речи дополняется другими формами патологии.

Диагностика

В силу особенностей течения амнестическая афазия нередко остается незамеченной до появления более очевидных признаков поражения ЦНС. При любом подозрении на речевое расстройство, затрагивающее свойства памяти, необходимо посетить невролога. Специалист соберет анамнез, проверит рефлексы, проведет базовые тесты для оценки функциональности областей головного мозга, отвечающих за речь. На наличие проблем с сфере неврологии могут указать такие симптомы, как асимметрия лица, мышечная слабость, судорожные подергивания мышц и многое другое.

Факт наличия или отсутствия речевых нарушений проверит логопед. Диагностика в обязательном порядке должна включать обследования, направленные на выявление причины амнестической афазии. В этом помогут МРТ, КТ, люмбальная пункция, рентген черепной коробки, УЗИ церебральных сосудов, лабораторные исследования крови. Наличие у пациента проявлений речевого расстройства позволит понять, в какой части головного мозга сосредоточен очаг заболевания.

Лечение

Амнестическая афазия – это только одно из последствий поражения ЦНС. Для избавления от состояния необходимо устранить его причину, выступающую в качестве провокатора. В зависимости от типа и степени тяжести заболевания головного мозга терапия может ограничиться консервативными подходами или включить оперативное вмешательство.

Лечение, направленное на борьбу с самим нарушением речи, основывается на приеме больным медикаментов, посещении им сеансов физиотерапии и занятий с логопедом. Подбирать подходящие препараты может только врач. Обычно упор делается на применение ноотропов, антигипоксантов, сосудорасширяющих средств, нейропротекторов, витаминов. Воздействие на проблему должно быть комплексным, систематическим, с учетом особенностей ситуации. Не стоит ограничивать свое лечение сеансами с логопедом – предложенные им упражнения рекомендуется выполнять в домашних условиях, заручившись поддержкой близких. Только в этом случае можно рассчитывать на появление признаков положительной динамики и минимальный риск рецидива.

Практика показывает, что амнестическая афазия у пациентов более молодого возраста может быть вылечена за несколько месяцев. Средние показатели по достижению стойкого лечебного эффекта колеблются в пределах 2-5 лет. Пожилые люди редко полностью избавляются от проявлений патологии, но и в их случае можно добиться притупления тревожных симптомов.

Выполнила:

Дубровская Ю.Ф.

Магнитогорск, 2017

1. Понятие амнестической афазии 3

2. Причины возникновения амнестической афазии 4

3. Лечение амнестической афазии 14

4. Список литературы 15

1. Понятие амнестической афазии

Амнестическая афазия – речевое расстройство, заключающееся в нарушении номинативной функции речи. Больные затрудняются в актуализации слова-наименования для предъявляемого объекта. Нарушения называния могут проявляться в удлинении нарушены). Амнестическая афазия наблюдается при повреждении теменно-височных и теменно-затылочных отделов доминантного полушария (Trousseau, 1864; Bateman, 1898).

Синоним: Афазия номинантная (лат. Nomina – назания, имена).

Амнестическая афазия проявляется нарушением способности называть предметы при сохраненной возможности их охарактеризовать; при подсказывании начального слога или буквы больной вспоминает нужное слово. Возникает при повреждении полей 37 и 40 (нижних и задних отделов теменной и височной областей). Как правило, сочетается с нарушением зрительных представлений. Больной описывает предмет, хорошо понимая его значение (на просьбу назвать ручку отвечает: «Это то, чем пишут»). В речи больного с амнестической афазией мало существительных и много глаголов.

2. Причины возникновения амнестической афазии

Если говорить о причинах развития данного патологического процесса, то к ним следует отнести сосудистые поражения головного мозга), опухоли, травмы, инфекционные заболевания (энцефалит, лейкоэнцефалит), болезнь Пика. Принято различать сенсорную, моторную, амнестическую, динамическую и семантическую афазии. В данной реферате мы уделим внимание амнестической афазии.

Наблюдается амнестическая афазия при повреждении задних отделов теменно-височной области левого полушария, главным образом угловой извилины (поля 37 и 40), и проявляется невозможностью называть предметы. При этом больной может правильно высказаться об их назначении (например, когда обследующий просит назвать демонстрируемый карандаш, больной заявляет: «Ну это то, чем пишут», и обычно стремится показать, как это делается). Подсказка помогает ему вспомнить нужное слово, обозначающее название предмета, при этом он может повторить это слово. В речи больного амнестической афазией мало существительных и много глаголов, при этом активная речь беглая, сохранено понимание как устной, так и письменной речи. Возможен сопутствующий гемипарез, на стороне субдоминантного полушария нехарактерен.



Затруднения в назывании предметов - единственный центральный симптом. Механизм этого нарушения лежит не в сфере сенсорных или моторных нарушений и не в сфере нарушения оптической памяти. Нарушение выбора слов, всплывших в сознании больного, по Лурия, является основным механизмом нарушения называния предметов.

Диагностика клинической формы амнестической афазии представляет значительные трудности. Спонтанная и диалогическая речь больных этой группы практически сохранена: фразовая, развернутая, без аграмматизма, хотя иногда можно отметить некоторое преобладание глаголов и других частей речи по сравнению с существительными. Затруднения в подборе нужных слов, которые выявляются при длительном общении, больные пре одолевают, используя речевые штампы и повторение сказанного. Автоматизированная и отраженная речь сохранена. Объем удержания речевого ряда на слух в пределах средней нормы - 5-6 слов. Понимание ситуативной речи и простых заданий хорошее. Отчуждение смысла слов часто отсутствует даже в сенсибилизированных пробах. Понимание сложных логико-грамматических конструкций не нарушено или нарушено очень легко. Трудности возникают при назывании сравнительно редко употребляемых в речи предметов и частей тела, проявляются также увеличением времени припоминания названия объекта. Часто встречаются вербальные парафазии и замена номинации указанием на назначение предмета. Литеральные парафазии отсутствуют. Подсказка и контекст помогают вспомнить слово. Письменная речь при амнестической афазии обычно не страдает, если очаг поражения не распространяется и не захватывает затылочно-теменные отделы левого полушария. В этом случае могут возникнуть специфические расстройства чтения и письма - оптическая литеральная алексия (неузнавание отдельных букв) или оптическая вербальная алексия (неузнавание слов), либо та и другая вместе, а также нарушение письма, связанное с нарушением зрительно-пространственного гнозиса.

Амнестическая афазия всегда сочетается с теменной симптоматикой, вследствие чего в клинике ее иногда называют "теменной амнестической афазией". Чаще всего это синдром Герстма - нанарушение счета, ориентировки в правом-левом, пальцевая агнозия и нарушение позы пальцев. Часто обнаруживаются нарушения схемы тела, конструктивного праксиса.

Указанный синдром обычно связывают с поражением задненижних отделов височной области и задненижних отделов теменной области левого полушария головного мозга (у правшей).

Описано шесть форм афазии по классификации А. Р. Лурии. В его классификации имеется еще одна - седьмая форма афазии - амнестическая, возникающая при поражении задневисочных - теменно-затылочных отделов мозга. В этих случаях затруднения в назывании предметов являются единственным и центральным симптомом. Механизм этого нарушения лежит не в сфере сенсорных или моторных нарушений, а в сфере нарушения оптической памяти. До сих пор механизм этой формы афазии мало изучен.

В течение многих десятилетий учение об амнестической афазии оставалось одной из наименее ясных глав неврологии. Дефект припоминания нужного слова-наименования предмета является одним из наиболее рано описанных симптомов (или форм) афазии, которые возникают при поражении теменно-затылочных отделов левого (доминантного) полушария. Клиническая картина амнестической афазии была описана многими авторами еще в XIX веке и начале XX века (Вернике, 1872; Лотмар, 1919, 1935; Иссерлин, 1932; Гольдштейн, 1926). Явления этой формы афазии, внешне во многом напоминающие нарушения вербальной памяти, в действительности, как показали дальнейшие исследования, имеют более сложный механизм нарушения. Изучение амнестической афазии поставило перед исследователями ряд вопросов, по которым долгие годы шла дискуссия: каковы природа и механизмы нарушения называния, каков симптомокомплекс, характеризующий чистую «amnesia verbalis», самостоятельная ли это форма афазии и т. д.? Эти вопросы и по сей день остаются дискуссионными. Крупнейшие неврологи XIX столетия при объяснении природы амнестической афазии и механизмов нарушения называния исходили из понятий узкого локализационизма, господствовавшего в то время в психологии, и с позиций ассоциационизма в понимании речи. Слово в то время рассматривалось как связь (ассоциация) звукового комплекса со зрительным образом предмета, а актуализация слова-названия предмета - как простое припоминание этой связи. К. Вернике, А. Лихтгейм, Д. Куссмауль и др. считали амнестическую афазию следствием нарушения связей между «центрами моторных и сенсорных образов слова» и «центром понятий», а К. Клейст и С. Хеншен полагали, что нарушение номинативной функции речи есть результат распада «центра памяти слов». Исследователи более позднего периода (первая четверть XX века) в трактовке амнестической афазии исходили уже из позиции гештальтпсихологии и рассматривали ее как следствие нарушения «категориального» мышления; именно поэтому, по их мнению, у больных с амнестической афазией нарушается оперирование со словом как с символом.

Наиболее распространенной в свое время была теория К. Гольдштейна, который относил процесс называния, в отличие от фразовой речи, к абстрактному виду деятельности. Он писал, что у больных «…слова перестают быть абстрактными символами идей, утрачивается абстрактная установка». И далее: «Мы пришли к заключению, что трудности нахождения слов у этих больных есть только выражение нарушения абстрактного» (Goldstein, 1948. С. 258).

Позиция отечественных исследователей в этом вопросе резко противоположна взглядам К. Гольдштейна, Л. С. Выготский полагал, что у подобных больных нарушен скорее путь от абстрактного к конкретному, чем наоборот. Исследования А. Р. Лурии (1969) показали, что дефекты называния являются следствием нарушения избирательности в системе вербальных связей, т. е. у больного при задаче назвать данный предмет (явление, объект) всплывает одновременно несколько альтернатив, которые становятся у него равновероятными. Нарушение выбора слова из нескольких слов, всплывших в сознании больного, по А. Р. Лурии, и является основным механизмом нарушения называния при амнестической афазии.

В. М. Коган (1962), также много занимавшийся этой проблемой, выводит амнестические расстройства из дезорганизации связей внутри речевой системы. Эта дезорганизация, по его мнению, может создаваться при затруднениях либо в области словесно-наглядных представлений, либо в области многозначности слова. Основным механизмом нарушения называния он считает жесткую направленность больного на один тип связей слова с предметом, неумение переключаться с одного способа поиска на другой.

Е. Д. Маркова (1961), исследуя клинику и патофизиологию нарушения называния при амнестической афазии, обнаружила, что в основе этого дефекта лежат нарушения межанализаторных связей, т. е. трудности в назывании возникают при подаче сигнала как через слуховой, так и через зрительный и тактильный анализаторы.

Афазия относится к неврологическим патологиям, при которых нарушается речь, но отсутствуют расстройства артикуляционного аппарата и слуха. Причины афазии кроются в нарушении мозгового кровообращения при инсультах, травмах, наличии опухолей и органических поражениях головного мозга. Отличительной чертой патологии является полное сохранение интеллекта и отсутствие нарушений речи в прошлом.

Афазия относится к приобретенным заболеваниям. В медицинской практике принято выделять несколько разновидностей отклонения, которые группируются в три основные категории:

§ частичное нарушение, при котором теряется возможность произносить названия определенных вещей (например, человек видит предмет, понимает его предназначение, но потеряна способность его назвать);

§ экспрессивное нарушение при котором теряется возможность воспроизводить речь (человек все понимает, но сказать не может);

§ импрессивное нарушение, при котором идет потеря способности понимать обращенную речь.

Разновидность афазии определяется тем участком головного мозга, в котором произошли изменения. Например, эфферентная моторная афазия - это патология экспрессивной речи (воспроизведения в целом), а амнестическая - нарушение воспроизведения отдельных названий.

Данное отклонение характерно в случае поражения нижней доли височной области доминирующего полушария. Название говорит само за себя: человеку трудно вспомнить название предмета, хотя хорошо при этом понимает его предназначение. Пример: он видит тарелку, знает, что из нее едят, но произнести название не может. Если помощник даст ему подсказку, то больной способен повторить слово, но в дальнейшем - снова забывает. Для речевых конструкций характерно отсутствие числительных и обилие глаголов. Читать и писать человек способен, как и раньше. Чаще всего причинами амнестической афазии становятся инсульты, органические поражения мозга и злокачественные опухоли.

Условно амнестическую афазию можно разделить на два типа:

§ акустико-мнестическую, при которой повреждается связь между памятью и слухом. В разговорной речи больной пропускает существительные, заменяет слова, разговор ведет медленно, без интонаций;

§ оптико-мнестическую, для которой характерно нарушение связи между зрением и центром памяти. Речь такого человека беглая, но в ней много замен понятий.

В чистом виде эти два типа афазий встречаются редко, чаще всего идет сочетание разных.

Невролог или афазиолог может предложить человеку пройти несколько несложных тестов, чтобы определить наличие и степень нарушений. К методам диагностики относятся:

§ просьба к пациенту рассказать о себе;

§ просьба повторить за специалистом ряд похожих по звучанию слов;

§ просьба перечислить дни недели, месяцы в году;

§ ответы на простые вопросы (назвать предметы, дать определение явлениям);

§ анализ возможности выполнить несложные просьбы;

§ чтение текста;

§ диктант;

§ анализ понимания грамматических конструкций, смысла пословиц.

Как дополнительные методы диагностики применяются энцефалография, магнитно-резонансная томография, ангиография.

По результатам таких простых тестов специалисту несложно поставить правильный диагноз и подобрать способы восстановления.

Речь является одной из форм высшей нервной деятельности человека, посредством которой люди общаются между собой. Расстройства этой функции мозга встречаются при различных ситуациях, связанных с тяжелыми неврологическими заболеваниями и повреждениями. В том случае, если у человека произошла частичная или полная утрата уже сформировавшейся речи, говорят о таком симптоме, как афазия. Изучение этого неврологического расстройства было начато еще в позапрошлом веке, но до сих пор остается ряд вопросов и тем для обсуждения ученых. В зависимости от поражения той или иной зоны коры головного мозга речевые нарушения могут проявляться по-разному, поэтому выделяют несколько основных видов афазий. Одним из относительно легких нарушений речи считается амнестическая афазия. В чем особенность этого неврологического симптома? Общие сведения Амнестическую афазию можно считать нарушением речи с минимальными потерями. В этом случае больной лишается способности быстро подбирать в разговоре нужное слово, забывает названия предметов, хотя может их описать, что затрудняет выражение мыслей и общение с окружающими. При этом у человека нет нарушения интеллекта и артикуляции, а слуховые данные сохранены. Такое состояние является симптомом поражения височно-теменно-затылочной области левого полушария. У всех больных с данным расстройством выявляется угнетение функционирования данной зоны коры головного мозга и снижение объема слухоречевой и (или) зрительной памяти. Некоторые специалисты используют термин амнестическая афазия для объединения двух разновидностей речевых нарушений. К ним относятся: акустикомнестическая афазия наблюдается при поражении средней височной извилины и патологического действия на зону слухового анализатора, в основе лежит сокращение объемов слухоречевой памяти; оптиконестичекая афазия - возникает при поражении соседних отделов височной и затылочной долей в левом полушарии, в отличие от предыдущей формы у больного не нарушается слуховое восприятие имен существительных, а страдают зрительные представления о предметах.

Откуда берется проблема

Основными причинами появления афазии являются заболевания или травматические повреждения, которые приводят к нарушению проведения нервного импульса к зрительному анализатору. Проблема может быть в центрах коры головного мозга или проводящих путях. В зависимости от причины речевые расстройства могут иметь постепенное развитие или быстрое течение. В первом случае в этиологии преобладают следующие состояния: опухолевые образования в соответствующем отделе головного мозга; инфекционные процессы (энцефалит, менингит); заболевания воспалительной природы (абсцесс мозга); длительно существующие патологические состояния, приводящие к приобретенным сосудистым или дегенеративным изменениям (болезни Альцгеймера, Пика). Быстрое развитие амнестической афазии встречается в следующих случаях:

Острые нарушения церебрального кровообращения (инсульты, тромбозы сосудов);

Травмы головы с выраженной спутанностью сознания при повреждении мозга;

Инфаркты;

Некоторые психические состояния.

Предрасполагающими для развития афазии факторами считаются: пожилой и старческий возраст; наследственная предрасположенность; общие заболевания (атеросклероз сосудов, ИБС, пороки сердца, гипертоническая болезнь, эпилепсия, частые атаки мигрени).

Амнестическую форму афазии бывает достаточно трудно распознать и диагностировать при первичном осмотре больного. У таких людей нет нарушения диалоговой речи, в том числе спонтанной, они строят фразы правильно, без грамматических ошибок, однако в их разговоре превалируют глаголы и практически отсутствуют существительные.

Характерными также являются следующие речевые особенности: множественные повторения одних и тех же слов в спонтанной речи; затрудненный поиск нужного названия предмета или события; замена слова описанием его внешнего вида и функций; отсутствие моторных нарушений (нет трудностей с произношением звуков), правильная артикуляция; сохранение навыков чтения и письменной речи (правильно называет нужное слово, если видит его графическое изображение); есть феномен отчуждения смысловой нагрузки слова при его правильном повторении. Чаще всего амнестическая афазия является симптомом какого-то грозного заболевания или состояния, поэтому в клинике могут присутствовать и другие неврологические проявления, например, сопутствующий гемипарез. Выраженность клинических признаков может иметь разную тяжесть в зависимости от таких факторов, как: локализация очага поражения и его размеры; причина заболевания (например, инсульт характеризуется более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз сосудов); возраст пациента (у молодых людей больше возможностей для скорого и полного восстановления речи); наличие сопутствующих тяжелых заболеваний; особенности компенсаторных возможностей организма. Амнестическая афазия в чистом виде встречается реже смешанных форм, например, сочетания сенсорной и моторной афазий на фоне забывчивости слов при опухолях мозга или сосудистых заболеваниях.

Принципы лечения Терапия подобных состояний проводится после осмотра и обследования больного с применением таких методов, как МРТ или КТ, ангиография, УЗИ сосудов головного мозга и т.д. Выбор метода лечения зависит от типа нарушения проведения импульса к анализатору. При выявлении непосредственной причины речевого расстройства проводится ее устранение оперативным путем (при опухолях, абсцессах мозга) или консервативными методами. Инсульты требуют немедленного и интенсивного вмешательства. Воспалительные и инфекционные процессы подлежат антибактериальной, гормональной и другим видам терапии по ситуации. Восстановление речевых функций обычно подразумевает участие логопеда, невролога и психиатра, это может длиться годами. Для каждого пациента подбирается индивидуальная комплексная программа, состоящая из медикаментозного лечения, занятий с логопедом, лечебной физкультуры и других мероприятий. Специалисты не всегда могут дать гарантии полного излечения, особенно у пожилых пациентов с тяжелыми сопутствующими заболеваниями. Редко бывают случаи спонтанного восстановления речи, например, у молодых людей с исходным хорошим запасом здоровья и высокими компенсаторными возможностями. Этапы коррекции Обучение и коррекция играют большую роль в восстановительной терапии больных с разными видами афазии, в частности с амнестической формой. Они направлены на постепенное увеличение объема слухоречевой и зрительной памяти пациента. Обычно работа проводится в несколько этапов: Занятия над предметной отнесенностью слов - изучение картинок с подписями под изображениями предметов, выяснение их функциональных назначений, сопоставление своих частей тела с нарисованными на картинках. Занятия по восстановлению ситуативно-обусловленной речи - выполнение речевых указаний, заполнение анкеты, нахождение предметов в комнате по инструкции, проведение беседы на тему определенной ситуации. Расширение границ слухоречевой и зрительной памяти - решение кроссвордов, загадок, составление рассказов на заданные темы по серии картинок и их записывание, пересказ услышанного или прочитанного произведения, запоминание адресов и телефонов вымышленных персонажей.

Амнестическая афазия - своеобразное нарушение способности называть знакомые предметы («потеря памяти слов», словесная амнезия). Больной как бы забыл название окружающих его предметов, вещей, явлений, животных. В речи человек использует совсем мало существительных, заменяя их глаголами, т.е. ему легче сказать, что делают данным предметом, чем вспомнить его название.

Встречается амнестическая афазия в любом возрасте - все зависит от причины, ее вызвавшей. Но все же чаще нарушения памяти связаны с прогрессированием дегенеративно-дистрофических изменений в веществе головного мозга, происходящими в процессе старения, поэтому наиболее характерны они в пожилом возрасте.

Патологический очаг при амнестической афазии находится в глубине белого вещества на стыке теменной, височной и затылочной областей (так называемый центр памяти) левого полушария головного мозга (у правшей).

Причины, способные вызвать амнестическую афазию:

 острая спутанность сознания, которая может возникнуть в результате острого отравления как внешними ядами, в том числе и лекарствами, так и внутренними (отравление токсинами, содержащимися в крови при острой почечной или печеночной недостаточности). Эти вещества повреждают ткань головного мозга, и наряду с потерей памяти наблюдаются и другие общемозговые симптомы (вялость, сонливость, дезориентация);

 черепно-мозговая травма, при которой время амнезии напрямую зависит от тяжести травмы, при сотрясениях головного мозга длительность нарушения памяти может составлять всего лишь 1-2 минуты, но при тяжелых травмах, захватывающих белое вещество в области центра памяти, амнезия может сохраняться довольно продолжительное время;

 болезнь Альцгеймера. Нарушение памяти при болезни Альцгеймера нарастает постепенно как результат прогрессирования изменений в головном мозге;

 острое нарушение мозгового кровообращения, когда оно происходит вблизи центра памяти;

 хронические нарушение мозгового кровообращения;

 прогрессирование дисциркуляторной энцефалопатии;

 опухоли головного мозга;

 кратковременное нарушение памяти может наблюдаться после приступов эпилепсии и мигрени.

Информация к головному мозгу может поступать за счет зрительного либо слухового анализатора, в связи с этим клинически выделяют 2 формы амнестической афазии, в зависимости от того, какой путь получения информации извне больше всего пострадал.

1. Акустико-мнестическая развивается при повреждении связей между слуховым анализатором и центром памяти, появляется нарушение слухоречевой памяти (при поражении средних отделов коры височной доли):

 нарушение повторения набора слов в определенном порядке;

 речь скудная, в предложениях пропускаются слова (обычно имена существительные);

 вербальные парафазии - замена одного слова другим;

 речь замедленна, характерны большие паузы, во время которых человек старается вспомнить нужное слово.

2. Оптико-мнестическая афазия характеризуется разобщением между зрительным образом предмета и его названием из-за чего человек не может назвать предмет, но без труда описывает его предназначение. Возникает этот вид афазии при поражении области стыка височной и затылочной долей в угловой извилине. При этом основными становятся следующие симптомы:

 нарушение называния предмета при показе картинки;

 больные могут называть нужное слово при подсказке первой буквы либо первого слога названия;

 речь беглая, но смысл ее страдает из-за неточного употребления слов.

Деление на эти виды можно назвать условным, так как очень редко наступает поражение какого-либо одного небольшого участка мозга, поэтому в большинстве ситуаций наблюдаются сочетания различных видов афазий.

При амнестической афазии нарушен выбор слов, которые всплывают в сознании пациента. Тяжелые формы афазии распознать не составит труда, гораздо сложнее с легкими нарушениями памяти. Иногда то, что у человека проблемы с вспоминанием названий предметов, становится заметным только после длительного общения - такие люди хорошо находят синонимы к словам, которые не могут вспомнить, используют речевые штампы и заученные фразы.

3. Лечение амнестической афазии

Существуют случаи, что при наличии диагноза амнестическая афазия речь может спонтанно восстановится, но в основном, для нормализации речевой функции, требуется длительное и серьезное лечение. Особенность заключается в том, что в процессе лечения амнестической афазии принимают участие те участки головного мозга, в которых не имеется повреждений. На фоне этого основной упор делается на процессы зрительного и кинестетического анализа.

Первоочередно, квалифицированный специалист проводит ряд необходимых исследований, которые необходимы для выявления точной причины афазии.

Амнестическая афазия - своеобразное нарушение способности называть знакомые предметы («потеря памяти слов», словесная амнезия). Больной как бы забыл название окружающих его предметов, вещей, явлений, животных. В речи человек использует совсем мало существительных, заменяя их глаголами, т.е. ему легче сказать, что делают данным предметом, чем вспомнить его название.

Встречается амнестическая афазия в любом возрасте - все зависит от причины, ее вызвавшей. Но все же чаще нарушения памяти связаны с прогрессированием дегенеративно-дистрофических изменений в веществе головного мозга, происходящими в процессе старения, поэтому наиболее характерны они в пожилом возрасте.

Классические причины: почему возникает амнестическая афазия

Патологический очаг при амнестической афазии находится в глубине белого вещества на стыке теменной, височной и затылочной областей (так называемый центр памяти) левого полушария головного мозга (у правшей).

Причины, способные вызвать амнестическую афазию:

  • острая спутанность сознания, которая может возникнуть в результате острого отравления как внешними ядами, в том числе и лекарствами, так и внутренними (отравление токсинами, содержащимися в крови при острой почечной или печеночной недостаточности). Эти вещества повреждают ткань головного мозга, и наряду с потерей памяти наблюдаются и другие общемозговые симптомы (вялость, сонливость, дезориентация);
  • черепно-мозговая травма, при которой время амнезии напрямую зависит от тяжести травмы, при сотрясениях головного мозга длительность нарушения памяти может составлять всего лишь 1-2 минуты, но при тяжелых травмах, захватывающих белое вещество в области центра памяти, амнезия может сохраняться довольно продолжительное время;
  • болезнь Альцгеймера. Нарушение памяти при болезни Альцгеймера нарастает постепенно как результат прогрессирования изменений в головном мозге;
  • острое нарушение мозгового кровообращения, когда оно происходит вблизи центра памяти;
  • хронические нарушение мозгового кровообращения;
  • прогрессирование дисциркуляторной энцефалопатии;
  • опухоли головного мозга;
  • кратковременное нарушение памяти может наблюдаться после приступов эпилепсии и мигрени.
  • Симптоматика

    Информация к головному мозгу может поступать за счет зрительного либо слухового анализатора, в связи с этим клинически выделяют 2 формы амнестической афазии, в зависимости от того, какой путь получения информации извне больше всего пострадал.

    1. Акустико-мнестическая развивается при повреждении связей между слуховым анализатором и центром памяти, появляется нарушение слухоречевой памяти (при поражении средних отделов коры височной доли):

    2. Оптико-мнестическая афазия характеризуется разобщением между зрительным образом предмета и его названием из-за чего человек не может назвать предмет, но без труда описывает его предназначение. Возникает этот вид афазии при поражении области стыка височной и затылочной долей в угловой извилине. При этом основными становятся следующие симптомы:

    Деление на эти виды можно назвать условным, так как очень редко наступает поражение какого-либо одного небольшого участка мозга, поэтому в большинстве ситуаций наблюдаются сочетания различных видов афазий.

    При амнестической афазии нарушен выбор слов, которые всплывают в сознании пациента. Тяжелые формы афазии распознать не составит труда, гораздо сложнее с легкими нарушениями памяти. Иногда то, что у человека проблемы с вспоминанием названий предметов, становится заметным только после длительного общения - такие люди хорошо находят синонимы к словам, которые не могут вспомнить, используют речевые штампы и заученные фразы.

    Принципы лечения

    В первую очередь, нужно выяснить причину возникновения амнестической афазии и постараться ее устранить. К сожалению, поврежденные клетки речевого центра уже не смогут выполнять в полной мере свои функции. Лечение направлено на то, чтобы выработать в головном мозге новые ассоциативные связи, чтобы соседние здоровые мозговые клетки взяли на себя функции утраченных. Так, если, например, нарушено в основном слухоречевое восприятие, то делается акцент на нахождение нужных слов с преимущественным использование зрительного анализатора, и наоборот.

    Обучение больного с тяжелой формой афазии напоминает процесс социализации маленького ребенка, который не знает как что называется, но с течением времени, после многократного повторения, название того или иного предмета плотно закрепляется в памяти путем построения зрительно-речевых и слухоречевых связей. Похожий процесс происходит и в мозге у человека, страдающего амнезией, только он протекает гораздо медленнее.

    Наилучшие результаты достигаются, если начать лечение уже в первые дни от начала заболевания.